Роман "герой нашего времени" долгое время был самым любимым моим литературным произведением. Запал он мне в душу еще со школьных времен, в течении которых был перечитан на 2 раза, а в последующие годы - пожалуй, не менее 4-х. В последнее время юношеский максимализм прошел, к произведению я поостыла, но все-таки меня несколько удивил,почему на данную экранизацию нет ни одного отзыва? Ведь это, как минимум, произведение из школьной программы, и как максимум, роман одного из самых выдающихся русских поэтов и писателей...
Данная экранизация, а точнее, как утверждают сами создатели, сериал "по-мотивам" произведения М.Ю.Лермонтова, который для меня все-таки больше именно экранизация с незначительными элементами вольности, вышел в 2006 году из под руки режиссера Александра Котта. Знаю, что у романа есть вполне хорошая и полюбившаяся многим киноверсия 1965 года. Но я не большой фанат советских экранизаций, поэтому я всегда с интересом и надеждой наблюдаю за тем, что получается, когда за классику берутся современники. Получается, надо сказать, это дело, что у русских, что у иностранцев, посигнувших на русскую литературу, с переменным успехом.
В данном случае, на мой скромный взгляд, в данном случае итог вышел вполне годный и достойный, хоть и почему-то лишенный особого внимания зрителей и кинокинокритиков, и не имеющий широкой известности. Что, несомненно,обидно.
Начну с подбора актерского состава.
Сначала поговорим о мужчинах:
Печорин - Игорь Петренко.
И не блондин вовсе, как в романе, и , может, кому-то покажется, что ему не хватило светского аристократизма и холодной расчетливости, то по крайней мере, я бы сказала, если это и не Печорин, то что-то близкое к нему. И такой Печорин имеет место быть)) В целом, считаю, что актер справился.
Доктор Вернер (Авангард Леонтьев)- еще один своеобразный, но сильный и убедительный, харизматичный и запоминающийся мужской образ
Сергея Никоненко в роли Максима Максимыча так же могу только похвалить.
Что касается остальных персонажей, то тут тоже нет нареканий - Рокотов, Казбич, Азамат, Степан и прочие - никаких претензий. Впрочем, без "слабого звена" не обошлось, коих оказалась 2. И что самое обидное, один из них - один из центральных образов.И это -
Грушницкий в исполнении Юрия Колокольникова.
Я уверена, что Юрий хороший актер и вполне бы мог справиться с ролью лучше, если бы по-каким-то причинам, уж не знаю, по воле режиссера или из-за чего-то другого, так сильно не переигрывал, показывая желание своего персонажа порисоваться и "сделаться героем романа". Думаю, Лермонтовский Грушницкий делал это более утонченно и изящно. Здесь же эта его черта выписана настолько грубо, это выглядит просто смешно, оттого должной вражды, конкуренции и накала между героями Грушницкого и Печорина не чувствуется, и в этом, на мой взгляд, есть большое упущение.
Однако ж, худшим образом в сериале для меня все-таки стал не он. А Слепой в исполнении Александра Якина (полстраны знает его как Рому Букина). Эта роль полностью не его. Играет плохо. Никакого выражения в словах, говорит чуть ли не по слогам... Полный провал в моем понимании.
Женская команда в этом плане справилась куда лучше, тут обошлось без серьезных промахов. Все в своих ролях выглядят гармонично, вопросы есть, разве что, к "Ундине" - как к актрисе, претензий нет, но лично я ее себе представляла куда более красивой девушкой.
Вера (Эльвира Болгова)- аналогично Печерину, хоть и не книжная блондинка, но хороша и убедительна.
Княжна Мери (Евгений Лоза) - попадание в точку.
Так же понравилась и Ирина Алферова в роли княгини Лиговской
Бэла тоже вполне неплоха, хотя и чувствуеются в актрисе некая скованность, видимо,ввиду неопытности.
А вообще, наверное, с точки зрения подбора актеров, всем не угодишь... Все равно, когда ты читаешь книгу, в голове рисуется свой собственный образ персонажа, далеко не у всех одинаковый... Но, по крайней мере, радует то, что "авторское видение" персонажей - это единственное обстоятельство, из-за которого у зрителя могут возникнуть к создателям сериала вопросы.Потому что в остальном все хорошо.
Во-первых. Даже несмотря на то, что последовательность глав отличается и от книжной, и в некоторой мере, отличается от хронологической, хотя и предельно близка к ней, впечатления это не портит, путаницы не возникает.
Во-вторых. Даже несмотря на то, что хронометраж сериала составляет 8 серий, несмотря на плавную нить повествования, никакой скуки, затянутости не ощущается.
В-третьих, и в-главных.Даже несмотря на то, что видно, что картина невысокобюджетна, она пропитана той самой, "правильной" и "нужной" Лермонтовской атмосферой
.
Не знаю, насколько понравится картина тем, кто не читал книгу, но мне, как человеку , прочитавшему ее не на один раз, экранизация понравилась. А ввиду отсутствия других конкурентноспособных современных экранизаций, для себя я могу назвать её лучшей. Поэтому рекомендую.