Обожаю старую добрую Англию и с удовольствием смотрю и читаю все, что с ней связано. Люблю наблюдать за чопорностью англичан, их преклонением перед титулами, нравятся все эти прогулки, званые обеды, балы, провинциальные и столичные развлечения, безделье и поиски подходящих партий.
Поэтому вполне закономерно, что с романом Теккерея "Ярмарка тщеславия" я знакома уже давно. И читала, и экранизацию смотрела, ту, которая с Риз Иизерспун (от экранизации, к слову, не в восторге). Теперь вот добралась до этого сериала, снятого в 2018 году.
О чем же он? А вот о чем!
Британский телеканал BBC представляет новую экранизацию романа Уильяма Мейкписа Теккерея, яркий костюмированный сериал «Ярмарка тщеславия». Сюжет развивается в начале XIX века, когда Европу сотрясали кровопролитные наполеоновские военные компании и концентрируется на двух девушках. Ребекка Шарп выросла в бедной семье, а осиротев, и вовсе оказалась в нищете. Ее мать была танцовщицей, а отец неудачливым художником, который постепенно спился. От них она унаследовала лишь артистическую харизму и привлекательную внешность. Она умна, превосходно владеет французским, и мечтает когда-нибудь стать своей в высшем обществе, вырвавшись из нищеты. На жизнь она зарабатывает, преподавая язык в пансионе, где живет и учится.
Эмилия привыкла к роскоши и достатку. Она из семьи преуспевающего бизнесмена, избалованна вниманием поклонников и деньгами. С Бекки они дружат, насколько это возможно из-за разного социального статуса. Покинув пансион, одна собирается выйти замуж за богатого наследника, офицера Джорджа Осборна. А вторая находит работу горничной в доме обнищавших аристократов. Однако перед тем как приступить к своим новым обязанностям, она решает провести время с подругой, приняв приглашение погостить у нее.
СЕРИАЛ "ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ", СРАВНЕНИЕ С РОМАНОМ
Посмотрела, ощущения спорные. С одной стороны все красиво, все как я люблю: наряды, особняки, английские пейзажи, леди, джентльмены...
С другой стороны, не отпускало ощущение, что все как-то несерьезно, галопом по Европам, слишком осовременнено и упрощено. Одни только постоянные ужимки Бекки Шарп (Оливии Кук) на камеру, типа, заигрывание с нами, зрителями, чего стоят. Очень спорный для меня режиссерский ход.
В романе Теккерей очень жестко высмеял аристократию, поклонение титулам, снобизм. Там очень четко показано, насколько мелкими на самом деле являлись все эти лорды и леди, все эти паразиты, гордящиеся солидными родословными. У Теккерея среди власть имущих практически и приятных лиц то нет, разве что жена старшего брата Родона. Кстати, в сериале ее вообще решили не показывать, но в романе не помню о ней ничего плохого.
У Теккерея что ни аристократ, так карикатура злая: старший Кроули вообще чуть ли не клоун спятивший, Матильда чудо из чудес, муж Бекки - Родон тоже ни о чем, грубый, глупый солдафон. И судьба его в романе кажется закономерной и не вызывает сочувствия.
В сериале все показано намного мягче, не так жестко и остро. К примеру, Родон Кроули (Том Бейтман) в сериале прям вообще чуть ли не мужчина мечты: красивый, статный, человек слова, не лишенный ни ума, ни способности любить.
Просто ему не повезло с женой..... Книжный Родон оставил после себя совсем другое впечатление. И если над судьбой сериального Кроули я чуть слезу не пустила, то несчастья книжного Родона оставили меня совершенно равнодушной.
Да и папенька его показан в сериале куда более приятным типом, чем в романе. Да, с причудами, не без этого, но далеко не такой отвратительный. И причуды эти выглядят скорее как милые чудачества стареющего аристократа.
А вот такие персонажи персонажи, как Доббин, Эмилия, богатая тетушка Матильда переданы, на мой взгляд, очень близко к роману и задумке Теккерея.
