Читайте отзывы обычных людей Добавьте свой отзыв Получите деньги за отзывы
5
Среднее: 5 (1 голос)

Melcolm аватар
Опубликовано 31 Август, 2016 - 15:40
отзыв от
5

Хочу сразу предупредить о том, что эта книга относится к жанру созерцательной литературы. Несмотря на то, что здесь есть определенный набор персонажей и сюжетная линия, говорить о конкретном сюжете не получится, так как история наполнена образами и символами, которые внимательный читатель наверняка сможет заметить.

Точно также и мой отзыв будет лоскутом моих эмоций, которые я переживал в момент прочтения той или иной главы. Я не могу целостно высказаться об этом литературном памятнике, который смог привлечь мое внимание. Если вам интересна моя лаконичная оценка, то это очень тяжелое на восприятие произведение, осилив которое, я остался весьма доволен. Несколько недель вдумчивого вчитывания в текст с периодическим поиском информации в сети того стоили.

Это не сколько религиозно-мистическое наследие прошлых ошибок и заблуждений человека, сколько переосмысления места человека среди католических и христианских ценностей. Попытка найти самого себя настоящего среди запутанных и давно опустевших символов, понятных разве что только самим духовникам, которые давно перестали даже пытаться понять просто народ. Вещающие с золотых кафедр собственного величия, и даже не способные понять то, чем живет и дышит их паства.

Это не фантастика про космические перестрелки или очередное путешествие группы героев ради сокровищ. Это серьезная и вдумчивая литература, к которой нужно подходить с определенным настроением. Иначе книга просто окажется непонятной или пресной.

Переводчик: Зубков Н.

Редактор: Крюков Владимир

Издательство: Энигма, 2012 г.

Серия: Коллекция Гримуар

Страниц: 512 (Офсет)

Масса: 582 г

Размеры: 215x148x30 мм

 

 

Аннотация к книге "Собор"

"Этот собор - компендиум неба и земли; он показывает нам сплоченные ряды небесных жителей: пророков, патриархов, ангелов и святых, освящая их прозрачными телами внутренность храма, воспевая славу Матери и Сыну…" - писал французский писатель Ж. К. Гюисманс (1848-1907) в третьей части своей знаменитой трилогии - романе "Собор" (1898). Книга относится к "католическому" периоду в творчестве автора и является до известной степени произведением автобиографическим - впрочем, как и две предыдущие ее части: роман "Без дна" (Энигма, 2006) и роман "На пути" (Энигма, 2009). И все же главный герой этого романа, пожалуй, собор. Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, - мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание. Именно в этом смысле он и анализирует сакральную архитектонику, скульптуру и живопись храма, его эзотерическую эмблематику, запечатленную в розетках и витражах, погружается в детальную экзегезу этого монументального теологического Писания, возведенного на останках кельтского святилища, вникает в сокровенный смысл герметического бестиария, населяющего его карнизы: всех этих демонов, горгулий, грифонов, гарпий и химер.Произведение насыщено экскурсами в историю монашества, многочисленными цитатами из трудов Отцов Церкви и средневековых хронистов, размышлениями о католической литургике и символизме храмового искусства. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений потребовала обстоятельных комментариев, при составлении которых редакция решила не ограничиваться сухими лапидарными сведениями о тех или иных исторических лицах, а отдать предпочтение миниатюрным, подчас почти художественным агиографическим статьям."Самым замечательным документом жизни религиозной души во Франции я считаю произведение Гюисманса, этого героя и мученика декадентства, бесконечно чуждого современной пошлости. Гюисманс интереснее и глубже "модернистов", - писал Н. Бердяев. - Никто еще не проникал так в литургические красоты католичества, не истолковывал так готики. Одно это делает Гюисманса большим писателем".

Я даже не знаю как именно подступиться к этому отзыву. Эта книга настолько захватывающая и интересная, что мне просто не хватит слов для ее описания. Здесь столько завораживающих и сложных вопросов о католической культуре и символике, столько попыток проанализировать причины появления определенного стиля архитектуры церкви по отношению к светскому миру, который окружает ее и гармонично сочетается с мирянами, что идет кругом голова.

Очень красивое издательство. Серия " Гримуар" покорила мое сердце еще тогда, когда я купил свою первую книгу про графа Влада Цепеша. Потом уже появились остальные издания этой серии. "Собор" был последней покупкой, и я с нетерпением жду появления новых книг, которые смогли меня заинтриговать. Каждую книгу можно считать куском мозаики, которая складывается в цельный узор невиданной ранее красоты.

Храм — земное воспроизведение модели высшего мира, копия небесного архетипа. Зодчий, приступая к строительству храма, испытывает мощное воздействие высших сил, а завершая строительство, становится неотличим от своего творения.

В официальной аннотации книги сказано достаточно много про метания и жизненный путь автора, которым он шел на протяжении всей своей жизни. Не могу не заметить, что "Собор" является завершающей книгой в серии про похождения его героя. У меня есть и первые шаги, расписанные в " на пути". Повествование, полное скепсиса и сомнений, в которой персонаж пытается опровергнуть вековое наследие католического мира, обличив мир священнослужителей и их холодных храмов, не способных дать успокоения тому , кто вошел в величественное здание.

