Опубликовано 12 Октябрь, 2021 - 12:41

Ровно десять лет назад я открыла для себя мир Дюны. Тогда все началось с фильма Линча, подхватилось прочтением книг Фрэнка Герберта, и вся эта потрясающая вселенная вошла глубоко в моё сердечко и заняла там своё законное место. Поэтому, когда я узнала, что готовится новая экранизация Дюны Дени Вильнёвым - приятные мурашки ожидания и предвкушения пробежались по моему телу.

Скажу честно, ещё года три назад я обожала ходить в кино! Были премьеры, которые обязательно надо увидеть и как можно скорее. Но потом всё как-то резко просело, а затем еще пандемийные ограничения и вот наконец Дюна, как глоток свежего воздуха! Тот фильм, на который я побежала в кино, отбросив все важные дела в ожидании захватывающего действа.

На протяжении всего сеанса я не могла перестать сравнивать в своей голове этот фильм с книгой или со старой Линчевской версией. Воображаемый блокнотик постоянно делал какие-то пометочки, отмечал косяки, но все же из кинозала я вышла довольной.

Что на самом деле получилось классно, где фильм забуксовал, как это все в сравнении с тем, что было до - сейчас расскажу.

◁ ◀ Сюжет ▶ ▷

Если быть краткой (хотя это сложно для 2,5 часового фильма, который дошел только до середины книги), основная сюжетная нить заключена в борьбе Великих домов за власть над контролем производства спайса (особой специи, которую добывают только на планете Арракис), с замашками на вселенское господство. А так же тайный хитроумный заговор Бене Гесеридских ведьм, опять же с целью контроля всего и вся. И самое любопытное - поднимается вопрос о природе религии и веры в Мессию.

Т.е. на самом деле всё очень сложно, тысяча и один философский вопрос встает перед нами, и судя по всему, Вильнёв хочет гнаться за всеми зайцами, которых только сможет ухватить.

Основная зарисовочка - планета Каладан, изначальное владение Дома Атрейдисов, ребят честных, достойных, справедливых, сама планета полна воды и жизненной силы.

В фильме: сделали буквально несколько очень общих планов с водными просторами, если честно - не прониклась духом дома, хотя их планета должна показывать лицо дома.

Далее, планета Гиди Прайм, место обитания Дома Харконненов - эти ребята жуткие кровожадные злодеи, изверги, нелюди.

В фильме: показали мрачненько, но ужаса и отвращения я, опять же, не прочувствовала.

Дом Коррино - предводительствующий во вселенной, дом Императора Шаддама 4. Могущество императорского дома в первую очередь заключается в большой устрашающей армии суперсолдат - сардукаров, которые держат в страхе всех до единого, ибо их растят как убийц с младенчества и в бою с ними еще никто не сравнился.

В фильме показали и их: сцена запоминается, большая армия, всех метят кровью, но есть одно но - не читай я о них в книге - ни в жизни б не поняла, почему они так опасны и страшны.

Действия разворачиваются следующим образом: Харконнены, которые раньше спокойно добывали спайс на Дюне, по приказу Императора должны оттуда убраться, а управлять добычей спайса будут Атрейдисы. Но всё это хитроумные игры, и по тайному приказу Императора, Харконнены нападают на Атрейдисов с целью перебить их всех. И всё бы получилось, если б не Пол Атрейдис и его мать Джессика - наложница герцога Лето Атрейдиса, одна из сестер Бене Гессерит. Благодаря своим искусным навыкам (а может и потому что Пол Избранный?(не буду спойлерить)) они выбираются из заварухи и втираются в доверие к фрименам - истинному народу Дюны.

 

◁ ◀ Герои и актеры ▶ ▷

Роль Пола Атрейдиса исполняет Тимоти Шаламе. Эдакая упорно восходящая, пиаримая везде где только можно, звездочка Голливуда. Если честно, я видела с ним несколько фильмов, включая Дождливый день в Нью-Йорке, Назови меня своим именем, Маленькие женщины, и совсем не поняла бурных восторгов общественности относительно этой персоны. Но либо малец поднаторел, либо режиссер выжал из него всё, что надо выжать, и в Дюне он хорош. Сколько я не пыталась найти к чему придраться - всё гладко, отлично отыграл сцену с Иглой ГомДжабар, прекрасно вошел в "нужный" для сюжета возраст. И сомнения, и мужественность, страх перед возможным будущим, подсознательное желание оказаться Избранным - всё очень качественно в этот раз ему удалось сплести в своей игре.

Ребекка Фергюсон - Джессика. К игре самой актрисы у меня претензий нет. Она здорово отыгрывает и материнские волнения, и, в то же время, фанатичные замашки Бене Гессерит, и тайное желание, чтобы сына оказался Тем самым. Но! Я не знаю для чего ее сделали настолько уж серой мышью по образу.

Глаз мне это резало всю ту часть фильма, пока они не попали под раздачу Харконненов. В начале фильма мне показались лишними зачастившие сцены с тем, как она рыдает, трясется от страха и всё в этом роде, особенно если учитывать, что потом Вильнёв (как и было в книге) показывает её способность управлять разумом, тело и эмоциями, благодаря Бене Гессеридским скилам.

