Опубликовано 14 Август, 2018 - 17:52

Всем привет!

Я снова пишу рецензию на "линчевский" фильм. "Шоссе в никуда" — это достаточно интересный сюрреалистический триллер 1997 года. Казалось бы, как много времени прошло...Ну, естественно, в силу очень-очень мелкого возраста я не могла посмотреть это кино в период его выпуска. Не беда, я взглянула на сие творение год назад и не пожалела. Чем-то сюжет очень сильно напоминает не менее популярный фильм "Малхолланд драйв". Там в принципе схожие идеи. Правда Дэвид Линч его снял гораздо позже. Признаюсь честно, "Малхолланд Драйв" мне нравится больше, чем "Шоссе в никуда", но тем не менее я все равно ему ставлю 5+ звезд. Очень чувствовался линчевский стиль репрезентации и общего повествования. Я не знаю другого режиссера, который может поднимать в фильме такие вопросы и лезть так глубоко в бездонные дали нашей психики и подсознания.

Однако, после просмотра у меня сложилось впечатление, что "Шоссе в никуда" немного не доработан в плане сюжета и деталей. Слишком много туда добавлено разных элементов и сюжетных поворотов. Иногда это создавало ощущение мешанины в голове, но мозгами-то я понимаю, что к чему и почему на экране происходит такой микс. Безусловно, это нужно, но просто для общего восприятия картинка тяжеловата.

Переходим к аннотации:

Фред Мэдисон обвинен в убийстве своей жены Ренэ и приговорен к высшей мере наказания. Незадолго до исполнения приговора он таинственным образом исчезает из камеры смертников, а на его месте находят растерянного и ничего не понимающего Пита Дейтона. Как он оказался в камере? Куда исчез убийца?
Выпущенный на свободу, Пит пытается вернуться к повседневной нормальной жизни, но вместо нее его ждет необъяснимый, поражающий воображение кошмар…

Опять в аннотации все описано донельзя банально и просто. Однако, это не так. Действие происходит в начале 90-ых. Вот жил-был такой Фрэд Меддисон (Билл Пулман) в доме класса люкс.

У него красавица жена, деньги есть и сам он внешне симпатичный. Мужчина переодически ходит в ночной клуб играть на саксофоне.

Таланты, как видим, тоже имеются. Вот, что не хватает ему, скажете вы? Однако, у Фрэдда есть свои весомые недостатки и огромные тараканы в голове, о которых я подробнее рассказать не могу. С женой у них видно прошла былая страсть и они уже не так откровенны друг с другом. Фрэдд одержим...И убивает жестоким образом свою жену. Такой поступок не остается без ответа со стороны закона. Мужчина сидит в одиночной камере.

А потом откуда не возьмись, на его месте оказывается молодой 24-летний парень Питт Дейтон. Казалось бы, Питт и мухи не обидит. Какая ему тюрьма? Но зритель начинает невольно задавать вопросы: Кто он такой? И что тут делает? Как это все объяснить? Куда делся Фрэдд? Боюсь, что, если я скажу что-нибудь дальше, то мой отзыв не пропустят. Так что, извините. На этом месте я замолкаю.

Кто знаком с фильмографией Дэвида Линча, тот поймет очень хорошо всю подоплеку и смысл происходящего. Ответы на вопросы здесь определенно есть, но они не лежат на ладони. Здесь нет никакой фигни, несуразицы, как может показаться на первый взгляд. Главное при просмотре — обращать внимание на детали, образы. Все они имеют смысл и объясняют происходящее на экране. Не будем лишним здесь составить свои теории или записывать все, что увидите и вызовет вопросы.

В нашем сознании и воображении что только не происходит...Это тот мир и субстанция, где фантазия становится реальностью. Ваша задача опять-опять — распутать клубок бессознательного, сознательного и реального мира. Плюс туда вклинивается наша память, переживания, страхи, болезнь, что запутывает зрителя. Сложно? Ну это как фильм-головоломка, где реально трудно все собрать воедино, но результат вам понравится. Достаточно увлекательно. Сама Патриция Аркетт (жена главного героя и еще кое-кто) сказала, что она вообще изначально не поняла, о чем здесь и кого ей нужно сыграть. К слову, это была проблема (или преимущество?) многих актеров. Они не все поняли, что делают.

Я не считаю, что в этом творении есть мистика и сюрреализм, хотя решение так считать за вами. Понятное дело, что в сериале "Твин Пикс" все пошло именно по этому пути, но навряд ли здесь та же песня.

Лично я трактую увиденное с точки зрения логической составляющей.

Дэвид Линч вложил некоторые свои личные качества в главного героя. Это опять-таки заметно в деталях. Некоторые события из картины "Шоссе в никуда" происходили в реальной жизни режиссера. По этой причине, если видите что-то необъяснимое, не старайтесь сильно забивать голову — вполне возможно это личная проекция Линча. Например, дом, где жил главный герой Фрэдд, на самом деле личные хоромы режиссера поэтому навряд ли надо детально обследовать интерьер и искать там скрытые смыслы. Что называется, и не надо заморачиваться с декорациями, снимай у себя в пристанище.