Но что за души были у этих художников! Ибо мы знаем: они занимались делом, лишь будучи в благодатном духе. Чтобы возвести этот великолепный храм, требовалась чистота жизни даже для разнорабочих.

Совсем иначе предстает нам сюжет новой истории. Полный трепета и уважения к истории и вековой культуре, которая смогла сохранить свои тайны, уберегая их от взгляда недальновидных людей, странник и ищущий правды путешественник приходит к собору, радуясь ему как старому другу. Под его сводами сокрыто множество старинных тайн, многие их которых сокрыты даже от глаз местного настоятеля.

Чтобы достичь такого результата, в этом множестве людей поистине должна была жить поразительная душа: ведь на тяжелый, неблагодарный труд мешальщика извести или носильщика всякий, благородный и вилан, смотрел как на подвиг отречения и покаяния, но также и как на великую честь; и никто не дерзал коснуться материалов, назначенных Богородице, не примирившись с врагами и не исповедавшись. Те, кто медлил исправить свои прегрешения и приступить к Святым Дарам, вычеркивались из списков, изгонялись, как нечистые животные, и товарищами, и даже собственными семействами.

Все повествование состоит из нескольких, независимых друг от друга ответвлений. Так например, внутренние переживания героя идут параллельно с описанием архитектуры или сакральных рассуждений различных персонажей, которые с увлечением готовы рассказывать часами про христианскую символику, и давно потерянные символы.

Сколько же таких страниц, одна за другой… О, понятно, размышлял Дюрталь, почему этот храм так полон Ею; ее признательность за усердие предков наших еще чувствуется… и вот Она теперь благоволит не показывать слишком Своего гнушения, на многое закрывать глаза…

Что именно несет в себе это произведение? Сумбурная попытка автора раскрыть смысл символов, которые используют христиане? Запоздалый анализ архитектуры, в которую также могло быть вплетено много эзотерического смысла? Или попытка найти самого себя, делясь с помощью повествования своими мыслями и переживаниями? Проигрывая уже озвученный ранее опыт снова и снова, стремясь найти потерянного Богам там, где Он некогда был скрыт символами еще катакомбной церкви. Чьи идеи, пусть и завуалированно, дожили до нашего времени, и смогли слиться с современными догмами и вероучениями.

Однозначного ответа не будет. Если вы когда-нибудь задавались подобными вопросами, или пытались понять почему в церкви богослужение ведется именно таким вот образом, то могу смело подтолкнуть вас в сторону этой книги. Да, для ее более четкого понимания необходим хотя бы базис в разнице католического и православного мира. И понимание того, чем именно католическое христианство отличается от восточного.

В этим самых мелочах, которые столь щедро будут рассыпаны рукой Жориса Карла. За что хочется сказать ему отдельное спасибо. На протяжении всей серии я находился в состоянии глубоко транса, погруженный в мысли и переживания странника, чьи идеи находили странный отклик и в моем сердце тоже. Ведь и мне иногда приходится переживать подобное томление в груди, глядя на наши иконы в различных храмах, и слыша песнопение клира.

Это дивно; это не то что покаянная суровость службы, какая бывает у францисканцев или траппистов; это роскошество во имя Божье, красота, Им сотворенная, Ему служащая и ставшая сама по себе хвалой и молитвой… Но если вы хотите услышать во всей славе пресветлое церковное пение, отправляйтесь прежде всего в соседнее аббатство, к монахиням святой Цецилии.

А в голове постоянно крутится только лишь один вопрос: "Как.. Как именно понять Господи то, что именно это Ты завещал нам. Как я могу быть уверенным в том, что именно мы сохранили целостность Твоего вероучения, а не наши западные коллеги по кресту".

Как некогда говорил мне мой преподаватель библеистики:

Сомневаешься? Изучай другие источники. Испытывай свои веру и знаниями другими взглядами. Не верь, а исследуй. Ищи, и сомневайся до самого конца.

Не могу гарантировать воспроизведение его слов дословно, но смысл был примерно таким.

Так что не могу не рекомендовать книгу всем тем, кого притягивает и манит к себе мистического томление. Кто также находится в пути и пытается отыскать своего собственного Бога. Это не в коем случае не религиозная пропаганда католического мышления. Это очень серьезное произведение, которое условно можно отнести к западной культуре. Но по факту оно выходит за привычные рамки любых шаблонов, являясь самим собой.

На этом у меня все друзья. Приятного Вам чтения! Простите за сумбурный отзыв, мне было очень тяжело поделиться с вами мыслями.

написать модератору

Melcolm рекомендует Собор. Гюисманс Жорис Карл

Оцените насколько полезен этот отзыв
Удалить отзыв В отзыве содержится спам, реклама или иное нарушение правил. Этот отзыв надо удалить.
Плохо Отзыв содержит очень мало полезных сведений, его нужно исправить или дополнить.
Нормально Отзыв полезен, но его желательно дополнить и улучшить.
Хорошо Это хороший отзыв, содержит массу полезных сведений.
Отлично Очень полезный отзыв, содержит массу полезных сведений, качественное оформление текста, отличные фотографии.
Смотрите также