Опубликовано 13 Октябрь, 2013 - 18:31

Однажды я была в гостях у тетушки с дядюшкой. Вдруг они бросили все дела и уставились в телевизор. "Ты что? не смотришь? это же "Великолепный век"!"...пришлось смотреть вместе с ними, серии с 16-ой что ли...поскольку они ничего не объясняли, а сама я понятия не имела, о чем фильм, то просто смотрела, ни о чем не думая. Но через 30 минут просмотра уже поняла, что про Роксалану. И это я хочу сказать тем, кто постоянно упрекает фильм в несоответствии историческим фактам. Я знала про нее лишь то, что знают все. Не более того. С какой серии не начни смотреть сериал, не имея ни какого предварительного объяснения - о чем это, все равно довольно быстро поймешь: про Роксалану. Это говорит лишь об одном совершенно точно: все же история тут присутствует.

Требовать более детального следования историческим фактам в данном контексте довольно нелепо по нескольким причинам. Первая: никакое художественное произведение не обязано следовать строго историческим фактам - ни фильм, ни книга. Художественное произведение всегда плод фантазии на тему, в данном случае, на историческую. Это персональный, субъективный взгляд художника-творца, писателя, сценариста, режиссера, еще одна версия того, как это могло быть. Вторая причина: история - это вообще такая область знания, которая весьма субъективна сама по себе. Оставшиеся свидетельства современников и тех, кто жил позже и уже переписывал чужие хроники, все они опять же субъективны. Мало ли кто что мог написать? Одному - понравилась Хюррем-султан, другому - нет. Одному показалась красивой, другому дипломату пришлась не по вкусу. А многие свидетели вообще не видели ее живьем, лишь собирали слухи-сплетни того времени. Современные же историки, собрав все вкупе, делают лишь свои интерпретации истории, более-менее объективные. Однако наши представления об истории и то, что происходило на самом деле в те времена - могут достаточно мало соответствовать друг другу. Поэтому давайте назовем это "интерпретацией истории" и перестанем думать, что мы знаем как было все НА САМОМ ДЕЛЕ. Этого не знает никто.

Где-то прочла, что мол, настоящая Хюррем была невзрачная, серая мышка. А тут подобрали совсем неподходящую актрису. Кстати, соврешенно точно известно, что Роксолана была рыжеволосая, более того, ее сын (Селим) и ее внук, были тоже рыжеволосыми. Во внешности, я думаю, что актриса весьма близка к оригиналу. Основанием для меня является лишь портрет Тициана La Sultana Rossa. Поскольку он был ее современником и написал портрет где-то в 1550 гг. Посмотрите внимательно. Хюррем-актриса весьма похожа на тициановскую.

Теперь еще раз о "белых пятнах" истории и множественных интрепретациях. Кто такая Роксолана - загадка истории. Совершенно не доказано, что она Александра Лисовская или Анастасия Лисовская. Более-менее ясно лишь то, что она родом из земель, чуть позднее объединенных в государство Речи Посполитой. Но там в те времена жили: литвины (ВКЛ, нынешние белорусы), поляки, предки украинцев, русины (кого конкретно звали русинами - вопрос, не следует отождествлять с современными русскими). Поэтому ее с равным успехом приписывают себе и украинцы, и поляки и прочие.

Так же, видимо, она была достаточно образованной уже до того, как попала в гарем, иначе никак не смогла бы добиться столь высокого положения. Как всякая умная женщина, понимавшая всю шаткость своего положения в султанском гареме, она приложила все силы, чтобы упрочить это положение и свой статус - не рабыни, а жены. И, конечно, продолжила свое образование, изучив для начала язык султана. И вот здесь есть заметное расхождение между интерпретацией образа Хюррем создателями сериала и фактами, описанными многочисленными дипломатами тех времен, которых впоследствии принимала Хюррем. В сериале она показана взбалмошной сумасбродкой, не дальновидной, не слишком умной, простовато-грубоватой. Скорее всего историческая Хюррем была умнейшей женщиной своего времени (что никак не вяжется с образом фильма) и, безусловно, была властолюбивой, дальновидной, прекрасно разбиралась в политике, в искусстве и во многом другом. И наверняка, была коварной, плела интриги, обладала большой долей жестокости, присущей тому времени вообще. Ее реальный образ противоречив и далек от однозначно-прямолинейной трактовки. В любом случае, героиня сериала никак не дотягивает до него. И это моя единственная претензия к фильму. Но создатели имеют право на свое видение. Как говорится, не согласны - снимите свой фильм.

Во всем остальном фильм хорош: музыка, декорации, другие герои, накал чувств и страстей. Я бы даже сказала, что сериал именно накалом страстей и привлекает, затягивая в омут переживаний, которые сквозь века все так же нам близки и пронзительно прекрасны. К тому же очень интересно смотреть на колорит - чужой нам - восточной культуры. Это был расцвет Османской империи и от сериала веет духом мужественного, жестокого и яростно-яркого времени. Воистину, Великолепный Век! Так что давайте насладимся сериалом! А кому не нравится - просто не смотрите!

P.S. уже после написания статьи приключилось забавное: один родственник, ранее не замеченный в любви ни к мелодрамам, ни к женским сериалам - неожиданно плотно "подсел" на "ВВ". Сидит дома уже 5-ые сутки с выпученными глазами перед компом и ...смотрит. Не футбол. Не боевик. Посему я решила, что сериал заслуживает всех пяти звездочек, а не четырех!

Достоинства
  • Волшебная музыка
  • Колоритный
  • Неожиданно из Турции
  • Отлично костюмирован
  • Яркие образы
Недостатки
  • Искажен образ главной героини
  • Убрали мерьем узерли
Хельга_Мрекомендует
Читать все отзывы 403
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Согласна с Вашим восприятием образа главной героини.Я не могу назвать ее мудрой.В сериале она играет взбалмошную особу,ну никак не Султаншу!))
16.01.2014
Спасибо за комент. Действительно, такие сумасбродки среди интригующих и далеко не глупых соперниц, вряд ли выигрывают в конечном итоге. С характером героини они явно ошиблись Smile
Другие отзывы
Читать все отзывы 403
Смотрите также