Мне повезло: я не была поклонником творчества Макото Синкая и до этого фильма предыдущих его работ не видела. Так что безо всяких ожиданий приступила к просмотру красивого аниме с ни о чем не говорящим описанием. А закончила его смотреть уже в совершенно другом мире.
Во время первого просмотра кажется, что режиссер свалил в одну кучу образы из разных легенд и мифов и на этой куче построил собственную легенду о сошествии в подземный мир. Но чем больше смотришь, тем яснее вырисовывается гармоничная и уравновешенная структура авторского замысла. Синкай собрал образы и символы из многих древних культур: Мезоамерики, Шумера, Индии, Японии, Тибета, Китая, Древней Греции, Британии. Он использовал их по-своему и создал новый эпос, торжественный, символичный, всегда актуальный.
Герои этого фильма очень цельные, в них кристаллизуются удивительные качества. Так, например, школьный учитель и агент тайной организации Морисаки, полностью и безраздельно погруженный в свою потерю и неуклонно идущий к единственной цели - вернуть ее назад любым способом.
Юный Син, ведомый чувством долга и расплачивающийся за ошибки брата. И Асуна, которая не преследует своих целей, но идет по призыву неосознанной жажды Высшего Абсолюта (по ходу фильма мы узнаем, почему именно ей суждено было попасть в загадочный мир Агарты). Асуна - воплощение чистейшей любви ко всему.
Особую внутреннюю глубину и структурную связку разных пластов этой картины создают перинатальные переживания и воспоминания Асуны.
Многие упрекают Макото Синкая за то, что он в этой работе отступил от своего стиля, стал похож на Миядзаки (хотя сам он считает это незаслуженным комплиментом). По мне, так именно "Ловцы забытых голосов" раскрыл его как выдающегося режиссера, многогранного и глубокого. Без этого фильма он был бы просто хорошим в своем роде режиссером. И если уж говорить о том, что кто-то на кого-то похож, то все великие произведения и их создатели похожи друг на друга, потому что говорили об одних и тех же вечных вопросах. Синкай по-своему мудро раскрыл такие темы, которые живут во всех культурах и в каждом человеке, но которые бывает очень нелегко осознать и принять: Жизнь и Смерть - суть одно; идти против высших вселенских законов - не избежать беды; извечный поиск человеком Бога.
Кстати, изюбленную тему одиночества режиссер здесь тоже раскрыл. Только не в индивидуальном, а в универсальном масштабе.
"Ловцы забытых голосов" - бесконечно красивый во всех отношениях фильм. Он дает огромную эстетическую, эмоциональную, интеллектуальную, отнологическую радость! Теперь, когда иду по городским улицам, я представляю божественную ладью Шакуна Вимана, величественно выплывающую из облаков, и реальность уже кажется не такой бессмысленной.
P.S.: Полный русский дубляж очень портит этот фильм - голоса, интонации, произношение имен собственных совершенно не соответствуют оригиналу. Смотреть лучше оригинал с субтитрами или с закадровым переводом.