***
Классическую русскую литературу я не люблю, за очень редким исключением. Есть несколько произведений, которые я считаю гениальными и вечными, а есть те, которые мне просто нравятся. Одним из таких произведений является “Бесприданница” Островского. Несмотря на то, что это пьеса, авторский текст воспринимается, как проза. Островский, на мой взгляд, - настоящий художник, так филигранно он изобразил характеры главных героев! И это помимо сюжета, который является довольно захватывающим сам по себе, хотя место действия - небольшой волжский городок - совсем не предполагает того, что там будут разворачиваться драматические события.
Разумеется, я не могла пройти мимо знаменитого фильма Эльдара Рязанова “Жестокий романс”, снятого по мотивам пьесы “Бесприданница”. Не скажу, что это мой любимый советский фильм, но он, однозначно, достойный и интересный зрителям во все времена.
Не хочу проводить анализ картины и выявлять соответствия с пьесой, этому меня в Университете не учили. Поэтому просто расскажу о своих впечатлениях после просмотра “Жестокого романса”.
Действие фильма происходит в вымышленном волжском городе Бряхимове. Надо сказать, что Волге режиссер отвел в фильме едва ли не главную роль: это и потрясающие крупные планы реки, и вся эта пароходная тематика - снято невероятно красиво.
Я никогда не была на Волге, но после этого фильма мне еще сильнее захотелось исправить это.
Начинается фильм кадрами осенней Волги: вода цвета стали, терпкий прохладный воздух, желтые листья... Видимо, я неправильный человек, но для меня такое время года - самое прекрасное.
В центре сюжета - разорившаяся дворянская семья, где вдова Харита Игнатьевна Огудалова, не имея даже самого небольшого состояния, пытается устроить личную жизнь трех своих дочерей и изо всех сил старается выдать их замуж за влиятельных людей. Несмотря на то, что матери приходится считать каждую копейку, в доме постоянно собираются гости и устраиваются званые ужины - ведь только так есть шанс, что младшая дочь сможет найти себе мужа.
Младшая дочь Огудаловой Лариса - настоящий цветок и “украшение города”.
Невероятно красивая, утонченная девушка влюбляет в себя разных мужчин, среди которых судовладелец Сергей Сергеевич Паратов, купец Мокий Парменыч Кнуров, друг детства Василий Данилович Вожеватов и мелкий чиновник Юлий Капитонович Карандышев. Последний и вовсе волочится за девушкой, хотя совершенно ей неинтересен.
Душа девушки лежит к Паратову - он привлекателен, богат, умеет красиво ухаживать. И, к тому же, неравнодушен к Ларисе.
Но суждено ли молодым людям быть вместе? И сможет ли главная героиня обрести свое счастье? ... На самом деле, развязка фильма очень многогранна и скрывает в себе множество вопросов. А ответы на многие из них дает не столько режиссер, сколько время. Существует мнение, что Эльдар Рязанов в своей картине предсказал грядущие изменения в общественной морали, связанные с перестройкой: вся эта показная роскошь, желание красиво и богато жить, которое оказывается сильнее человеческих отношений, власть денег над людьми... Нужно ли говорить, что всего через несколько лет Россию захлестнет круговерть потребления, которое, как оказалось, действительно способно пошатнуть сложившиеся в обществе нравственные нормы?
Впрочем, вернемся к фильму. Эльдар Рязанов, конечно, признанный Мастер советского кинематографа, снимавший в своих картинах лучших актеров. Поэтому не было ни малейших сомнений, что актерский состав фильма будет блестящим.
Харита Игнатьевна Огудалова в исполнении Алисы Бруновны Фрейндлих - прежде всего мать, живущая интересами семьи. Чувство вины перед тремя дочерьми (за то, что отец не оставил в наследство ничего, кроме долгов) заставляет ее унижаться перед обеспеченными знакомыми, добывая деньги.
Лариса Дмитриевна Огудалова (Лариса Гузеева) - эта роль прославила начинающую актрису, и стала, вероятно, самой известной в ее карьере. Да, возможно, молодой Гузеевой не удалось превзойти прославленных многоопытных актеров, но как же она красива в этом фильме!
Андрей Мягков, сыгравший мелкого почтового служащего Юлия Капитоновича Карандышева, убедил зрителя в том, что ему под силу совершенно разные роли (а не только комедийные персонажи вроде недотепы Новосельцева и неудачника Жени Лукашина).
Мелочный, жалкий, с бегающими глазками - именно таким я представляла Карандышева в пьесе. Сыграно блестяще!
Сергей Сергеевич Паратов в исполнении Никиты Михалкова - настоящий “барин”. Я любовалась в фильме его статью, прекрасной осанкой, умением ездить верхом и красиво говорить. Еще было очень приятно услышать в исполнении Никиты Сергеевича романс на стихи Р. Киплинга - у него, оказывается, очень приятный бархатистый тембр голоса. Кстати, несмотря на все нападки на Михалкова, лично я безмерно уважаю его и как режиссера, и как блестящего актера. Фильм “Жестокий романс” - один из лучших в его карьере.
Василий Данилович Вожеватов (Виктор Проскурин) - “человек своей эпохи”, самоуверенный, и приятный в общении. Но что у него за душой, и что он представляет из себя, как личность? Думаю, зритель определит это для себя сам.
Мокий Пармёныч Кнуров в исполнении Алексея Петренко - спокойный, важный, статный. Такому человеку приятно чувствовать себя в роли “благодетеля”.
Помимо исполнителей главных ролей, в фильме засветились такие известные актеры, как Георгий Бурков, Борислав Брондуков, Ольга Волкова, Сергей Арцибашев и другие.
“А напоследок я скажу...”
Особенное место в фильме отведено музыке. Цыганские песни, романсы под гитару, главная тема, созданная композитором Андреем Петровым - все это еще раз подтверждает, насколько важна и сильна музыкальная составляющая в фильмах Рязанова.
Много лет назад для меня, учащейся музыкальной школы, знакомство с русскими романсами началось именно с этого фильма. И до сих пор я считаю, что петь романсы под гитару - это очень красиво и романтично.
***
Думаю, что “Жестокий романс” стоит посмотреть всем - неважно, любите Вы классику, или нет. Это достойнейший фильм, снятый талантливым режиссером. Это и вопросы, которые будут актуальны всегда, и интересный сюжет, и невероятный звуковой ряд, и просто очень красивые кадры. 5 из 5.