Опубликовано 15 Апрель, 2014 - 15:35

Всем привет, друзья! С вами Ищущий , и мы ищем книги: )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями о произведении, с которым я знаком еще со школьных лет. Уже не помню в каком классе, но один из друзей моего брата ездил на каникулы в Якутск, откуда привез нам на почитать книги отечественного писателя Ника Перумова. Среди которых были, в частности "гибель богов" и "земля без радостей". И именно так и началось мое "поклонение" перед творчеством этого писателя на долгие годы, пока не случилось неизбежное (сам автор может говорить что угодно, но я буду придерживать своего мнения и дальше) - он начал исписываться и повторяться.

— По-моему, это Белоста, — нарушил тягостное молчание один, высокий и светловолосый, со странными белыми глазами без зрачков. Они казались заполненными чистым белым пламенем. Грудь у мужчины была разворочена, и непонятно было, как он ухитряется идти с такими ранами как ни в чём не бывало.

Я понимаю, что выдавать постоянно ТОЛЬКО качественные произведения невозможно, но всему есть свой предел. И понимание когда нужно ОТПУСТИТЬ свою историю, и придумать новых персонажей, или начать творить совершенно другую вселенную, которая ранее никогда не затрагивалась в твоих произведениях даже косвенно. А не клепать "Гибель Богов 2, книга 6 , часть 1", и это даже не ирония. Я буквально по памяти написал название одной из последний его работ. Из-за которой у меня до сих пор нервно дергается глаз.

— Что она такое несёт? — взорвался Ямбрен.

— Прощайте, — повторила Ялини. Шагнула вперёд, молитвенно вскинула руки и… растаяла в воздухе. А на месте, где она только что стояла, прямо из разверзшейся бездонной пустоты насмешливо взглянули на ошеломлённую шестёрку два очень странных зеленоватых призрачных глаза — о четырёх зрачках каждый.

И так получилось, что мое обожание его историй начало постепенно уходить на нет. Да, возможно, что я вырос сам как читатель, и потому стал чуть более требовательный к историям, но я не считаю, что это так. Например, его дилогию "алмазный меч, деревянный меч" я готов хвалить даже сейчас. Она была недавно мной перечитана, и мои эмоции также сильны, как и во времена первого прочтения двух книг. Так что все-таки Ник начал немного исписываться, и ему нужно было остановиться еще на несколько романов раньше до того, как его Упорядоченное превратилось в бесконечный конвейер историй.

Фиорг начинает песню. Она тягуча и протяжна, эта песня, голос старика дребезжит и срывается, однако его все слушают, затаив дыхание. Он один умеет оживить гарек. А люди крепко помнят былое пророчество, что за немалые деньги изрёк проходивший мимо странствующий эльф-гадатель: «Доколе звучит гарек, дотоле стоять стенам Аргниста!»

Но это все прекрасно, как говорится, но в рамках отзыва речь пойдет про его раннюю работу, которая относится к "летописям Хьёрварда". И вот тут случилось неожиданное - мне не понравилось то, что я решил перечитать. То есть я все еще считаю это произведение достойным примером так называемого темного фэнтези (а во время выхода книги мы даже не знали таких категорий), но хвалить и петь оды этому роман у меня не поворачивается язык. Хотя в школьные годы я фанател именно от этой части цикла, и регулярно её перечитывал.

Обмерли все. Саата, говорят, не просто травница, а едва ли не самая настоящая ведьма, и потому силой своей бесовской Орду завсегда чует. Ну, сейчас решится всё — к нам? Не к нам?

А тут, решив взять произведение в руки, я столкнулся с тем, что меня смущает стиль повествования (постоянная попытка писать в духе старины), невнятность некоторых героев, которые появляются на несколько страниц, чтобы затем исчезнуть навсегда. И самое главное - ТАК МНОГО вопросов, на которые просто нет ответов. Да, частично некоторые сюжетные линии будут объяснены позже в других романах и циклах Перумова, но... Я хотел ответы на эти вопросы именно там, где они и возникли.

К чему мне информация о том, кем был тот-то персонаж спустя 10 книг, когда я уже толком и не помню где он появлялся, и почему я вообще должен помнить его имя?

