Опубликовано 6 Ноябрь, 2014 - 18:53

Распыляясь по мелочам, не сумели сконцентрироваться на главном…

 

Скажу прямо, что фильм Михалкова «Солнечный удар» ждала с нетерпением. Сама задумка совместить в одном фильме два произведения великого писателя (и при том какие произведения!) показалась мне очень хорошей, если не гениальной. Я ждала, что этот по-настоящему глубокий, трагический фильм станет новым словом не просто в искусстве, а главное в понимании нашей истории. Он был предназначен раскрыть широким массам трагедию XX века, показать «что было» и «что стало» с Великой Державой, как сделал это в своих произведениях И. Бунин. Но, увы, фильм сильно разочаровал меня…

Впрочем, скажу обо всем по порядку.

Итак, Михалков параллельно рисует перед нами два мира: Россию дореволюционною ( сюжет «Солнечного удара») и Россию 20х годов, а точнее то, что от нее осталось ( сюжет «Окаянных дней»). Цель Михалкова сравнить эти два мира, показать, что мы потеряли, вывести мораль. Главный герой, вспоминая Царскую Россию, все время задает вопрос: «Где это все?» и «Как такое могло случится?»

Но именно сравнить, противопоставить жизнь в Российской Империи и существование в России, потонувшей в преступлениях, крови и грязи Михалкову не удалось, в отличие от Бунина, в произведениях которого эта мысль лежит красной нитью.

И, если события «Окаянных дней» Михалков показал боле-мене неплохо (Не считая того, что он постоянно вводил ненужные, отвлекающие и раздражающие зрителя сюжеты, например, постоянные попытки белогвардейцев сфотографироваться «всем вместе». И это на протяжении всего фильма! Хотя, на мой взгляд, это время можно было бы занять размышлениями пленных, их разговорами, в которых хоть пару персонажей могли раскрыть душу. Можно было бы создать хоть пару объемных, проработанных, ярких персонажей!), то изображение воспоминаний о светлой и счастливой жизни до революции никуда не годится. Сам рассказ Бунина «Солнечный удар» совсем не большой, и, кажется, хватило бы всего нескольких звучных аккордов, несколько сочных мазков, полных жизни, солнца и той чарующей красоты, которая присутствует в рассказах Бунина, чтобы показать ту, утраченную Россию, передать на этом контрасте весь трагизм случившегося. Но Н. Михалков придумывает кучу персонажей (при том довольно странных), вводит множество нелепых, даже смехотворных сюжетов ( история с фокусником, бегающие за летающим шарфиком на протяжении 5 минут пассажиры, глупая история со священником, с фотографом и еще много других). Большинство персонажей ведут себя или как клоуны, или как абсолютные дураки. Естественно, из-за этого исчезает вся прелесть Бунинского рассказа, обращенного в фильме в неудачную комедию, что очень жаль! Кстати, не удается, Михалкову передать и Бунинскую любовь, нет этого «солнечного удара», «затмения», нашедшего на героев. Была ли страсть, влюбленность? По фильму создается впечатление, что поручик переспал с девушкой по ее молчаливому согласию, не перемолвившись с ней практически ни единым словом. Это выглядит настолько странно и неестественно и оставляет только непонятное, неприятное впечатление…

Единственное, что смягчило мою оценку фильма – это его конец. Пение белогвардейцами молитвы и медленно тонущая баржа тронули сердце, заставили заплакать.

 

Если говорить честно, то из этой задумки можно было бы создать действительно шедевр, фильм поразительный по глубине и силе. Фильм, очищающий душу и заставляющий осмыслить очень важные вопросы:

 

- Какую страну мы потеряли?

- Как это все случилось?

- Как могли допустить это?

- Почему мы проиграли?

-Что нам теперь делать?

 

Вопросы эти, вроде бы, заданы, но ответов на них в экранизации нет.

Поэтому, размышляя над фильмом, я не знаю стоит ли советовать его смотреть, да и вообще, полезен ли он, или это еще одно пустое времяпровождение.

Алиса Дешвудрекомендует
Читать все отзывы 27
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 27
Смотрите также