Опубликовано 9 Август, 2014 - 20:22

Произведение демонстрирует благородный человеческий поступок – пожертвование своей жизнью ради даже не спасения, а только надежды на спасение другого человека.

Казалось бы, что тут необычного, ведь такие благородные поступки свойственны людям: солдаты в ВОВ – камикадзе наши – по танки бросались, лишь бы не дать немцам дальше пройти, но в этом случае сыграло свою роль состояние аффекта – особое состояние внезапной вспышки эмоций, душевный подъем, когда человек способен на все.

А тут мучительное обдумывание своего бедственного положения, постоянно мысль вертится о грядущей смерти, но люди не вступают в конкурентную борьбу, где выживает сильнейший, а тихо уходят на дно с объяснением, почему именно они, хотя другие узники моря пытаются их отговорить, ведь смерть от обезвоживания им еще не грозила:

- Не мне тебя учить, но подумай, аткычх,- горячо шептал Эмрайин, точно
бы кто-то мог их услышать здесь.- Ты же умный человек.
- Думал, крепко думал, так будет лучще,- отвечал Орган, оставаясь,
по-видимому, все-таки при своем мнении.
Они ненадолго умолкли, и потом Эмрайин произнес:
- Мы все в одной лодке - всем нам должна выйти одна судьба.
- Судьба, судьба,- с горечью пробормотал старик.- От судьбы не уйдешь, известно,- говорил он с хриплым придыханием в голосе,- но на то она судьба - хочешь покорись, хочешь нет. Раз нам конец - кому-то можно и самому поторопить судьбу, чтобы другие повременили. Сам подумай, а вдруг пути откроются, пустишься из последних сил, и земля будет уже на виду, и не хватит нескольких глотков воды душу дотянуть, разве разумно, разве не обидно будет?!

Особенно остро этот рассказ воспринимается на фоне знания о том, что такое морской обычай.

Этот рассказ написан таким специфически живописным языком, что чтение сего произведения вызвало во мне сильную бурю эмоций и волны – и все 9 вал – так перехлестывали через край сознания, что невозможно было читать дальше.

Во-первых, там довольно много философских измышлений:

Он понимал, что перед лицом бесконечности простора человек в лодке
ничто. Но человек мыслит и тем восходит к величию Моря и Неба, и тем утверждает себя перед вечными стихиями, и тем он соизмерен глубине и высоте миров. И потому, пока человек жив, духом он могуч, как море, и бесконечен, как небо, ибо нет предела его мысли. А когда он умрет, кто-то другой будет мыслить дальше, от него и дальше, а следующий еще дальше и так без конца...

Во-вторых, это явно написано для взрослых, я бы поставила маркировку хотя бы 16+, поскольку там содержится некоторый эротический (под)тест и немного нецензурных слов там тоже есть, судите сами:

Смотрит - что за диво! А то рыба в образе женщины! По воде колотит, извивается, уйти хочет. А красоты невиданной - тело гладкое, серебром отливает, как речной галечник в лунную ночь, груди белые с темными сосцами торчком, точно бы то еловые шишечки, а глаза зеленые огнем искрятся. Поднял он Рыбу-женщину из воды, подхватил под руки, тут она обняла его, и легли они в лодку. От счастья такого голова хромоногого брата кругом пошла. Сам не помнит, что с ним было, и казалось ему - до небес вскидывалась лодка. Раскачалось море до неба, небеса раскачались до моря. А потом все утихло разом, как после бури. Тут Рыба-женщина выпрыгнула из лодки и уплыла.

В-третьих, там есть легенды народа нивхсков из племени Рыбы-женщины, отрывок из легенты о появлении этого племени приведен выше

Когда прошел шквал эмоций и наступил полный штиль, у меня стали появляться странные, совсем неодухотворенные мысли (хотя, что тут странного, если они приближены к нашей бренной реальности):

1) Бедный мальчик, даже если они выжил, у него начнется «веселая жизнь»:

А) его клан может подумать, что эта беда случилась из-за него, его море не приняло и т.д.(а может и не подумать, в конце концов, он же везунчик: его живого прибило к родному берегу;

Б) у него останется травма на всю жизнь, он будет бояться моря и из него выйдет плохой охотник-рыбак-мореплаватель, а ведь семью кормить как-то надо, и даже если он справится и с обществом и с собой, чувство вины выжившего его может никогда не покинуть и он уйдет повидаться со своими первыми солодочниками.

2) Иногда психический стресс достигает такой силы, что человек желает любыми способами от него избавиться, и тут у отчаявшихся людей был выбор: медленная и мучительная смерть от жажды или быстрая смерть утопленника. Взрослые малодушно выбирали вторую. И только у мальчика хватило смелости, выбрав первую, бороться до конца.

За неясную судьбу бедняги паренька снимаю балл. Ну, не люблю я эти мутные хэппи-энды. Говорят, надо фантазию развивать, но тут такое можно нафантазировать.

Другие мои отзывы на увлекательные научно-популярные и познавательные:

Один за всех или показательные примеры

Человек выдержит любое как, если знает зачем...

Мы все умрем, надежды нет…

Всему свое время (даже ловушкам)

Оставайся-ка ты в России…

... и художественные книги:

И даже после прочитанного я все таки верю в...

Вот как надо делать домашние задания!

Жизнь человека становится судьбой только после его смерти...

Только кажется прост, а на деле прохвост

Пафосно и скучно

Подчиненный должен иметь вид лихой и придурковатый...

Такая комедия, что аж слезу пробивает, но не от смеха...

Ozeroникрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
  • 07.05.2014
    1
    Моё знакомство с произведениями знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова началось с этой книги. До этого я о ней ничего не слышала, но несмотря на это решила прочитать. Эта повесть сильнейшая из всех тех, которых я когда-либо до этого читала.
Смотрите также