Защитник вдруг весь обмяк как-то, щупальца вновь к огню протянул. И все разом выдохнули — да неужто?! Неужто подвезло наконец-то?

И верно — пронесло, защитили Боги Истинные, Хедин с Ракотом Милостивцем. Отвели беду. Саата вздохнула, на лавке откинулась… Мимо Орда прошла.

Основная проблема романа заключается в том, что он излишне размытый. То нам описывают чуть ли не насколько десятков страниц несколько дней жизни второстепенного персонажа, то Перумов решает "перемотать" время на несколько десятков лет несколькими строками. Все это сбивало с ритма повествования, и мешало полноценно погрузиться в произведение. Не нравится мне и то, что большинство арок написано от третьего лица, но есть несколько, в которых речь ведется от первого.

— Отец… — слова на губах стынут, — отец! Красный огонь у Нивена!

Все так и обмерли. Красный огонь! Это значит — быть битве для всех насмерть. Тут уже не до счёта жизней.

Аргнист вскочил. Лицо жёсткое, за окладистую бороду себя дёрнул и взмахнул рукой. Молча. Для чего слова-то? И так всё ясно. Умирать идём, братцы!

Просто.. Зачем? К чему такие неожиданные повороты и выделения героев? И ладно, когда речь идет об персонаже, который действительно НАПРЯМУЮ влияют на происходящее, и сам по себе очень могущественное существо. Но когда я начинаю читать книгу от лица некого царька морских тварей, который подался в ученики одному из магов, чтобы получить вожделенных посох и силу, то у меня возникает резонный вопрос о необходимости такого повествования.

Потому что это не помогало погружению, а скорее мешало, и местами даже отталкивало.

Хрипя и рыча, словно голодные волки, кони рванулись вперёд. Им всё едино — снег ли, ветер или вообще светопреставление. Особенно если хорошо кормлены и перед дорогой согреты. Теперь — короткой, торной дорогой к хутору Нивена. Конечно, завсегда лучше всем многолюдством наваливаться, но, когда дело о стольких жизнях идёт, не до высоких воинских искусств. Орду задержим — и то ладно.

В остальном ... Это старый добрый Ник Перумов, который обожает всякие титулы, посвященные Тьме. Обязательно выговаривать с придыханием и делать паузы между словами: Тьма Великая, Неизведанная Тьма, Покоритель Ночи, и так далее. Вы еще начинаетесь у него подобных эпитетов. Причем не только в этом произведении, но в его вселенной в целом. Что примечательно - я не против того, если человек выступает за какую-то конкретную сторону силы. Ну нравится ему заигрывать с нелюдями и изображать темных существ неоднозначными персонажами. Его право.

Что ж, дело ясное. Через снесённые ворота к тому месту, где рогачи свой примет возводят. Там опаснее всего, первее ворваться негде.

Вновь Аргнист руку взбросил. Молча, без слов. И дал коню по бокам.

Но ведь Перумов пытается усидеть на двух стульях сразу. Через своих героев он постоянно говорит о неком балансе сил и древнем дуализме. О том, что не бывает Света без Тьмы, и что одно не должно пытаться уничтожить другое. И звучит на самом деле здраво, кто же спорит. А потом ты погружаешься в его очередную книгу (например, в эту), и невольно убеждается в том, что темных персонажей, последователей этой самой Тьмы у него почему-то на порядок больше. А большинство условно светлых героев или фанатики, с которыми невозможно договориться. Или твердолобые фанатики, с которыми невозможно договориться : )

— Сосе-еди! Спаса-ай-те! Орда уже внутри-и-и!.. — Слова её превратились в истошный визг. Факел зашатался, на мгновение показалось мохнатое щупальце, ухватившее девчонку поперек туловища, и понятно стало: раздается там сейчас утробное урчание, треск, дикий визг и глухое ритмичное уханье. Хоботяра дорвался. Девчонку снасиловать для этих тварей первое удовольствие, сильнее даже, чем пожрать. И вся снасть мужская у них для этого имеется.

