Как снискать любовь народную?
Одним из самых будоражащих общественность событий конца 2023 года стала "голая вечеринка" Анастасии Ивлеевой. Разврат и содомия у всех под носом. Последствия её всем известны. Отмены, покаяния и водолазки с широким воротом.
Годом ранее Ивлеева также стала звездой медиа, но по другому поводу. Вышедший с её участием сериал "Монастырь" стал самым просматриваемым сериалом на Кинопоиске, установив абсолютный рекорд по просмотрам. За неделю его посмотрел 1 млн. зрителей. Что интересно, 500 000 подписчиков платформы поставили сериалу 10 баллов.
Оставим слухи о том, что Кинопоиск накручивает рейтинг своим сериалам, для разбора другим, а обсудим сам сериал. Что в нем такого примечательного?
Сюжет у сериала прост. Спасающаяся от бандитов бывшая модель и тусовщица Мария (Анастасия Евлееева) прячется в монастыре, где и преображается в лучших толстовских традициях. Так во всяком случае нам обещают в описании сериала.
К сожалению "Воскресение" Толстого Л.Н. сценаристы не читали, но зато явно смотрели "Пролетая над гнездом кукушки" и "Рассказ служанки", откуда карикатурно скопирована линия противостояния героя с антагонистом.
Помогает Марии попасть в монастырь батюшка Варсонофий (Филипп Янковский). Лавры почившего Петра Мамонова и успех фильма Павла Лунгина "Остров" не дают создателям сериала покоя, поэтому Варсофоний - дикая калька с героя Мамонова из этого фильма. У каждого из них душегубная история за плечами и почти святая мудрость в настоящем. Но размах не тот, да и отдельные сцены, вроде той, где Варсофоний избивает работяг на остановке, сразу снижают градус духовности. Хотя кто-то может возразить: христианство - оно такое - сначала побои, потом покаяния.
Справедливости ради надо отметить, что несмотря на такие прорехи в сценарии Янковский как может, отыгрывает батюшку, и на фоне игры других главных актеров (особенно Ивлеевой) он делает это более менее профессионально.
В "Монастыре" основным антагонистом изображена матушка Елизавета. Она сразу настроена негативно к Марии, и ведет себя точно также как сестра Рейчед по отношению к Макмёрфи (герою Джека Николсона в "Пролетая над гнездом кукушки"). Только всё это происходит не в стенах психиатрической лечебницы, а в монастыре.
Вот только Макмёрфи был движим идеями свободы и абсолюта прав человека, а Мария - только страхом и похотью. На десятой минуте второй серии она показывает то, за что многие, видимо, и поставили сериалу "десятку" - свои титьки. С батюшкой не получилось, она переключилась на молодого послушника Юру.
Юру мучительно одинаково играет Марк Эдейльштейн. Спокоен ли его герой или возбужден, пьян или трезв, мастурбирует или читает молитву - на экране немигающий взгляд и неменяющееся лицо актера. Вот именно его персонажа и укладывает на себя Мария.
Этот эпизод и есть лакмусовая бумажка. Представьте себе следующую сцену. Главный герой - видавший виды зрелый мужчина, любитель легкой жизни и групповушек под экстази, весь в татуировках и с наколками на пальцах (среди прочих - череп на пальце. По запросу в гугле, это символизирует готовность к насилию и убийству) совращает 16-летнюю девственницу, послушницу из монастыря и сразу бросает. Дичь? Педофилия? А вот если наоборот: вместо мужика - Анастасия Ивлеева, а вместо несовершеннолетней девушки - глазастый подросток, то это нормально и заслуживает положительных оценок? Двойные стандарты никого не смущают?
После этого эпизода Мария с новыми силами начинает борьбу с матушкой Елизаветой.
Нагнетая монастырские мытарства героини сценаристы не пожалели красок. Здесь и первобытное отношение к медицине и ГУЛАГовски застенки. В итоге вместо православного быта в сериале показана какая-то секта с садистскими наклонностями под предводительством сумасбродной матушки с замашками диктатора. Естественно, что в РПЦ сразу это поняли и поспешили откреститься от сериала, а Министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения "из-за оскорбления чувств верующих".
Мария проходит все испытания и в блеклом платочке добирается до толстовского "воскресения". Есть только одно "но" - НЕ ВЕРЮ. В убогую игру Ивлеевой, в мудрость батюшки Варсофония, в жестокость матушки Елизаветы, в показанную монастырскую жизнь - не верю. Всё преображение Ивлеевой - это есть красная помада или нет, повязан на ней платок или нет. На этом различия заканчиваются. Смотрится, как в "Орел и решке" - получила Ивлеева 100 долларов или золотую карту - тот же уровень радости и актерского мастерства.
"Монастырь" - это слабый сериал с далекой от актерского искусства Ивлеевой об извращенной монастырской жизни без нравственного содержания, где вопросы решаются кулаками и титьками.
Специально или случайно, но на "Кинопоиске" вы не сможете посмотреть качественные оригиналы - "Пролетая над гнездом кукушки" и "Остров" (нет доступа), над идеями которых поиздевались создатели сериала, сняв "Монастырь".
Какая разница, если такой продукт интересует публику? Снимем, продадим. Если что не так, наденем водолазки с широким воротом, покаемся и снова за старое.