«Попытка к бегству», возможно, самое таинственное произведение Стругацких. В центре образ Саула (Савела Петровича Репнина), который вначале представляется двум другим главным героям повести Антону и Вадиму «Историком по ХХ веку», а в конце выясняется, что никакой он не историк, а беглец из ХХ века. Сбежавший в XXIII век из фашистского концлагеря, а потом неведомо как, сумевший переместится обратно в ХХ век.
События происходят на планете Саула, куда случайно попадают Антон, Вадим и Саул отправившись на космический курорт – планету Пандора. Выясняется, что на планете феодальный строй и Антон и Вадим просто в шоке от чудовищных феодальных порядков. Они оба представители классического коммунистического «Мира Полдня» Стругацких, образ которого, кстати, Стругацкие, тогда, только начали создавать, книга издана в 1962 г. И они совершенно не знают как себя вести в настолько страшной реальности.
Человечество впервые сталкивается с феодальной цивилизацией, к тому же Антон и Вадим не специалисты, не прогрессоры. Да такой профессии ещё и нет на Земле, она появится в будущем. Антон и Вадим сразу начинают строить наивные планы как изменить порядки на Сауле, и полагают, что если Земля за это возьмётся, то это не потребует много времени, и лишь Саул понимает насколько это масштабная задача, в лучшем случае требующая нескольких веков.
Вот здесь, сразу, и возникает вопрос, почему Саул, человек ХХ века, гораздо лучше понимает ситуацию, чем люди «Прекрасного далёка». С первого взгляда ответ, вроде бы, очевиден. Он не наивен, и на собственном опыте знает насколько трудно изменить жизнь к лучшему. И всё равно бросается в глаза, что он владеет вопросом слишком хорошо, в нём сразу чувствуется профессионал.
И во всей остроте встаёт главный вопрос повести: Кто такой Саул?!
Человек ХХ века сбежавший в XXIII век, а потом вернувшийся к себе обратно?!
Но ведь ясно же, что это полная ахинея. Люди ХХ века не умеют перемещаться во времени, да ещё и в любой момент, по собственной воле. Более того, этого не умеют и люди XXIII века. Саул умеет. И он профессионал в вопросах прогрессорства, причём в момент, когда такая профессия ещё, просто, не успела возникнуть на Земле.
И хочешь, не хочешь, а вновь вспоминаешь о странниках. И понимаешь, что в этой повести, и, по-моему, первый раз в своём творчестве, Стругацкие упоминают странников не случайно. Герои обнаруживают на планете нуль-пространственный портал, через который странники непонятно откуда, и непонятно куда, перебрасывают непонятно какую технику.
Информация о сверхцивилизации странников, у Стругацких, во всех их книгах, выдавалась «в год по чайной ложке», и только в «Волны гасят ветер» они, наконец, удосужились дать ответ на вопрос кто они такие. Саул вполне вписывается в образ странника (людена), хотя бы потому, что он намного умнее Антона и Вадима и, по всему, знает намного больше их, что тоже, в принципе, не по плечу человеку ХХ века. И это даёт надежду.
Как не крути, но прогрессорская деятельность землян у Стругацких зашла в тупик. Прогрессоры не только не смогли помочь отсталым планетам, но и усугубили там ситуацию. Прогрессорская деятельность странников же, по всем косвенным фактам, безусловно, даёт эффект. А если Саул странник, а, думаю, так и есть, то ясно, что прогрессорскую деятельность странники ведут не только в пространстве, но и во времени. А значит не так уж всё и плохо в нашей вселенной, как учит столь любимый Стругацкими гностицизм, и есть надежда.
Ещё одна интересная деталь, Саул по всему не странник-человек – люден. Он, по всему, вышел из куда более древней цивилизации. Что тоже очень интересно, но совершенно Стругацкими не раскрыто. Это, кстати, главный недостаток этой повести, она слишком много вопросов оставляет без ответа.