Опубликовано 6 Декабрь, 2017 - 13:25

  • Опыт использования:
    несколько раз
  • Стоимость:
    404 руб. в 2008 году

"Нефритовые четки" - бальзам на мою исстрадавшуюся душу. Десятая книга серии о приключениях Фандорина кажется, на первый взгляд, логичным завершением серии. Правда, за ней еще пять книг идет, но это мелочи)) Так вот, "Четки" - это 11 книга из коллекции, представляющая собой сборник рассказов о том, что случалось с Эрастом Петровичем между его приключениями. Рассказов коротких и длинных, остроумных и нелепых, занимательных и скучных. Давайте немножечко поподробнее о каждом.

"Сигумо"

Йокогама, 1881 год. Минуло три с небольшим года, после событий, развернувшихся во второй части "Алмазной колесницы". И вот Эраст Петрович вновь возвращается в Японию - на похороны своего бывшего начальника, после некоторых событий вынужденного уйти с государственной службы, принять японское подданство и сменить фамилию. После всех этих действий, товарищ Эраста Петровича и вовсе пошел по Пути Просветления, окончив жизнь монахом.

После церемонии захоронения, знакомые покойного сообщают, что сгубил последнего огромный паук-вампир и оборотень одновременно с названием Сигумо. Это существо, способное превращаться из человека в паука и обратно. Фандорин в такие метаморфозы не верит, поэтому решает разобраться в странной истории.

Рассказ, к счастью, короткий, не слишком занимательный и интересен только тем, кто совсем недавно перечитывал "Алмазную колесницу", как это делала я, поскольку произведение является своеобразным эпилогом к одной из историй, развивавшейся внутри другой истории. Честно говоря, после прочтения в таком контексте становится горько и грустно...

"Table-talk"

Рио-де-Жанейро, 1882 год. Фандорина приглашают в один из "салунов", где собирается компания старых знакомых. Нужен он этому сборищу с одной единственной целью - разгадать старую загадку, припорошенную временем и щекочущим ароматом тайны.

Пять лет тому назад в глухом подмосковье в семье очень обеспеченного князя случается огромное горе - одна из его дочерей-двойняшек бесследно исчезает, вторая впадает в беспамятство, а отец от таких потрясений вскоре погибает. Девушку так и не нашли. Поэтому общество надеется, что Эраст Петрович сумеет пролить свет на это событие.

Тайну Фандорин, впрочем, раскроет всё в той же застольной беседе. Итого, коротко, занимательно, интересно.

"Из жизни щепок"

Москва, 1883 год, события развиваются сразу после раскрытия тайны "Смерти Ахиллеса", т.е. Эраст Петрович занимает в обществе очень весомое положение. Именно поэтому у Государя его выпрашивают поучаствовать в раскрытии причин гибели управляющего железнодорожной компании "Фон Мак и сыновья" - очень крупного дельца, погибшего от яда, подсыпанного в его чай. Попутно тот же чайник губит еще две жизни. К расследованию скандального происшествия привлекают аж двоих следователей, один из которых, разумеется, Эраст Петрович, который не может отказать после такой протекции.

В рассказе ничего примечательного, кроме того факта, что 26-летний Фандорин работает "под прикрытием" в качестве временного секретаря в вышеупомянутой железнодорожной компании.

"Нефритовые четки"

Москва, 1884 год. Жестоко порешили скупщика разной краденой мелочевки. Изрубили его топором, ничего не взяли, хотя лавку перерыли вверх дном. Фандорина приглашают присоединиться к делу не столько ля того, чтобы найти виновного - мало ли отребья в не самых благополучных кварталах, - а чтобы изыскать тайник. С чем Фандорин и справляется. Как мы все догадались из заголовка, в тайнике обнаруживаются нефритовые четки.

Но рассказ интересен не содержимым тайника, который найдут в самом начале, а совсем другими событиями. Рассказ великолепный - рекомендую.

"Скарпея Баскаковых"

Подмосковное село Баскаковка, 1888 год. События происходят параллельно с тем, что описано в романе "Особые поручения". За дело берется наставник Эраста Петровича - Анисий Тюльпанов.

