Всем здравствуйте!
В недавнем временем, после ознакомления с этой повестью, мной была прочитана ещё одна повесть Льва Николаевича - "Крейцерова соната". А после прочтения я даже прослушала сонату Бетховена с таким же названием как и повесть.
У Толстого лёгкий слог. И "Крейцерова сонату" одолела я за два дня. При желании можно и за один день справиться с ней.
Страниц немного - чуть больше ста. Написана повесть в 1889 году. Некоторое время была под запретом. Пока Софья Андреевна не посетила императора.
Очень откровенное произведение. Впрочем как и другие шедевры у Толстого. Думаю перечитаю "Крейцерову сонату" ещё не один раз.
Сюжет таков:
«Крейцерова соната» повествует о судьбе главного героя, Василия Позднышева, который, прожив бурную, полную веселых приключений молодость, в тридцать лет решил остепениться и обзавелся семьей. Он женился по любви, хотел придерживаться «единобрачия» и страшно гордился своими благими намерениями. Однако отношения между супругами пошатнулись уже в медовый месяц.
Заходил автор издалека. Несколько страниц читала о рассуждениях людей в поезде на тему брака, отношений между мужчиной и женщиной. Каждый доказывал своё.
Пока один из беседующих не познакомился с главным героем - Позднышевым. А тот с неистовой силой поведал ему свою историю. Печальную историю. Позднышеву очень надо было выговориться...
Главный герой "неудачно" женился и во всех своих бедах винит женщин. А как хорошо всё начиналось. Вроде женился герой по любви и собирался, не смотря на бурную молодость, придерживаться единобрачия. Однако по прошествию времени Василий Позднышев философски рассуждает о женщинах.
Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна.
Может женщина говорит глупости и делает гадости, потому что понимает это как раз, понимает и то что красива она и злится то что мужнина не научит её правильному.
Женился Позднышев вроде хорошо. Жена его - Лиза была бедна и по идеи во всём должна была потакать ему. Он благодетель то какой! О! Но уже в медовый месяц пошло что-то не так. Получается не любили друг друга вообще, если в мелочи даже не уступали.
И наконец дошли до того, что уже не разногласие производило враждебность, но враждебность производила разногласие: что бы она ни сказала, я уж вперед был не согласен, и точно так же и она.
К любви нельзя принудить, однако пять детей сделали. А ему, да и не только ему, видите ли не нравится, что жена, заботясь о детях, не уделяла должного времени "господину". Вот, может правы те кто утверждает, что мужнины дети. А довольство Позднышева тем, что семейные обязанности и забота о детях убивали всё желание кокетства в Лизе. Это как назвать?!
У Позднышева было время поразмышлять о нравственности и морали.
Я взглянул на ее с подтеками разбитое лицо и в первый раз забыл себя, свои права, свою гордость, в первый раз увидал в ней человека..
И что?, приходит он к выводу, что сумасшедший. А я думаю не сумасшедший он, а эгоист, так и не научившийся уважать женщин, принимать её не как объект вожделения и не считать, что созданы они только для служения мужчине, а принимать женщину как человека, как друга.
Вы говорите, что женщины в нашем обществе живут иными интересами, чем женщины в домах терпимости, а я говорю, что нет, и докажу. Если люди различны по целям жизни, по внутреннему содержанию жизни, то это различие непременно отразится и во внешности, и внешность будет различная. Но посмотрите на тех, на несчастных презираемых, и на самых высших светских барынь: те же наряды, те же фасоны, те же духи, то же оголение рук, плеч, грудей и обтягивание выставленного зада, та же страсть к камушкам, к дорогим, блестящим вещам, те же увеселения, танцы и музыка, пенье. Как те заманивают всеми средствами, так и эти. Никакой разницы.
Позднышев утверждает, что женщина никогда не станет на ровне с мужчиной, а тем не менее имеет огромную власть над ним.
Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение.
Знаете, всё так похоже на современную жизнь. Непонимание, бытовуха съедают всю любовь. Такое есть и сейчас. А в некоторых случаях и заканчивается также как и в повести у Толстого. Потому что глаза кровью наливаются: "и только моёё..."
Думаю, не смотря на все изменения мира, так будет всегда. Мужчина и женщина никогда не поймут друг друга. И даже наставления Льва Николаевича (при всём моём уважении) в конце повести не помогут. Но надеюсь научимся хотя бы уважать друг друга.
Повесть, конечно же, рекомендую к прочтению, есть о чём поразмышлять!
Спасибо за внимание!