Соединенные Штаты отличаются тем, что на их территории проходит целый ряд достаточно масштабных соревнований в необычных видах спорта, которые никого в мире больше не интересуют. Впрочем, гонки — это сам по себе вид спорта довольно специфический, не говоря уже о такой сугубо американской разновидности кольцевых гонок, как Indy 500.
Этим и объясняется несколько скомканное начало «Дней грома», где молодой Том Круз только вкатывается в кадр на мотоцикле, как он же сразу прыгает за руль гоночного болида. Переживать не стоит: подобное решение американского мастера режиссуры Тони Скотта продиктовано крайней амбициозностью обсуждаемой нами киноленты, которая ставит перед собой целую кипу весьма непростых целей. И, забегая вперед, надо сказать, что все эти цели актеры, режиссер, а вместе с ними и вся съемочная группа довольно блестяще решают.
В начале перед нами молодой и не в меру обаятельный гонщик-дилентант, который умудряется весьма лихо крутить баранку. Однако вскоре вместе с ним зритель узнает, что искусство входить в повороты — это лишь начало гоночных премудростей, поскольку изношенные покрышки быстро нагреваются и начинают скользить, а перегретый двигатель и вовсе может взорваться. Вот и получается, что во вроде как простой и незамысловатой задаче по управлению автомобилем появляется элемент стратегии, а ведь есть еще спонсоры, готовые покинуть команду после пары неудачных заездов, элемент личностных взаимоотношений между пилотами, не говоря уже о психологических вызовах работы, которая связана с постоянным риском для жизни и здоровья. А ведь речь идет о достаточно взрослых мужчинах, у большинства из которых есть семьи, кредиты и обязательства.
Во все это Скотт погружает нас постепенно и не спеша, раскрывая мир кольцевых гонок с новой и неожиданной стороны даже для тех, кто ими никогда не интересовался. Очевидно, что на волне успеха предыдущих картин, режиссер не боится решать много задач одновременно. К примеру, в картине есть весьма сложная линия взаимоотношений протагониста с женщиной-врачем. Роль последнего исполняет блестящая Николь Кидман с химической завивкой а-ля восьмидесятые на голове.
Режиссер размышляет, как выстроить взаимоотношения последовательному рационалу и отчаянному авантюристу, когда последний предпочтет смерть отказу от своей профессии? И, опять же, речь идет не о пунктирно намеченной теме, а о полноценной любовной линии в фильме про гонки!
Вишенкой на торте во все этой истории является прекрасные съемки, где есть и необычные ракурсы, и отчаянная каскадёрская работа, и интересные общие планы. В наше время, когда даже банального кота в кадре предпочитают нарисовать, нежели «снимать с натуры», подобную операторскую работу больше нигде не встретишь. В этом смысле фильм по-настоящему уникален. Да и молодой Том Круз в выгодную сторону отличается от себя же зрелого, поскольку его игра в той же «Грани будущего» меня, честно говоря, не впечатлила. В общем, «Дни грома» можно спокойно причислять к одной из лучших работ Тони Скотта, потому что фильм будет интересен всем без исключения.