Продолжаем знакомство с мировой классикой. Эта книга по частоте упоминаний в художественной литературе, несомненно, входит в первую десятку - наряду с "Сыновьями и любовниками" и "Мельницей на Флоссе". А поскольку первый прочитанный мною роман Гарди, "Вдали от обезумевшей толпы", оказался очень даже любопытным, я принялась за Тэсс.
Начиналась моя книга с предисловия, но едва начав его читать, я поняла, что критик беззастенчиво и подробно пересказывает сюжет и дает оценки событиям. И я быстренько пролистнула на начало самого романа.
Ох уж эти ханжи-англичане... Гарди называли чуть ли не революционером за то, что он коснулся этой темы "падшей женщины". Между тем роман на удивление целомудрен и чист. И главное его противостояние - это противостояние человека и общества. Тэсс в этом смысле даже повезло: общество ее не осуждало. Крестьянская среда, которой так симпатизировал Гарди, оказалась (или была представлена?) добрее, чем была бы, скажем, среда городская.
«Она сама делает себя несчастной».
- говорили о Тэсс односельчане. Но она этого не понимала, потому что
Однажды жертва — на всю жизнь жертва!.. Таков закон!
Но закон-то не таков! И эту мысль я тоже запомнила и записала:
Никогда не следует гадать о том, что думают другие люди, когда они ничего не думают.
Книга меня... возмутила. Причем возмутил не "записной негодяй" Алек д'Эрбервилль, а весь из себя якобы положительный и светлый Энджел Клэр. Словно в насмешку назвал его автор - Светлым Ангелом! Я долго не могла подобрать слово, соответствующее его натуре, но потом нашла: тупая бессердечность добродетели. Сломать все, что было уже в руках, отречься от собственного счастья и искалечить жизнь самой любящей в мире женщины - это же каким чудовищем нужно было быть! Тэсс.. Эх, глупая честная Тэсс, не послушалась своей пусть недалекой, но по-житейски мудрой женщины, которая предупреждала, что нельзя показывать мужу всю... незачем мужу заранее знать всю правду. А уж такому замороченному "общественными правилами" ханже, каким был ее муж, - и подавно...
Та женщина, которую я любил, не ты.
В отличие от романа "Вдали от обезумевшей толпы", который оставил впечатление чистое и безмятежное - я с большим интересом читала, как ухаживать за овцами , - здесь крестьянский труд был утомительным, неблагодарным и ненадежным. Никакой романтики "близости к природе" - чего стоит эта безжалостная молотилка, на которую поставили подавать снопы бедную Тэсс. Беспросветность и физическое истощение. И со стороны Тэсс было просто глупо крутить носом, когда у нее появилась возможность вырваться из этого круга. А ей все ангелов подавай...
А вообще книга странная. Как сказали бы в советском учебнике, непонятно, "что хотел сказать автор". И Алека мне было жаль - как раз он оказался куда честнее и порядочней, чем этот чистый и светлый. Но читать это все было тяжело... потому что сразу было ясно, к чему все идет...
Некоторые интересные фразочки, я, конечно, записала. Рассуждения про угасшие дворянские семейства я приводить не буду - это скучно. А вот любопытные словесные находки - пожалуй.
Немного стоит нормандская кровь, если нет викторианского богатства.
Все же неплохо быть в родстве с каретой, даже если в ней и не ездишь.
Спустилась ночь и завладела домом, спокойная и безучастная ночь, которая уже поглотила его счастье и теперь равнодушно его переваривала.
Кстати (вдруг вы забыли), викторианская эпоха в Англии, то есть годы правления королевы Виктории, - 1837—1901. Действительно - эпоха! Три поколения могли смениться...
Книгу - конечно, читать. Классика есть классика: поучительная, назидательная... хотя и немного старомодная.