Опубликовано 31 Август, 2016 - 15:40

Хочу сразу предупредить о том, что эта книга относится к жанру созерцательной литературы. Несмотря на то, что здесь есть определенный набор персонажей и сюжетная линия, говорить о конкретном сюжете не получится, так как история наполнена образами и символами, которые внимательный читатель наверняка сможет заметить.


Точно также и мой отзыв будет лоскутом моих эмоций, которые я переживал в момент прочтения той или иной главы. Я не могу целостно высказаться об этом литературном памятнике, который смог привлечь мое внимание. Если вам интересна моя лаконичная оценка, то это очень тяжелое на восприятие произведение, осилив которое, я остался весьма доволен. Несколько недель вдумчивого вчитывания в текст с периодическим поиском информации в сети того стоили.


Это не сколько религиозно-мистическое наследие прошлых ошибок и заблуждений человека, сколько переосмысления места человека среди католических и христианских ценностей. Попытка найти самого себя настоящего среди запутанных и давно опустевших символов, понятных разве что только самим духовникам, которые давно перестали даже пытаться понять просто народ. Вещающие с золотых кафедр собственного величия, и даже не способные понять то, чем живет и дышит их паства.


Это не фантастика про космические перестрелки или очередное путешествие группы героев ради сокровищ. Это серьезная и вдумчивая литература, к которой нужно подходить с определенным настроением. Иначе книга просто окажется непонятной или пресной.

Переводчик: Зубков Н.

Редактор: Крюков Владимир

Издательство: Энигма, 2012 г.

Серия: Коллекция Гримуар

Страниц: 512 (Офсет)

Масса: 582 г

Размеры: 215x148x30 мм

 

 

Аннотация к книге "Собор"

"Этот собор - компендиум неба и земли; он показывает нам сплоченные ряды небесных жителей: пророков, патриархов, ангелов и святых, освящая их прозрачными телами внутренность храма, воспевая славу Матери и Сыну…" - писал французский писатель Ж. К. Гюисманс (1848-1907) в третьей части своей знаменитой трилогии - романе "Собор" (1898). Книга относится к "католическому" периоду в творчестве автора и является до известной степени произведением автобиографическим - впрочем, как и две предыдущие ее части: роман "Без дна" (Энигма, 2006) и роман "На пути" (Энигма, 2009). И все же главный герой этого романа, пожалуй, собор. Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, - мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание. Именно в этом смысле он и анализирует сакральную архитектонику, скульптуру и живопись храма, его эзотерическую эмблематику, запечатленную в розетках и витражах, погружается в детальную экзегезу этого монументального теологического Писания, возведенного на останках кельтского святилища, вникает в сокровенный смысл герметического бестиария, населяющего его карнизы: всех этих демонов, горгулий, грифонов, гарпий и химер.
Произведение насыщено экскурсами в историю монашества, многочисленными цитатами из трудов Отцов Церкви и средневековых хронистов, размышлениями о католической литургике и символизме храмового искусства. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений потребовала обстоятельных комментариев, при составлении которых редакция решила не ограничиваться сухими лапидарными сведениями о тех или иных исторических лицах, а отдать предпочтение миниатюрным, подчас почти художественным агиографическим статьям.
"Самым замечательным документом жизни религиозной души во Франции я считаю произведение Гюисманса, этого героя и мученика декадентства, бесконечно чуждого современной пошлости. Гюисманс интереснее и глубже "модернистов", - писал Н. Бердяев. - Никто еще не проникал так в литургические красоты католичества, не истолковывал так готики. Одно это делает Гюисманса большим писателем".

Я даже не знаю как именно подступиться к этому отзыву. Эта книга настолько захватывающая и интересная, что мне просто не хватит слов для ее описания. Здесь столько завораживающих и сложных вопросов о католической культуре и символике, столько попыток проанализировать причины появления определенного стиля архитектуры церкви по отношению к светскому миру, который окружает ее и гармонично сочетается с мирянами, что идет кругом голова.


Очень красивое издательство. Серия " Гримуар" покорила мое сердце еще тогда, когда я купил свою первую книгу про графа Влада Цепеша. Потом уже появились остальные издания этой серии. "Собор" был последней покупкой, и я с нетерпением жду появления новых книг, которые смогли меня заинтриговать. Каждую книгу можно считать куском мозаики, которая складывается в цельный узор невиданной ранее красоты.

Храм — земное воспроизведение модели высшего мира, копия небесного архетипа. Зодчий, приступая к строительству храма, испытывает мощное воздействие высших сил, а завершая строительство, становится неотличим от своего творения.

В официальной аннотации книги сказано достаточно много про метания и жизненный путь автора, которым он шел на протяжении всей своей жизни. Не могу не заметить, что "Собор" является завершающей книгой в серии про похождения его героя. У меня есть и первые шаги, расписанные в " на пути". Повествование, полное скепсиса и сомнений, в которой персонаж пытается опровергнуть вековое наследие католического мира, обличив мир священнослужителей и их холодных храмов, не способных дать успокоения тому , кто вошел в величественное здание.