Даже если брать в пример Новых Богов, которые на момент романа "земля без радости" потеснили Молодых Богов, то у них тоже весьма примечательные титулы - Ракот, повелитель Тьмы и Хедин, познавший Тьму. Интересный дуализм, правда?

— Режь!!! — взревел Харлаг, да так, что даже ордынские твари опешили — отшатнулись. Хуторяне бросились вперед, не думая больше о собственных жизнях.

Так что готовьтесь, друзья, к тому, что вас будут ждать многочисленные эпитеты и оды этой силы, которые будут произносить разные герои произведения. Я не говорю, что Перумов какой-то там сатанист, просто у него немного странное желание раскидываться громкими названиями и оборотами, которые в малой дозе смотрятся неплохо на страницах любого произведения. Но когда книга состоит только из одних пафосных наименований и прозвищ, то это невольно бросается в глаза.

Мне даже интересно - чем так насолил Свет автору, что он предпочитает истории исключительно про его оппонентов?

— Плохо дело, — медленно произнёс старый сотник.

Дело Нивена и впрямь обстояло хуже не придумаешь. Бросай теперь насиженное место, уводи народ, проси соседей ближних да дальних приютить, не дать сгинуть несчастным… И сам себе тёплый угол ищи, чтобы не под елью сдохнуть… Хотя многие именно это и предпочитали, не снеся позора.

Но не думаю, что когда-нибудь я получу внятный ответ на этот вопрос : ) А возвращаясь к теме отзыва, я все еще считаю эту историю неплохой литературой (а для отечественной ниши и вовсе прорывной), которая спустя некоторое время после первичного прочтения потеряла свой ореол и колорит. Сейчас эти строки смотрятся менее выразительно и впечатляюще. Но я не думаю, что дело в том, что я вырос. Ведь, как уже и упоминал ранее, дилогия "алмазный меч, деревянный меч" даже сейчас вызывает у меня восторг.

Так что дело все-таки в конкретной книге.

Солнце тем временем поднималось всё выше и выше. Аргнист хлопнул по коленям, собираясь подняться. Дома уже заждались, да и Деера его долгой отлучкой недовольна будет.

«Видано ли?! — ворчала порой супруга Аргниста. — Сам хозяин с луком по токовищу скачет, ровно мальчишка-переросток! Других нет птицу подстрелить, что ли?»

Которую я еще готов рекомендовать как пример типичного Перумова. Но петь ему хвалебные оды и хвалить? Увольте, но нет. Это я перерос точно. Так что если соскучились по отечественному мрачному фэнтези, то обратите внимание на эту историю. И трилогию в том числе ("гибель богов" и "воин великой Тьмы"), которая читабельна даже сейчас. Да, есть спорные моменты или устаревшие приемы, но если говорить об этих работах как о части общей картины, то полистать их можно.

Издательство: Эксмо, 2014 г.

Серия: Ник Перумов

Жанр: Современная отечественная проза

Цикл: Гибель Богов. 15 книг

Страниц: 512 (Офсет)

Масса: 500 г

Размеры: 207x133x28 мм

Аннотация:

Чем же сумели обитатели Хьерварда так прогневать своих старых Богов, что те покинули эту суровую землю, оставив ее без присмотра? Ведь теперь судьба целого мира оказалась в руках смертных, причем не самых лучших, но самых жестоких. И пока новые Боги не придут в подвластные им угодья, будет зваться этот древний континент Земля без радости.

"Земля без радости" - это очень странный мир, в котором все крайне плохо. Точнее, все очень плохо у главных героев произведения, так как роман затрагивает лишь определенный кусок Хьёрварда, в котором и происходят наши приключения. Представьте себе ситуацию, в которой есть достаточно большой кусок ничейных земель. Безусловно, что по документам и на картах эта территория числится за местным королевством людей. Но фактически это свободные земли, на которых живут свободолюбивые жители, не готовые склонять головы перед королем или его свитой.

Жуки дружно бросились в реку и — удивительное дело! — легко заскользили по поверхности, живо напоминая неких чудовищных водомерок. Словно хорошо обученные воины, они быстро окружали незадачливого пловца; тот обернулся, всхрапнул, точно напуганная лошадь, и ещё быстрее заработал руками.

