Опубликовано 17 Март, 2016 - 04:36

Алтай. Туристический маршрут «Казачья подкова Алтая»

Вы были когда-нибудь на Алтае? Я имею в виду не Горный Алтай, а Алтайский край. Если точнее, то его предгорную зону. Здесь город есть. Называется Белокуриха. Вообще-то, это курорт, но можно и просто так приехать. Некоторые «дикарями» приезжают, некоторые услугами турфирм пользуются. Во всех случаях здесь, в городе, местные экскурсионные бюро предлагают туристам различные экскурсии. В том числе предлагают и проехать по турмаршруту «Казачья подкова Алтая».

Маршрут этот относительно новый, проложен он там, где в восемнадцатом веке прошла Колывано-Кузнецкая казачья оборонительная линия. Она обеспечивала безопасность территорий, расположенных севернее, от набегов джунгар. В ее составе были крепости, редуты, защиты, форпосты, маяки. Все это укрепленные пункты. Самый большой – крепость, самый маленький – маяк. Что собой представляет первый, понять можно, что касается последнего, то это просто наблюдательная вышка, да несколько домов рядом. К примеру, в Ново-Смоленском маяке, находящимся на этой казачьей линии, жили всего четыре казака.

Наверное, не следовало в такие подробности вдаваться, но, думаю, с ними будет лучше. Ведь турмаршрут, о котором идет речь, сейчас представлен несколькими экскурсиями по близлежащим к турбазам точкам. Из Белохурики предусмотрена экскурсия в стан Терский.

Так получилось, что при массовом заселении Сибири, в стан Терский за короткое время приехало много крестьян из Европейской части России. Это, конечно, хорошо, но у них почти сразу началось недопонимание, порой переходившее в драки, с живущими здесь казаками. Помириться никак не могли крестьяне и казаки. Наконец, приехал сюда настоятель православного храма, точнее, благочинный, из расположенного в двадцати километрах большого села, являющегося экономическим центром волости, Быстрого Истока. Помирил он жителей Терского, а чтобы в дальнейшем спором у них не возникало, разделил он этот стан на две части. Ручей там есть большой, он как бы естественной линией раздела послужил тогда. Вот по этому ручью и разделил благочинный стан. А чтобы совсем о вражде забыли, переименовали тогда Терский в деревню Новопокровку. С той поры та ее часть, которая к востоку от ручья, казачьей называлась, а которая к запада – мужицкой.

В этой Новопокровке, бывшем стане Терском, есть казачья усадьба, в которой всегда рады туристам, встречают их как дорогих гостей. Причем так встречают, как это принято у казаков. Они и песни споют, и чарку на шашке подадут, и обряд какой-нибудь покажут. Да так все сделают, что туристам потом уезжать не хочется.

Маршрут работает и зимой. Встреча у дозорной башни.
Маршрут работает и зимой. Встреча у дозорной башни.

Встреча группы начинается на горе Сопатой. Знаете, почему она так названа? Раньше на этом месте казачки казаков на войну провожали. Вот и проплакали всю гору, или, как здесь принято говорить, просопатили. Между прочим, во время проводов они не плакали, только после того, как отряд казаков по пыльной полевой дороге отправлялся в Быстрый Исток, где пристань была, и уже скрывался за поворотом, плакать казачки начинали.

Казаки встречают атамана
Казаки встречают атамана

Группа туристов отправляется в гости к терским казакам на автобусе. Обычно в ее составе не менее десяти человек, поскольку самая короткая поездка сюда занимает около полутора часов. Выехать группа может, как из города Белокуриха, так и из города Бийска и даже Барнаула, что увеличивает продолжительность поездки в два с лишним раза. Впрочем, при выезде из Барнаула туристы делают остановку в городе Бийске, где также много интересного. Приезжают также группы из турзон «Бирюзовая Катунь», «Айское озеро». Бывают поездки и с турбаз Горного Алтая.

Традиционная чарка атаману
Традиционная чарка атаману

Первое, что видят туристы, подъезжая к месту встречи, - столб дыма. Это нечто вроде традиции. Именно дымом давали сигнал дозорные казаки, увидев со своей сторожевой вышки приближающийся отряд джунгар. Вскоре, из-за поворота взору туристов открывается расположенная километрах в трех Сопатай гора. Именно там находится источник дыма, о происхождении которого группе в автобусе рассказывает гид.

