Опубликовано 13 Май, 2017 - 04:52

Роман "Обрыв" является третьим (и последним) в трилогии, в которую вошли также "Обломов" и "Обыкновенная история". Роман хорош, но на мой вкус - "Обломов" круче.

 

Впрочем, под конец роман "Обрыв" меня захватил... Сцена падения Веры и поведение бабушки меня поразила и увлекла. Главным образом потому, что автор (И. Гончаров) просто потрясающе излагал произошедшее и сумел довольно ярко изобразить и подвиг бабушки и личную беду Веры, а самое главное - внутренние изменения, происходящие во всех участниках этой трагедии.

Лишний раз убедилась, что господин И.Гончаров определенно не менее талантлив чем Достоевский. Увлекшись этим соображением даже раскопала в сети публикации писем Достоевского, где он сам утверждает что Гончаров один из наиболее талантливых его современников, причем сам Достоевский пристально и ревностно следил за всем, что делает Гончаров... тогда как Гончаров крайне мало интересовался Достоевским (если не сказать - вообще не интересовался). В-общем, прочитав это, мне полегчало... а то думала что совсем с ума сошла, начала страдать галлюцинациями, что есть кто-то круче Достоевского. Оказалось - не показалось, действительно, есть и не менее круче.

 

Основными, наиболее значимыми, героями романа "Обрыв" оказались:

 

1. Райский: тип из мелких помещиков. Имеет кое-какое образование. Постоянно открывает в себе все новые таланты: то художник он, то - музыкант, потом - писатель, скульптор... Живет как попало, ищет вдохновения. Постоянно влюбляется и так же быстро разлюбляется. Проповедует какие-то свободные взгляды на свободную жизнь... Хозяйством своим не интересуется, участия в нем принимать не планирует. Плохим человеком его не назвать: он не жаден, достаточно великодушен, относительно чист душой, справедлив даже. Честен. Ну разве что дела себе никак найти не может, ищет страстей и вдохновения. Про него очень много написано в романе, но в сущности он мало что из себя представляет в нем (романе) значительного. Какой-то глобальной роли он не сыграл ни в одной из этих жизней, несмотря н ато, что все события крутятся вокруг него. На мой вгляд, райский - главный герой лишь с виду... а на самом деле - второстепенный и не особенно значимый. Вся его внутренняя жизнь - простая, незамысловатая, легкая, быстротечная и незначительная.

2. Бабушка Райского, Татьяна Бережкова: старая девушка, никогда не бывшая замужем. На ее попечении был в свое время Райский, а теперь на ее же попечении оказались его кузины - Марфенька и Вера. Бережкова настоящая крепкая помещица, бережливая, аккуратная хозяйка. Честная, строгая, на первый взгляд - простоватая, но эта женщина цельная, с внутренним стержнем. Имеет старые взгляды, не признает ничего современного, не поддается новым веяниям и не рассматривает никаких вариантов развития событий вокруг себя кроме тех, к которым ее приучили с детства.

3. Марфенька: одна из кузин Райского. Наивная, простоватая девушка. Чистая, смешливая, хозяйственная. Далека от веяний нового времени. Имеет "устаревшее" крепкое воспитание и непробиваемую нравственность.

4. Вера: еще одна кузина Райского, внучка Бережковой. Свободолюбива, независима (как она считает). Почти не интересуется хозяйством, много читает. Живет аскетично, не нуждается в комфорте и привычных женских штучках. Мало разговаривает, дичится домочадцев. Тем не менее бабушку и сестру любит... и любит свой деревенский уголок и всё что к нему относится. Замуж не хочет и не планирует. Красива, умна и слегка асоциальна.

5. Марк Волохов: обычный вольнодумец. Асоциален. Находится под присмотром полиции. Нечто вроде нигилиста. Проницателен, хитер и житейски мудр. Харизматичен, но отнюдь не светлойф харизмой. Довольно отрицательный персонаж, но в трудной ситуации вполне может принести помощь тому, кого считает другом или к кому неравнодушен.

6. Тушин: друг Веры, влюблен в нее. Наиболее приятный из всех мужчин в романе. Крепкий помещик, чист душой, помыслами и делами. Увлечен хозяйством. Желает женится на Вере. Добр, умен, справедлив, прекрасно воспитан, не беден. Один из самых приятных персонажей, типаж напоминает Штольца из романа "Обломов" (но Штольц был более изящен и учён, тогда как Тушин заметно проще, даром что в лесу вырос и там живет со своим хозяйством).

 

Помимо перечисленных героев в романе имеются и другие, тоже красочные и характерные. Не стала о них писать, поскольку они не настолько значимы, хотя некоторые (помимо вышеописанных) - не менее яркие и выдающиеся.

 

===============================

 

Талант автора романа все-таки замечателен. Гончаров очень психологичен, проницателен и отлично умеет описать вещи, которые уже в наше время неактуальны, но масштаб трагедии все-равно поражает. Я бы этого масштаба ни за что не поняла, если бы не мастерство Гончарова и если бы не собственные наблюдения. Меня когда-то в детстве в деревню слили на каникулы, так вот тогда в полной мере прочувствовала, каковы нравы в добропорядочной, зажиточной и небедной деревне. То есть, конечно, в те времена уже девочкой замуж не выходили... Но отголоски тех времен еще всплывали периодически. Особенно, когда местное население от городских нравов (которые мое семейство немного притащило с собой) чуть не в обморок падало, вот тут особенно становилось ясно насколько велика еще пропасть между городом и некоторыми селами с их традициями и маленьким, тесным, замкнутым мирком.