Они не платят налоги в казну, не отдают детей в армию, а полностью существуют как самостоятельная эко-система, которая торгует с изредка приезжающими суда купцами. Покупают все, что необходимо для жизни. И то, что они не могут сделать или добыть сами. Взамен они не скупятся ни золотом, ни мехов битого ими зверя. Подобными сделками обычно довольны обе стороны. После того, как купцы отправляются восвояси, здесь продолжается привычная и рутинная жизнь без праздников или каких-то ярких событий.

— Р-родгар! Дык, теперь-то мы с вами совсем по-иному толковать станем!

Вокруг мешков Двалина валялось двое убитых им жуков. Гном тотчас же загорелся поотрубать им жвалы, чтобы потом сделать себе из них ожерелье.

В чем подвох, друзья? А он есть, и он кроется в самом названии романа. Книга не просто так названа "землей без радостей", так как местным жителям каждый день приходится биться с лесными нелюдями или прочими обитателями леса, недовольными тем, что по их территории ходят наглые двуногие. Которые рубят их лес, ловят их рыбу, охотятся на их животных. Духи, кобольды, гоблины и прочие создания Тьмы всегда пытаются напакостить мерзкому человеку, хотя бывают случаи, что с ними можно даже договориться.

В конце концов, они тоже разумны, пускай и недолюбливают человеческий род.

— Послали, матушка, — тотчас отозвался Алорт.

— Вам не напомнишь — в отхожем месте штаны спустить забудете, — махнула рукой Деера. Мало-помалу суета улеглась. Гнома уложили на заботливо приготовленное ложе; он оставался в полузабытьи, но Саата, быстро отыскав какое-то снадобье, влила-таки его в рот Двалину, и гном моментально уснул.

А главным бичом этой местности является ОРДА - скопище странных монстров и тварей, которые постоянно штурмуют местные крепости-деревни, и пытаются добраться до человеческой плоти, которую они обожают. И не только есть, если вы понимаете о чем я. В одной из сцен Перумов достаточно ярко дал понять, что некоторые монстры не против насилия молодых девиц, так как у них даже есть все необходимое для этих мерзких действий. Что порой им нравится даже больше пиршества над трупами убитых людей.

— Хорошо, госпожа, я готов следовать за тобой, — по некотором размышлении Эльстан отвесил молодке церемонно-изящный поклон. Ответом послужил ещё один недоумённо-испуганный взгляд.

И им нет конца и края. От них можно только попытаться отбиться, так как Орда уходит обратно в леса зализывать раны. Но она всегда возвращается через несколько дней, чтобы снова и снова пытаться взять штурмом очередное поселение-крепость, которую кроме людей защищают неведомые Защитники, напоминающие внешним видом гигантских бегемот с 6 конечностями и клешнями, с помощью которых они разрывают своих врагов на части.

Тем временем красавица допила свою чашу, по лицу видно, что ею всё сильнее овладевает раздражение.

— Ты рассчитываешь на то, что я редко ломаю новые игрушки сразу? — понизив голос, говорит она, и я чувствую в её словах угрозу. — Это верно. Но нет правил без исключений. Тебя я могу сломать и сразу.

Местные жители не знают откуда на их головы свалилось такое наказание в виде Орды, и уж тем более они не знают откуда берутся Защитники. Попытки докопаться до истоков провалились. Никто не вернулся назад из этих походов, и людям осталось только укрепляться на своей земле, да молить о помощи Новых Богов, которые неохотно вмешиваются в дела простых смертных, считая, что они сами должны разбираться со своими проблемами.

— Оркус славно поработал, — ворчит он, протягивает ко мне руку, и, когда она вновь появляется у меня на виду, все пальцы на ней покрыты кровью. Красной кровью.

Великан неспешно обходит меня вокруг.

Если бы Перумов остановился только на ЭТОМ сюжете, то на самом деле произведение действительно получилось бы неплохим. Но ему было МАЛО ввести непонятную Орду, которая каждую зиму кошмарит местных жителей, пытающихся отбиваться от волн чудовищ и неведомых тварей. Он решил запихнуть сюда максимальное количество плохо вписываемых персонажей, которые перекочевали из других произведений.

