"Мастера и Маргариту" я перечитываю раз в 4-5 лет и каждый раз открываю для себя в романе что-то новое. По-новому взглянула на главы о Пилате (раньше их вообще не воспринимала и пропускала). Думаю, что нет нужды представлять этот роман, о нём так или иначе знают все и не только в России, но и во всём мире. Читала где-то, что Голливуд собрался экранизировать "МиМ", что ж, с нетерпением буду ждать.
"Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"
История этого мистического романа начинается с приезда в советскую Москву профессора Воланда со своей свитой. Параллельно развиваются истории любви Мастера и Маргариты, а также история о Понтие Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
- Вы не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
- Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.
- Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
- Протестую, - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!
Раньше я воспринимала эту историю скорее как мистико-романтическую, теперь же увидела острую и почти неприкрытую пародию на советскую власть и реалии того времени. Разумеется, такой роман просто не мог быть разрешённым к публикации и первая его печать в полном, не сокращённом варианте вышла где-то заграницей, если я не ошибаюсь, то в парижском издательстве. Булгаков тонко и мастерски высмеивает нравы отдельных людей того времени: взяточничество, воровство, доносы, попытки пристроиться получше, пройдясь по головам. Впрочем, только ли того времени? Такие люди были, есть и будут во все времена.
"Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно".
Для меня "Мастер и Маргарита" - это, прежде всего, ода женской свободе. Ну кто ещё, скажите мне, особенно в то время, когда в литературе господствовали образы послушных и преданных жён, скромных женщин или на крайний случай честных и мужественных ударниц труда, мог изобразить женщину такой свободной, раскованной, упивающейся своей красотой и могуществом, любящей самое себя за свою женскую суть. И главное, о ужас, негодуйте патриархалы и моралисты, позволяющей себе выкидывать такие штуки, о которых приличной женщине даже думать-то стыдно.
— Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот, — и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
Что же касается образа Мастера, то он с годами для меня несколько померк. Мастер стал казаться мне ранимым и слабым человеком. Всё-таки пассивность для мужчины не очень хорошая черта, и уж тем более, слабы те мужчины, которые при первых же трудностях опускают руки. Я понимаю, что Мастеру, может быть казалось, что дальнейшая борьба бессмысленна, но ведь это только начало пути. И если бы не Маргарита, я убеждена, никогда бы Мастеру не стать мастером. Для меня это самая противоречивая фигура в романе.
"Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их."
Финал же вполне закономерен. Творческие души обрели то, чего так жадно искали и чего желали на протяжении всей своей жизни. По-другому и быть не могло. Хотя кто-то может сказать: несправедливо, что некоторые получили слишком много, отдав при этом слишком мало. Да что там, есть в природе люди, которые сильно негодуют и не любят ни Мастера, ни Маргариту и горячо доказывают это в своих отзывах. Как бы то ни было, а победителей не судят, да и рукописи не горят, так что они всё-таки получили своё счастье, нравится это кому-нибудь или нет.