Матильда - это прям пародия на аристократку, карикатура. Взбалмошная, капризная, сама не знающая, чего хочет. Вся такая на словах демократичная, за любовь, за то, что ради любви можно допустить и мезальянс в браке, вся такая романтичная. НО, все это ровно до тех пор, пока не касается ее лично и ее родовитого семейства. То есть, рисовка и не более.
Доббин. Ну, тут и сказать нечего: надежный друг, однолюб, образец чести и доблести. Аж скучно) В романе я его представляла себе немного иначе: грубее внешне, неловким каким-то. В сериале он джентльмен из джентльменов. Мне выбор актера на роль Доббина (Джонни Флинн) показался очень неплохим, одобряю.
Вот Эмилия Седли-Осборн точно не мой человек. Слишком пресная, вялая, скучная. Но она и в книге именно такая. Актриса (Клаудия Джесси) внешне не сильно понравилась, но это субъективно, просто тип внешности не на мой вкус. Играла-то вроде бы неплохо. Но что читать про нее скука смертная, что смотреть.
Что касается любви всей ее жизни, капитана Джона Осборна (Чарли Роу), то тут у меня нет единого мнения. Вроде бы и похож на того, каким я себе представляла этого персонажа во время чтения, а вроде бы и мелковат как-то, мальчишка прям, а не гордый и взбалмошный сын банкира.
Есть еще один персонаж, о котором, пожалуй, стоит упомянуть. Брат Эмилии, Джо Седли (Дэвид Финн). Ну что сказать, для меня именно таким данный герой и должен быть - смешной, глупый, показушник, а в душе просто обычный полный мальчишка (хотя какой мальчишка, мужчина), который хочет казаться, а не быть. Карикатурный персонаж и в сериале, и в романе.
Ну и главная героиня, Бекки (Оливия Кук). Читая отзывы о сериале "Ярмарка тщеставия" 2018 год, сталкивалась с тем, что людей возмущает внешнее несоответствие книжной Бекки и Бекки сериальной. Мол, книжная рыжеватая зеленоглазка, а сериальная кареглазая темноволоска. Но меня именно во внешности актрисы все устроило. Я вполне могу представить Бекки такой.
Как уже писала выше, немного не понравилось заигрывание актрисы с камерой, типа, вовлечение зрителя в действо, общение со зрителем. В результате, из бесстрашной и несгибаемой авантюристки Бекки превращалась в какую девочку-кривляку, прям обезьянку напоминала. Забавную, симпатичную, но далеко не женщину, идущую по головам и разрушающую жизни окружающих. Но это претензии не к актрисе.
В целом же сериальная Бекки - это скорее запутавшийся ребенок, а не расчетливая беспринципная дамочка. Когда читаешь роман, характер данной героини представляешь себе несколько иначе. По крайней мере ощущения от книжной Бекки у меня были не такими, как ощущения от Бекки сериальной.
ВЫВОД
В целом, сериал мне больше понравился, чем нет. Не могу сказать, что я в восторге, все время было ощущение, что это какая-то лубочная картинка, а не серьезная экранизация мощнейшего произведения. Все бегло, наскоком, поверхностно, слишком современно. Ах да, чуть не забыла - САУНДРТЕК! Музыка в сериале очень классная, заслушивалась прям, и подходила она к картинке. Но опять же, режиссерские фишки - музыка современная, очень красивая, в тему, но наших дней.
В принципе, я за то, чтобы снимали такие сериалы, я рада, что он есть. Пусть поверхностно, но с его помощью можно познакомиться с произведениями, которые настолько объемные, что читать не каждый станет. Лучше смотреть такие легкие экранизации и хоть так приобщаться к классике, чем тратить время на ток-шоу и всякую муть. Но лично мне не хватило какой-то глубины, мощи, погружения в атмосферу тех времен. И конец уж сильно обрезан, скомкан. Пожалуй, поставлю "четверочку" (довольно крепкую), но рекомендовать буду. Сериал неплохой.