— У тебя же холодная кровь, приятель.

— Я инос-с-сказательно!

— То-то, что инос-с-с… Доставай заступ и начинай рыть. Заклятья здесь не работают. Предупреждаю, времени мало, а земля каменистая. Если бы ты не стал гоняться за теми ящерицами, громко упрашивая их предаться с тобой любви на перинах из тины…

В частности, в самом начале романа нам показывают бежавших из Небесных Сфер Молодых Богов. И Ялини, которая отказывается разделить участь своих павших братьев. Она заключила некую сделку с драконом Равновесия, который забрал её прочь из измерения, в котором они оказались. Её сюжетная арка будет раскрыта ближе к финалу, так что наберитесь терпения, друзья. Она еще обязательно появится на страницах истории.

— Ириэхо вантиото! Вантиото суэльдэ! — донёсся слабый голос из глубин шара. Видение утонуло в белом огне… а когда спустя миг шар вновь очистился, стали видны заваливающие пещеру каменные глыбы и быстро исчезающая среди них фигурка, так и не выпустившая из рук серебряного меча.

Девушка обессиленно опустилась на пол, лишившись чувств.

Будет здесь и новое поколение Истинных Магов, которое не прошло инициацию после своего появление, так как предыдущему поколению было не до них. Ведь Новые Боги Ракот и Хедин пришли именно оттуда, и они были заняты вначале разборками с Молодыми Богами, а теперь все свое время тратят на борьбу с Неназываемым. Им неоткуда брать время еще и на то, чтобы обучать и поучать новое поколение, которое пришло после их "друзей".

Он постепенно поправлялся. Рваные раны затягивались на удивление быстро — Эльстан постарался на славу. Провалявшись четверо полных суток, Двалин с разрешения Сааты поднялся на ноги как раз в тот день, когда Аргнист, Эльстан и сыновья сотника насмерть схватились с Ордой на Холме Демонов.

Обособленно от арки с одной стоит сюжетная ветка, посвященная эльфийской династии, которая находится в укромном месте, и скрыта от любопытных глаз. Но всегда найдутся ненавистники бессмертных и прекрасных, которые пытаются найти путь к королевству ушастых с целью разграбления и похищения их женщин и артефактов, которые помогут алчным умам возвыситься и претендовать на локальное господство в пределах этого мира.

Арталег пугается. Видно, подобного не ожидал. Опускает голову, запинаясь, бурчит что-то — дескать, это ж просто слова…

— А раз слова, так и хорошо, — не меняя тона, говорит Деера.

Жена Аргнистова уже справилась с растерянностью и слезами. Хутор в её руках, и она не позволит ему пасть. Нивен вон по сию пору без Защитников держится!

Да, так или иначе все эти сюжетные линии в итоге оказываются сведены к Орде, не буду отрицать. Но иногда это сделано настолько притянуто или нелепо, что мне даже не верится в то, что раньше я считал это хорошими авторскими ходами. Господи, да кто мне такую ерунду тогда сказал, да? Да тут половину книги можно и нужно выкидывать, перемещать в отдельное произведение, чтобы герои этих арок не путались под ногами и не мешались.

— Ты это… здесь подожди. А я хозяйку позову.

— Разве у тебя нет языка, чтобы ответить самой? — высокомерно осведомилась незнакомка.

— Да кто ты такая, чтобы мне тут приказывать?! — возмутилась Лииса. — Ничего я тебе не скажу! Стой тут, у ворот, до вечера!

"Земля без радости" - прямое продолжение "гибели Богов", в котором нам рассказывают про одну из частей Хьёрварда после того, как к власти в Упорядоченном пришли Новые Боги. Сюжеты между книгами связаны, но только косвенно, и поэтому вы можете спокойно начинать именно с этого романа, если вдруг у вас возникнет такое желание. Никаких сложностей с пониманием происходящего возникнуть не должно.

— Я Эльтара, волшебница. Ответь на мой вопрос, низкорождённый, и ты будешь щедро вознаграждён. Был ли на твоём хуторе некто по имени Эльстан?

— Двалин, что это за баба?!