Когда до горы остается менее километра, становится отчетливо видно высокую дозорную башню, увенчивающую вершину горы. Автобус приближается, и навстречу ему, от дозорной башни выдвигаются два верховых казака. Метрах в ста от места встречи автобус останавливается или почти останавливается. В это время всадники рысью кружат вокруг автобусу, двигаясь навстречу друг другу. При этом возникает эффект, будто автобус окружил целый казачий отряд. С этого момента в игру-встречу обычно включаются туристы. Бывает так, что вся группа выходит из автобуса и идет за всадниками пешком. Процессию в таких случаях замыкает пустой автобус.

Очередной автобус с туристами в сопровождении казаков подходит к горе Сопатой
Очередной автобус с туристами в сопровождении казаков подходит к горе Сопатой

Но вот, наконец, и Сопатая гора. Здесь группу встречает хозяйка казачьей усадьбы. Встреча проходит интересно. Туристы узнают, где именно они сейчас находятся, и почему это место имеет именно такое название. Хотя остановка здесь по программе должна занять пятнадцать минут, обычно времени этого не хватает. Многие поднимаются на смотровую площадки дозорной башни, откуда открывается панорама: долина реки Ануй, большое село, бывший стан Терский, Протянувший по линии Запад – Восток, Ануйский увар, за ним Алтайские горы. Фотографируются туристы и с верховыми казаками, и с казачками, владелицей казачьей усадьбы и ее помощницей.

Далее группе предстоит путь от горы до места, где программа будет продолжаться, то есть, до казачьей усадьбы. Обычно этот путь автобус, доставивший сюда группу, следует или пустой, или почти пустой. Для туристов приготовлены повозки, в которые запряжены красивые лошади.

От дозорной башни в казачью усадьбу туристы обычно едут в повозках
От дозорной башни в казачью усадьбу туристы обычно едут в повозках
Казак должен уметь все
Казак должен уметь все

Путь от Сопатой горы до усадьбы – это около двух километров. Когда группа прибывает на место, кто-нибудь из туристов по просьбе гида, или сам гид, обращается к встречающим казакам и казачкам с традиционным приветствием: «Здорова ночевали, казаки»! «Слава Богу», - слышится дружный ответ.

Встреча продолжается. К группе подходит казак, навстречу выходит или гид, или кто-нибудь из туристов, который заранее проинструктирован, как он именно он должен себя вести, что говорить. Говорить нужно немного, всего лишь сообщить, что группа прибыла в гости к казакам, а он, если это турист, назначен гидом старшим группы, или (что очень редко) гид говорит о том, что доставил в гости к казакам туристов.

Казак вынимает из ношен сверкающую шашку, удерживает ее двумя руками за рукоятку и лезвие, обращается, полуобернувшись, к своим: «Чарку старшему группы». В случае, если приказ не исполняется мгновенно, казак требовательно, с нотой недовольства, повторяет: «Чарку»!

Почему-то этот момент встречи всегда вызывает неподдельный восторг. Может быть, дело в том, что все это проходит именно так, как надо? Скорее всего, дело именно в этом. Ведь в Терском стане казаки не «ряженые», а потомственные, реестровые.

Казаки и казачки должны многое уметь
Казаки и казачки должны многое уметь

По заранее обговоренным с экскурсионным бюро условиям, чарку на шашке могут подать наполненной водой, водкой, а порой даже самогоном. При этом наполняют ее здесь же из четверти. Это такая большая стеклянная бутылка, емкостью три литра.

После этого момента встреча может развиваться по нескольким программам, которые предварительно были заказаны экскурсионным бюро. Чаще всего заказывают казачью свадьбу. При этом в роли жениха и невесты кто-нибудь из туристов.

Вот она, казачья свадьба
Вот она, казачья свадьба

С интересом группа следит за традиционным одеванием невесты в особый казачий наряд, за тем, как эта пара выполняет различные задания, которые должны уметь выполнять казак и казачка. Все это происходит под задорные казачьи песни и пляски, в которых участвуют и туристы.

На реке Ануе
На реке Ануе

Летом, когда позволяет погода, группа проезжает в повозках к реке Аную. Здесь вниманию туристов предлагается купание коней, уха. Вода в Ануе чистая и теплая. Многие туристы, пользуясь случаем, купаются.

Вода в Ануе чистейшая, плохую воду казачий конь пить не будет
Вода в Ануе чистейшая, плохую воду казачий конь пить не будет

Интересно проходит застолье и в самой казачьей усадьбе. Часть блюд готовят в русской печи. Такое обычно происходит в конце лета или осенью. Больше всего туристам нравится то, как казачка при них достает из печи ухватом большой чугун с пшенной кашей, сваренной с тыквой.

Встреча на казачьей усадьбе продолжается часа три. После этого, попрощавшись, туристы размещаются в автобусе и уезжают.

Николай Дунецрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также