В романе Гончарова, деревня Малиновка как раз и есть - такой мирок. Поэтому Райский в нем довольно быстро прослыл уродом. И первым кто его так обозвал - была бабушка. Правда, она всегда прибавляла что урод он какой-то хороший. Он действительно неплох. Правда я устала читать про его волочения за Верой. Ей-богу, такое не каждый выдержит. Как его от самого себя не стошнило - не пойму. Собственно, он сделал жизнь Веры почти невыносимой, о чем она ему незамедлительно и сообщила. Надо сказать, что это было не первое волочение Райского за первой попавшейся юбкой, но самое тошнотворное из всех описанных в романе. Наверное, все его волочения были тошнотворны... но именно преследование Веры более подробно описано и потому вызывает наибольшее неоумение. Особенно, мутит от его призывов к вольнодумию на фоне Тушина (например), который тоже любит Веру, но предпочитает не трещать языком целыми днями, а делать что-то конкретное, украшая жизнь тех кого любит, а не пытаясь столкнуть их в пропасть, переделывать, перекраивать, перевоспитывать в соответствии со своими вкусами.

Райский сам не понимает кто он, не знает чего хочет и кого хочет и всем вокруг себя делает жизнь затруднительной. Правда, не жаден и всегда готов помочь свои близким, отдает им буквально все что имеет. Гхммм... а в чем, собственно геройство? Он же это имущество не зарабатывал, не наживал, не сберегал все эти годы. Потому и не ценит. Ну ладно хоть отдает не кому попало, а - своим, тем кто это хозяйство оберегает и следит за его процветанием. И честно ему денег с этого выделяет. Так что, считать поведение Райского каким-то особым великодушием - не могу, уж пардоньте. По-моему, он просто пофигист, и только.

Вообще, масштаб трагедии, описанный в романе современному поколению понять сложно. С сожалением понимаю, что роман "Обрыв" в наши дни уже устарел настолько, что его просто не поймут многие, а следующее поколение вообще будет считать бредом. Потому что, добрачную связь Веры с проходимцем уже мало кто в состоянии считать грехопадением и мало кому понятно, почему все вокруг посыпают голову пеплом по этому поводу.

Но самое забавное в романе то, что Райский, который призывал Веру к свободной любви - переживал не меньше бабушки, страдал, и вел себя как умалишенный... полностью оценив масштабы бедствия и считая, что жизнь Веры на этом кончена. В то же время, Тушин, который был с виду похож на ретрограда, лесного человека, старомодного и правильного... совершенно философски и равнодушно отнесся к событию и переживал лишь за Веру, а точнее - за ее здоровье. И совершенно не переживал по поводу грехопадения, продолжая мечтать о том, что когда-нибудь Вера станет его женой, чем осчастливит его на всю жизнь. Необыкновенные вещи демонстрируют человеческие характеры в сложных ситуациях. Даже более того, характеры демонстрируют поведение, прямо противоположное своим убеждениям, которые они проповедовали до сих пор.

Да и сама Вера, считала себя продвинутой и свободной ровно до тех пор, пока не случилось то что случилось... тут и выяснилось, что Вера - продукт своей среды, а никакая не современно-эмансипированная штучка. Собственно, как и сам Райский. А те кто казались ретроградами и патриархальными людьми с устаревшими, отжившими взглядями, оказались намного более современными и продвинутыми чем те, кто только и болтал о свободе, равенстве, развитости, призывал спать с кем хочется, когда хочется и до тех пор пока хочется... а потом отправляться на поиски новых идеалов. И такими парадоксами нашпигован весь роман под завязку. В персонажах буквально узнавала окружающих меня людей. Все они проповедуют одно, делают другое, а думают - третье. Оказываются теми, кем они себя никогда не считали... более того, насмехались над всем тем, чем они являются, не зная сами о себе ровным счетом ничего.

Роман "Обрыв" достаточно многогранен и насыщен персонажами. С каждым из них происходят удивительные вещи. Рекомендую к прочтению, но думаю, что понятен будет не всем. Все-таки, не все смогут оценить то, что уже давно отжило свой век и не актуально в наши дни. Зато если не обращать внимания на неактуальные сегодня вещи (из-за которых разразилась драма в обрыве), а сосредоточиться на трансформациях, происходящих в героях романа, то можно очень любопытно провести время за чтением этого шедевра. Искренне сокрушаюсь, что господин И.Гончаров так мало написал романов в своей жизни, прям очень переживаю по этому поводу.

Алёна Каширинарекомендует
Читать все отзывы 12
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Описали Вы очень занятно. Может и доберусь до этой книги. А мораль по-моему в каждое время своя, но очень жесткая. И метания по-поводу: "а тому ли я дала" будут свойственны женщинам всегда)
спасибо за внимание девочки, очень приятно Smile
13.05.2017
Классика устаревает,но характеры людей-нет)
Хорошо описали!
13.05.2017
Я не читала Гончарова. Сравнение с Достоевским очень импонирует, поскольку Достоевского считаю талантливейшим писателем. Наверно, до Гончарова тоже доберусь.
16.05.2017
Очень интересно вы написали, наверняка по сочинениям в школе пятерку имели).
21.01.2021
А как по мне, наиболее приятный из всех мужчин в романе - это кавалер бабушки Тит Никоныч Smile
Точно! Мне он тоже очень понравился.
04.06.2022
Прекрасное описание!
спасибо! Smile
Другие отзывы
Читать все отзывы 12
Смотрите также