Ну... Как не должно... Тут уже скорее сам Перумов накрутил и наворотил столько всего, накидав это в общий котел, что иногда было просто тяжело пробиваться через эти дебри. Я не против большого количества персонажей или длинных сюжетов. Наоборот, мне нравится такое. Но ведь нужно уметь гармонично вводить их в повествование, а не просто накидать все в кучу, и сидеть с довольным видом "я сделяль".

— Да… Тут костей каких-то полно… Ага… Чувствую Печать… Приготовься, зелёный хвост, как только я сниму заклятье, здесь всё взлетит на воздух! Не успеешь меня выдернуть — пиши пропало. Сам погибнешь.

— Понимаю, мас-с-стер! Не бес-с-спокойтес-с-сь!

— Внимание! Начинаю!..

Молодец, что сделал. Только получилось не очень. Местами читабельно, местами очень даже хорошо. А потом все скатывается в нечто невнятное, и желание продолжать читать историю дальше падает.

Да, роман я осилил. На самом деле я не говорю, что произведение получилось плохим. Оно просто местами незаконченное в плане тех сюжетов, которые предложил Ник. И зачем-то ввел ненужных для книги персонажей, которые растворяются на страницах сами по себе, и просто пропадают в никуда. Ну а скомканный финал в виде перечисления того кто и чем занимался после того, как история подошла к концу и вовсе поставил меня в тупик. А почему не написать тогда всю книгу в виде "краткого пересказа"?

Рагнвальд посмотрел себе под ноги. Там лежала сумка, плотно набитая его сегодняшней добычей — травы и коренья, употребляемые здешними ведунами, лапка летучей мыши, вынутый заячий след, кусочек сброшенного лосиного рога, цельный медвежий зуб и в особом кожаном мешочке спящая муравьиная царица размером с ладонь взрослого человека.

Из особенностей повествования не могу не выделить уже упомянутый ранее "былинный" слог. Попытки автора свести все к старине ... не удались. Местами читать в таком формате текст было очень неприятно, и приходилось пробиваться через "братцы, вдарим", " и тут кровью наливаются наши глаза", "не дадим пройти супостату". Вот зачем это все было? У Перумова свой собственный легко узнаваемый стиль повествования, ему не нужно для этого копировать авторов древней Руси, или пытаться заставить разговаривать своих персонажей на таком "высоком слоге".

Если это была попытка добавить колорита произведению, то она провалилась. ИМХО, разумеется, на истину не претендую.

— Ты… хотел… убить меня? — изумлённо проговорила Эльтара. На сей раз она опустила словечко «презренный».

— Я хотел сделать это, — медленно вытолкнул слова из горла Двалин.

— Но ведь тогда… ты бы тоже…

— Лучше умереть, чем оказаться в рабстве! — гордо выпрямился гном.

В совокупности всего написанного выше, готов поставить твердую тройку, и рекомендовать книгу рьяным поклонникам писателя. Или тем, кто никогда ранее не был знаком с его творчеством. Если вам понравится сюжет, то добро пожаловать в миры Упорядоченного, друзья. Тут бывает интересно. Если вдруг формат не подойдет, то ничего страшного. В мире написано слишком много книг, чтобы насильно пичкать себя теми, которые вам не нравятся : )

Спасибо всем, кто заглянул на огонек. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя.

__________________________

З.Ы. Если вы интересуетесь книжными новинками или подборками артов по любимым вселенным, если вам интересно читать книжные рецензии, или хочется поделиться своими мыслями по поводу очередной прочитанной книги, то сообщество "живу с книгами" ждет вас! Мы рады всем, и с нетерпением будем ждать и тебя, друг. Присоединяйся!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
27.04.2014
Про эльфов и их детей мне тоже понравилось. Smile
Я просто понял, что не одинок в своем отношении к Перворожденным)
15.06.2016
Блин, почему этот отзыв не первый в ветке)) Прекрасно выразили и мои мысли. Обожаю Перумова за всё. За его богатые сравнениями и не только.. Стиль изложения...Ух Party
GreenSpirit 2
Спасибо! Но, как мне кажется, первый отзыв в ветке действительно заслужен. К тому же здесь не так много отзывов, чтобы мой терялся)
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также