Анисий отправляется в глушь, чтобы расследовать дело, в котором замешана....огромная священная змея, изображенная на древней иконе Баскаковых, передающейся из поколения в поколение. Это надо читать)

"Одна десятая процента"

Москва, 1890 год. Путанная, незавершенная, полнейшая ерунда. Нам-то расскажут что к чему, но как-то оно фе. Если коротко, один человек застрелил другого на охоте. В затылок. Случайно. Никаких мотивов. Ноэтонеточно.

"Чаепитие в Бристоле"

Англия, 1891 год. Завершена "Коронация" и Фандорин отправляется в добровольное изгнание. Он в смешанных чувствах, поскольку уже не молод - ему 35, к государственной службе допущен быть не может по понятным причинам, а больше ничего не умеет. В расстроенных чувствах он снимает комнату у старушечки, которая и сама является жиличкой флигеля, который ей пожаловал много лет назад человек, бывший ее опекуном. После его разбил паралич, но право на жизнь в этом месте закреплено за ней, пока она "коптит небо".

Основную часть дома занимают потомки бывшего опекуна, которые открыто не любят старуху. А зря - бабулька огонь. Щелкает сводки новостей из газет как орешки, строит глазки дворецкому противоборствующей семьи и потчует Фандорина плюшками. И это в свои 76!

Описывать дальнейшее не имеет смысла - ничего особо занимательного, но рассказ стоит прочтения.

"Долина мечты"

Сплитстоун, 1894 год. Рассказ огромный, по объему потянул бы на целую книгу - "Турецкий гамбит" нисколько не толще. Но такая тягомотина... Это вестерн. Типичный вестерн. Ненавижу. Могу описать одной фразой: "Зачтомнеэто?!"

Если очень кратко: Услуги Петровича за огромные деньги прикупил его бывший соотечественник - странный сверх-богатый дядька. Он занимается извращенной благотворительностью - поселил в долину кучку бывших земляков, которые живут так коммуной. Их начали притеснять с другого края долины, потом появился Всадник без головы. В целом, это всё невкусно пахнет, а разгребать Фандорину. Ну, и разгреб. В этом рассказе скачут, стреляют, все пыльно, затянуто и нудно.

Полагаю, что отдельной книгой "Долину" не издали только потому что ее художественная ценность годится только на растопку печки.

"Перед концом света"

Село Богомилово, 1897 год. Грядет первая всероссийская перепись, и фандорин, маскируясь обычным купцом, приезжает в Россию, чтобы увидеть всё своими глазами. По обычной для Фандорина случайности его заносит в село староверцев, где совершен обряд самозакапывания - обычное для верования таинство, в результате которого закопавшиеся "очищаются от грехов", приняв мученическую смерть от удушения.

Очень лубочный рассказ. Мне зашел как родной, хотя чтиво крайне тяжелое.

"Узница башни или краткий, но прекрасный путь трех мудрых"

Замок Во-Гарни, 1899 год, точнее сказать канун 1900 года. В этом рассказе схлестнутся остротой и скоростью мысли Шерлок Холмс и Эраст Фандорин. Обоих сыщиков пригласил несчастный хозяин замка, ставший заложником козней знаменитого преступника Арсена Люпена. Замок заминирован, бомба рванет в полночь, если преступник не получит 1 750 000 выкупа. Проще было бы пожертвовать домом, но в его глубинах лежит парализованная девушка, которую нельзя вынести наружу.

Необычно. Уж чего-чего, а Холмса я встретить не ожидала)) Забавный рассказ, очень приятный и запоминающийся.

Плюсы:

  • Потрясающие иллюстрации. Реально, залюбуешься. Это достаточно позднее издание, поэтому форзац и нахзац книги тоже оформлены красиво. Хотя это всё тот же "Захаров", от которого у меня вся серия.
  • Книга открывает глаза на то, что происходило во время и между других книг.
  • Показывает некоторых героев, любимых или запомнившихся из других книжек, с новых сторон.
  • Некоторые рассказы приятны сами по себе.

