Опубликовано 4 Июль, 2015 - 21:01

Джереми Паскаль создатель одной из самых читаемых на территории России книг о истории рок-музыки. Безусловно, его книга заслужила это по праву.

Автору нельзя отказать в умении выражаться простым, доступным языком, при этом не вызывая отвращения у привыкшего к сложным текстам читателя. Постарались и переводчики. Плохой перевод способен убить любое произведение. Однако каким угодно может быть прелестным перевод, сколько угодно замечательно владеть языком автор, но... без знания предмета популярности добиться сложно.

И вот здесь мы обнаруживаем главную изюминку! Джереми является свидетелем зарождения рок-музыки.

Причём не в стиле "дед когда-то был другом одного фаната The Doors, который сносно знал английский и был за бугром, так вот однажды в музыкальном магазине он встретил парня, который знал парня, который был на концерте Джима Моррисона...". Нет! Джереми был одним из тех юнош, которые были одними из участников зарождения рок-н-ролла, а впоследствии и рок-музыки.

Тогда они ещё не понимали всей сути происходящего, но прошли годы. И Джереми описывает те события "без посредников". Такими, каким он их видел. Анализируя их с двух сторон. Как участник и как взрослый музыкальный критик. Его рассказ о первых "роковых" годах, о появлении и становлении жанра бесценен. Он действительно намного познавательнее, глубже и интереснее, чем статьи в справочниках или главы в книгах более молодых авторов.

Я озаглавил свой отзыв "Первые главы обязательны к прочтению". Назвал так для красного словца. Заставлять и обязывать - не мой стиль. Но я вам настоятельно рекомендую! За эту часть книги я ставлю твёрдую пять с плюсом.

Вторая часть касается более позднего периода. Им я поставлю тройку, минус к тройке не прилагается из уважения к автору.

Если в первой части книги субъективизм Паскаля был на пользу, оживлял повествование, то во второй он начинает откровенно перерубать. Есть жанры и группы, которые он не понимает, не хочет понимать, они ему не нравятся и он достаточно назойливо предлагает читателю также их забраковать. Вернее, он даже не сомневается, что умный читатель так и сделал. 70-ые Джереми недолюбливает. Высказывает мысль, схожую со знаменитым "рок-н-ролл мёртв". При этом питает надежду, что 80-ые подарят миру новый прорыв в музыке, выдвигая теорию, что музыкально богатые десятилетия чередуются с периодами застоя. К слову, теория вовсе не глупая.

Иметь личное мнение замечательно, тем более подкрепляя его фактами (пусть и оспоримыми). Но при чтении возникают 3 ощущения, от которых очень сложно отделаться:

1) В конце книги автор начинает путать "субъективное мнение" и "объективная реальность". О чём уже писалось выше.

2) Автор постарел, ему нравится музыка своей молодости, новое он принимать не хочет и "ворчит" по поводу того, что "раньше трава" была зеленее.

3) Утрачена "изюминка" участника. Автор стал музыкальным критиком. Человеком, который пишет о музыке, вращается в ей кругах, знаком с музыкантами... Вроде бы он "получил доступ к телу", может попадать в те места, куда фанам только снится. Но есть одна загвоздка. Он больше не является тем молодым и задорным фанатом, которому всё в новинку. Он нашёл свою музыкальную любовь. И новые группы не вызывают у Джереми тех эмоций, что у молодёжи. Отнюдь не все группы ему интересны, он больше не выпитывает информацию как губка, а той что имеется не спешит делиться с читателем. При этом период конца 60-ых и 70-ые описаны критиками гораздо лучше. И на фоне работ конкурентов его изложение теряется. В нём нет "огонька".

Основываясь на вышеизложенном ставлю книге оценку 4 и рекомендую читать (хотя бы ради периода зарождения рока).

Достоинства
  • Аналитика
  • История глазами участника
  • Стиль
Недостатки
  • Брюзжит
Iron Alexрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также