И кстати, на создание картины Линча вдохновило реальное уголовное дело, которое наделало много шуму в американском СМИ. Как гласит гугл:

Через несколько лет после выхода фильма на экраны Линч заявил, что в числе вещей, вдохновивших его на написание сценария, был суд над спортсменом и актёром О Джей Симпсоном, обвинявшимся в убийстве собственной жены....

Процесс по делу О. Джей Симпсона, обвиненного в убийстве бывшей жены и ее любовника, наблюдали в прямом эфире 91% телезрителей США. Подсчитано, что экономика Соединенных Штатов потеряла 25 миллиардов долларов из–за того, что люди на протяжении 22 недель спешили домой, чтобы успеть поглядеть на судебное разбирательство: тогда телевизионщики получили право на прямую трансляцию заседаний. Линч следил за процессом в числе прочих, о чем упоминает в своих интервью. Режиссер замечал насчет дела Симпсона, что одни и те же события могут вызывать у людей противоречивое впечатление, по аналогии с восприятием фильма.

Так что, тут не все просто. Линч сразу же заметил, что многие люди по-разному смотрели на эту ситуацию, что косвенно отразилось и в фильме. Какие-то рецензенты говорили, что сюжет есть прямая отсылка к рассказу "Случай на мосту через совиный ручей". В картине действительно очень много отсылок, символизма. Их несметное количество, что в пору растеряться. Например, есть даже отсылка к его следующему фильму — "Малхолланд драйв".

Персонажей в картине тоже несметно. Главный герой — это, естественно, Фрэдд. О нем я уже худо-бедно рассказала.

Второй главный герой — Питт Дейтон. Обычный 24-летний автомеханик, который непонятным образом оказался в одиночной камере на месте Фрэдда. У него нет какой-то особой фишки в характере. Он, казалось бы, обычный среднестатистический парень.

Есть еще жена Фрэдда в исполнении Патриции Аркет. Честно, до этого фильма, я только слышала о ней, но ничего с участием актрисы не смотрела. Здесь она в принципе выполняла предначертанную ей роль и образ, не выходя за эту парадигму. Получилось все равно классно. Есть в ее лице какая-то мистическая загадка. Моя первая ассоциация, когда я эту героиню только увидела: "Ого! Вот это видно Femme Fatale". Еще этому способствовал ее стиль и макияж леди-вамп. Мне кажется, такой образ ей дан не просто от фонаря. Я бы раскрыла свою мысль, но...

Мой самый любимый персонаж из фильма — это Таинственный человек. У меня "Шоссе в никуда" прочно ассоциируется с ним. Мне кажется именно он здесь играет самую главную роль. Его очень мило тут загримировали, хотя, признаться честно, в детстве я бы такого персонажа испугалась.

Кто он такой и какова его роль в этой психоделике, должны осмыслить и понять вы. У каждого, в общем, своя версия на этот счет. Примечательно то, что сам актер (Роберт Блейк) тоже не понял, кого он играет, и сценарий, который он перечитал 9 раз тоже не понял, но Дэвид Линч попросил его включить свое воображение и показать ему, как он себе представляет Таинственного человека. Результат режиссеру очень понравился. Цитирую интервью Роберта Блейка:

But I sort of knew what the Devil looked like. I knew what Fate looked like...

Поверхностно сказал, но все равно не раскрыл фишку, кого он точно сыграл.В общем, сами разберетесь, что у него за тайна, кто он такой и как связан с главными героями.

Про всех остальных персонажей говорить излишне. Особо мне понравились кадры бесконечной дороги, которая реально ведет в никуда, а точнее в самую тьму. Обратите, кстати, на это внимание.

В принципе понятно, почему Линч выбрал такое название.

Я читала множество трактовок к этому фильму. Знаете, в чем особенность сего творения? Каждый интерпретирует увиденное на свой лад. Еще ни разу не читала одинаковые трактовки. Как правило, в определенных деталях у людей наблюдаются расхождения. Вот в этом и есть главная ценность киноработы. Это отлично напрягает мозги. У меня своя версия происходящего. Думаю, что где-нибудь ее обязательно опубликую. Я долго думала и размышляла после просмотра. Хотела сразу же накатать отзыв на айрек, но у моих мыслей было броуновское движение, а еще переполненные эмоции. Я отложила написание отзыва надолго.

Музыка в фильме обалденная. Кто любит Rammstein и Мэнсона — ликуйте.

А так фильм советую всем посмотреть, кому есть за 18. Однако, если вы не любите такой жанр, то думаю начинать просмотр не стоит. И еще раз — обращайте внимание на детали. Не нажимайте на стоп, если вам кажется это ерундой. Досмотрите до конца. Говорить, что это кино не для всех я не буду. Потому что мне кажется: как раз-таки наоборот. Просто каждый увидит там что-то свое. Если подумаете, что все происходящее бред...что же, значит это ваше мнение. Я с вами не согласна, но возможно вы и правы. Перед просмотром попрошу вас не читать спойлеры и различные трактовки. Поиграйте со своим разумом и воображением.

Достоинства
  • Гениальный режиссер
  • Замечательная музыка
  • Захватывающий сюжет
  • Игра актёров бесподобна
Недостатки
  • Их просто нет...
ValeryStefрекомендует
Читать все отзывы 11
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 11
Смотрите также