Минусы:

  • Не все рассказы одинаково хороши, хотя, несомненно, на каждого найдется свой любитель.
  • Эраст Петрович, а вы - знатный кобелина... И это прекрасно видно по конкретному сборнику. Ну, так не сильно приятно, честно говоря.
  • Третий пункт - претензия к издательству. "Захаров", нахрена вы обложку из глянцовой матовой сделали?! Та же серия, но на полке они смотрятся НЕ КРАСИВО, хотя матовая ламинация, сама по себе, более выигрышна, чем глянцевая. Но об этом сразу надо было думать...
  • Немного жаль, что первый десяток книг в другом оформлении - я бы не отказалась от чудных иллюстраций талантливейшего Игоря Сакурова.

И что в итоге?

Честно говоря, от сборника с таким названием, ожидается 25 коротких рассказов, один из которых бьет прямо в сердце (почему я так выразилась поймут те, кто прочел книгу). Но что имеет, то имеем. Оценивать, как обычно, буду по среднему. Из 10 рассказов мне совершенно не понравился всего один, еще несколько показались так себе. От пары рассказов я осталась в дичайшем восторге. Книгу рекомендую (не последнюю роль в рекомендации, честно говоря, играют те факты, что у меня есть вся серия и что в этой книге дивные иллюстрации), и оцениваю на 3 из 5.

Достоинства
  • дополнительные факты жизни фандорина
  • разнообразие сцен
  • увлекательная
  • чудесные иллюстрации, много
Недостатки
  • некоторые моменты скучны
Rinaiaрекомендует
Читать все отзывы 16
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Я очень хорошо помню этот сборник. Насколько он не плох, настолько ужасен рассказ про Омерику. У меня на минуту сложилось ощущение, что это пишет Донцова, которая на почве иронического детектива повредилась головой, и решила выписать вестерн!
06.12.2017
Это точно. Я его читала-читала... Читала-Читала... ЧИТАЛА-ЧИТАЛА. И кое-как дочитала, поминутно себе задавая вопрос: "Зачем, за что и почему?"
Лучше было бы, если бы Акунин перечитал этот недовестерн и сжег. Всем было бы лучше: читателям, писателю, Фандорину, репутации писателя, книге... Но вот нет. Он, зараза, занял пятую часть от объема всего сборника...
У Акунина бывают такие осечки. Не так часто, но достаточно, что бы вызвать недоумение.
Когда я читала его книги про Николоса Фандорина, у меня периодически волосы на голове шевелились. Про историческую часть, там все хорошо, а вот современность у Акунина не получается.
06.12.2017
Я сейчас перечитываю "Весь мир театр" и это плохо... Чем ближе к нашим дням, тем хуже. Правда, я еще в начале книги но она мне в первый раз не понравилась, поэтому не факт, что по душе придется сейчас
Это вообще моя нелюбимейшая книга серии.
При этом Акунин явно вдохновлялся Моэмом, и его романом "Театр", который очень на любителя.
Можно, например, синтезировать, что у писателя получается хорошо, а сто не очень.
Хорошо: -детективная линия,
Атмосфера другой эпохи,
Мужчины супермены,
Мужчины сложной судьбы.
Не получается:
Интриги,
Женщины,
Дети,
Наши дни,
Другие страны.
Как-то так.
Другие отзывы
  • 06.12.2017
    Знакомство с творчеством Бориса Акунина началось с книги "Пелагия и красный петух" из трилогии "Приключения Пелагии". Приобрела ее случайно в одном из книжных магазинов аэропорта. Скажу откровенно так и не смогла ее дочитать. Не пошла. Второй попыткой был цикл книг об Эрасте Фандорине.
  • 05.06.2016
    Кто осмелится сказать, что Акунин пишет плохо? Да никто, во всем мире целая куча поклонников творчества данного писателя. Это образец лучших детективных рассказов современного автора. Что же делает эти детективы такими особенными?
Читать все отзывы 16
Смотрите также