Герцог Лето Атрейдис - Оскар Айзек. В последний раз я видела его в том, что посмели назвать "возрождением" трилогии Звездные войны... В душе я прокляла всех тех ребят, которые пыжились над тем отвратом, который получился, поэтому Айзек автоматом попал в немилость. Но вместе с Шаламе после Дюны был реабилитирован. Он там очень даже к месту пришелся.

Джорж Бролин - Гурни Халлек. Казалось бы, так можно интересно развернуть персонаж с таким актёром, но все сделали урывками и кусками... Либо на монтаже фильма все обкрамсали, как могли, либо... я не знаю, зачем было звать такого актера на эту роль... А раскрыть там, поверьте, есть что, и вообще Гурни Халлек, Суфир Хавват и Дункан Айдахо - это вполне себе важные персонажи по книге.

Раз начали про Дункана Айдахо, его играет Джейсон Момоа, вот тут он к месту так к месту! И ему отведено наибольшее количество времени в сравнении с теми двумя другими персонажами. При всем том, что раскрывать этот персонаж не сложно, посмотреть на бравого волосатого гавайца приятно.

Зендея - Чани. Рада что позвали её, ибо в Линчевской Дюне персонаж провалился - что была, что нет. А Зендейя фактурная и запоминается внешне. Правда, когда начинает говорить, это привет MJ из Спайдермена.

Стеллан Скарсгард - Барон Харконнен. Его я вообще не узнала, и, как мне показалось, недораскрыли персонажа капитально, хотя простора для разворота было много. Надеюсь, будет во второй части фильма, пока я немного заинтригована, но не восхищена.

Батиста - Рабан Харконнен. А это, как мне кажется, 100 процентное попадание. Смотрится он просто шикарно! Какие, оказываются, эти рестлеры многогранные ребята!

Хавьер Бардем - Стилгар. Совсем мимо, по моему мнению, он единственный, кто не на своем месте. Он не похож на фримена, персонаж какой-то корявый, невнятный, смотришь и думаешь "ээ, что это, зачем это?"

Шарлотта Рэмплинг - Преподобная мать Бене Гессерит. Мало но хорошо. Хотелось бы больше её. Ужасающая властная тетка - шик!

Шэрон Дункан-Брюстер - Судья Перемены. По книге мужчина, по фильму - дань толерантности: темнокожая женщина. И, знаете, мне очень понравилось! Она там к месту и прекрасно вписывается.

Чан Чэнь в роли доктора Юэ, и Стивен Хендерсон в роли Суфира Хавата настолько проходные (к большому сожалению) персонажи, что их вообще не запоминаешь.

 

◁ ◀ Визуал ▶ ▷

Если вы смотрели Бегущий по лезвию 2049, скорее всего вас зацепит и картинка Дюна. Дени Вильнёв придерживается своего фирменного стиля с затяжными общими планами, на которых скрупулёзно продуманы все детали. Атмосферу передают цветом, светом, композицией, выверенностью во всем.

Ощущения Дюны - Планеты-пустыни передано на 5 с плюсом. Сила пустыни, "магия" спайса, ожидание мессии, всё это есть. Есть масштаб.

Другие планеты - немного смазано.

Запоминающихся по визуальной части сцен точно можно отметить несколько. Например, сцену встречи Пола и Преподобной матери, сцену с Полом и Джессикой в пустыне после нападения Харконненов, прибытие Атрейдисов на Арракис.

 

◁ ◀ Сравнение с книгой Фрэнка Герберта ▶ ▷

Естественно, чтобы уложиться в отведенное время книгу покромсали изрядно. В книге много описания образа мысли героев, идет огромное количество информации, служащей пищей для размышления. Персонажи прописаны очень подробно, мотивы Домов, сестер Бенегессерит, Императора, Гильдии, Фрименов - именно то КАК этот скелет идеи приобрел свою "плоть" и делает произведение гениальным, а Герберта великим писателем. Дени Вильнёв отчаянно хочет передать смысл книги, но каждая из 700 страниц книги наполнена важными деталями, образующими этот смысл, все сцены в книге выверены и направлены на раскрытие тех важных тем и вопросов, которые раскрывает Герберт.

И в этом таиться разгадка того, почему о фильме Дюна такие противоположные отзывы.

Те, кто читал книгу, уже хорошо знают почему что происходит. Вильнёв не устраивает вольную трактовку, на 90% он старается воспроизводить события из книги. Но, через фильм он будто общается с компанией фанатов произведения в манере "Было бы круто, если б всё выглядело вот так!". А человек, который впервые сталкивается с героями, с миром Дюны имеет все шансы сидеть перед экраном завороженный красивой картинкой, но с недоумевающим взглядом "кто это? почему это происходит так? о чем они вообще!?".

Самое дурацкое, что, в принципе, эти моменты очевидны... Либо режиссеру уже настолько затмило глаза знание книги, что свежим взглядом он не смог посмотреть, либо потратили слишком большой бюджет не на то, а отменить уже нельзя было... Но, всё же давайте посмотрим, где проще всего войти в точку невозврата и сложить отрицательное впечатление о фильме.