Но что за души были у этих художников! Ибо мы знаем: они занимались делом, лишь будучи в благодатном духе. Чтобы возвести этот великолепный храм, требовалась чистота жизни даже для разнорабочих.

Совсем иначе предстает нам сюжет новой истории. Полный трепета и уважения к истории и вековой культуре, которая смогла сохранить свои тайны, уберегая их от взгляда недальновидных людей, странник и ищущий правды путешественник приходит к собору, радуясь ему как старому другу. Под его сводами сокрыто множество старинных тайн, многие их которых сокрыты даже от глаз местного настоятеля.

Чтобы достичь такого результата, в этом множестве людей поистине должна была жить поразительная душа: ведь на тяжелый, неблагодарный труд мешальщика извести или носильщика всякий, благородный и вилан, смотрел как на подвиг отречения и покаяния, но также и как на великую честь; и никто не дерзал коснуться материалов, назначенных Богородице, не примирившись с врагами и не исповедавшись. Те, кто медлил исправить свои прегрешения и приступить к Святым Дарам, вычеркивались из списков, изгонялись, как нечистые животные, и товарищами, и даже собственными семействами.

Все повествование состоит из нескольких, независимых друг от друга ответвлений. Так например, внутренние переживания героя идут параллельно с описанием архитектуры или сакральных рассуждений различных персонажей, которые с увлечением готовы рассказывать часами про христианскую символику, и давно потерянные символы.

Сколько же таких страниц, одна за другой… О, понятно, размышлял Дюрталь, почему этот храм так полон Ею; ее признательность за усердие предков наших еще чувствуется… и вот Она теперь благоволит не показывать слишком Своего гнушения, на многое закрывать глаза…

Что именно несет в себе это произведение? Сумбурная попытка автора раскрыть смысл символов, которые используют христиане? Запоздалый анализ архитектуры, в которую также могло быть вплетено много эзотерического смысла? Или попытка найти самого себя, делясь с помощью повествования своими мыслями и переживаниями? Проигрывая уже озвученный ранее опыт снова и снова, стремясь найти потерянного Богам там, где Он некогда был скрыт символами еще катакомбной церкви. Чьи идеи, пусть и завуалированно, дожили до нашего времени, и смогли слиться с современными догмами и вероучениями.

Однозначного ответа не будет. Если вы когда-нибудь задавались подобными вопросами, или пытались понять почему в церкви богослужение ведется именно таким вот образом, то могу смело подтолкнуть вас в сторону этой книги. Да, для ее более четкого понимания необходим хотя бы базис в разнице католического и православного мира. И понимание того, чем именно католическое христианство отличается от восточного.

В этим самых мелочах, которые столь щедро будут рассыпаны рукой Жориса Карла. За что хочется сказать ему отдельное спасибо. На протяжении всей серии я находился в состоянии глубоко транса, погруженный в мысли и переживания странника, чьи идеи находили странный отклик и в моем сердце тоже. Ведь и мне иногда приходится переживать подобное томление в груди, глядя на наши иконы в различных храмах, и слыша песнопение клира.

Это дивно; это не то что покаянная суровость службы, какая бывает у францисканцев или траппистов; это роскошество во имя Божье, красота, Им сотворенная, Ему служащая и ставшая сама по себе хвалой и молитвой… Но если вы хотите услышать во всей славе пресветлое церковное пение, отправляйтесь прежде всего в соседнее аббатство, к монахиням святой Цецилии.

А в голове постоянно крутится только лишь один вопрос: "Как.. Как именно понять Господи то, что именно это Ты завещал нам. Как я могу быть уверенным в том, что именно мы сохранили целостность Твоего вероучения, а не наши западные коллеги по кресту".

Как некогда говорил мне мой преподаватель библеистики:

Сомневаешься? Изучай другие источники. Испытывай свои веру и знаниями другими взглядами. Не верь, а исследуй. Ищи, и сомневайся до самого конца.

Не могу гарантировать воспроизведение его слов дословно, но смысл был примерно таким.

Так что не могу не рекомендовать книгу всем тем, кого притягивает и манит к себе мистического томление. Кто также находится в пути и пытается отыскать своего собственного Бога. Это не в коем случае не религиозная пропаганда католического мышления. Это очень серьезное произведение, которое условно можно отнести к западной культуре. Но по факту оно выходит за привычные рамки любых шаблонов, являясь самим собой.

На этом у меня все друзья. Приятного Вам чтения! Простите за сумбурный отзыв, мне было очень тяжело поделиться с вами мыслями.

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
14.02.2018
Спасибо за полезный отзыв. Скажите,а вы не читали произведение Гюисманса"Наоборот"? Знаменитая книга,которая так полюбилась Оскару Уальду и "отравила"жизнь его герою ,Дориану Грею. Никак не могу найти ее в продаже,а вот "Собор" попадается часто. После вашего отзыва,я уверена ,что долдна познакомиться со всеми произведениями Гюисманса))
Здравствуйте! Нет, не читал, и даже не слышал о таком романе. Попытался погуглить сейчас, действительно сложно найти.
Смотрите также