 

◁ ◀ Где фильм провис ▶ ▷

Весь фильм можно четко разделить на 2 части, экспозиция и прилет на Арракис - бой, как отсечка - "приключения" Пола и Джессики.

Эта первая часть тянется неимоверно долго, кажется - вечность, по ощущениям от просмотра в кинотеатре - напрочь затекшие конечности. Темп очень медленный, местами просто нудный. Много пейзажей, молчаливые сцены или очень вялотекущие обрывистые диалоги... Это то ценное время, когда идеально было бы объяснить "новичкам" (тем, кто впервые столкнулся с Дюной), кто есть кто, чем так ужасны сардукары, кто эти люди, которые постоянно мелькают в кадре рядом с Герцогом, чем так сильно сестринство Бене Гессерит и его учение, и показать куда больше Харконненов, как персонажей, потому что в нынешнем раскладе это просто - какие-то злобные дядьки, не более.

Можно ли это было сделать лучше - я уверена, что можно. Слишком уж сместили акцент на то, чтоб подольше показать лица героев, от которых фанатеет народ. Так Чани (Зендею) показывают в ведениях Пола (Шаламе) наверно раз 5 и очень затянутыми планами. Красавчика Момоа тоже во много-много раз больше остальных более важных, и не менее фактурных персонажей.

Жестко порезан текст, диалоги, монологи. Есть нехорошая тенденция с авторами текста и хорошими сценаристами в последнюю пятилетку, ее можно охарактеризовать поговоркой "на безрыбье и рак-рыба", но, ребят, книга то есть! Хоть немного усилий с адаптацией, народ еще может вместить в свой мозг текста больше, чем в инстаграмном посте, правда. Куда лучше объяснить чуть дольше, но сделать понятным. Барон в грязевой ванне ничем не помог его лучше понять и раскрыть персонаж, давайте лучше словами!

При том, что в тягучем ритме экспозиции, раскрытие персонажей итак провисло, туда еще зачем то впихнули детали, которые вообще не будут понятны тем, кто видит Дюну впервые - сцена с тем, как Пол смотрит на фигурку тореадора с быком, то, как они с отцом перекидываются фразой про их предка, которому она и была посвящена. Похоже на междусобойчик, который поймут лишь избранные (читавшие). P.S. Если кто-то посмотрел фильм, не читая книгу b понял к чему эта сцена вставлена - черканите словцо в комментариях, мне от чистого сердца интересно, хоть кому-то помогла эта пустая трата экранного ценного времени лучше разобраться в истории Дома Атрейдисов?

И еще один большой провал фильма - музыкальное сопровождение. Нет его там, оно никакое, я вышла из кинотеатра и не могу вспомнить ни одну музыкальную тему, ни одного звукового воспоминания. Зато точно помню ощущение во время просмотра картины.. Ощущение от того, что есть перегруз в звуковом сопровождении и это скорее какофония шума. Композитор вроде великий Ханс Циммер, но что с ним случилось не понятно... Возможно, пора уже отходить от дел?

Особенно это видно на контрасте с потрясающе написанной музыкой Тото в Линчевской Дюне.

 

◁ ◀ Сравнение с фильмом Д. Линча ▶

Знаете, если вы читаете этот отзыв до того, как приступить к просмотру Дюны Вильнева, наберите в поисковике Toto - Саунтреки в фильму Дюна и послушайте. Они запоминаются даже без картинки, они пробират до мурашек, и потом, я надеюсь, вместо отвратного звука новой Дюны, когда вы увидите перед собой пустыню на экране, у вас в голове заиграет прекрасная тема пустыни от Тото.

Вообще Линч очень вольно трактовал Дюну, выдрал оттуда антураж, одну из сюжетных линий, очистил от философских тем и снял свой фильм. Но! Его герои запоминаются, обрывки диалогов его персонажей звучат в голове после просмотра. при всем том, что происходящее похоже на театральную постановку, а от спецеффектов у человека, рожденного в 90е уже будет резать глаза - эту Дюну смотришь и не замечаешь, затекли конечности или нет. После этой Дюны идешь и покупаешь книгу, потому что интересно, потому что увлекает! А не для того, чтобы разобраться, в чем сыр бор, как после Вильнёва.

Выводы

Если вы читали книгу - однозначно можно смотреть. Если вы смотрели Дюну Линча, но не читали книгу - берите пачку персонажей из первого фильма и смысл второго - пазл сложиться, может понравиться. Если вы не читали и ничего до этого не смотрели, то скорее всего, вам будет сложно... Но не судите о вселенной Дюны только по этой экранизации.

Достоинства
  • Актеры
  • Атмосфера Дюны
  • Весь второй час фильма
  • Сюжет
  • Хорошая визуализация текста книги
  • Экранизация почти по книге
Недостатки
  • Музыкальное сопровождение никакое
  • Не читавшим будет сложно
  • Нераскрытые персонажи
  • Слишком медленно и неинформативно 1 час
  • Урезанные диалоги
Маркетологинярекомендует
Читать все отзывы 158
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 158
Смотрите также