Новохоперск - это город где прошла моя юность, где живут мои родители, остались друзья и приятные воспоминания. Приезжать сюда мне приходится довольно часто, но выбрать время для прогулок по окрестностям получается с трудом. А ведь город меняется. Не всегда можно сказать какая из перемен к лучшему, очень часто они вызывают недоумение. И новая Набережная вдоль реки Хопёр этому яркий пример.
Первый раз я гуляла по этому маршруту пару лет назад.
Конечным маршрутом тогда была "Смотровая площадка "Крымская".
Тогда проект только запустили, шло активное строительство и набережная была лишь на бумаге и в кучах строительных материалов.
Будущий "Первый"
И вот, почти два года спустя, у меня выдалось немного свободного времени для того, чтобы посмотреть что же здесь изменилось.
Думаю, стоит остановиться на месторасположении города.
Исторический центр города окружают с севера, через овраг — Крымская (Косымская) гора, с юга, через южный овраг — Казачья гора, а ещё через один лог — Селиванова гора.
Становится понятным что вся территория изрезана глубокими оврагами. Можно сказать, что Новохоперск стоит на нескольких холмах. Именно поэтому место для "Крымской смотровой площадки" находится в таком отдалении от центральной части города. И даже от района Крым этот объект отделён ещё одним оврагом.
Добраться до него можно или в объезд через трассу ведущую из Новохоперска в сторону Воронежа.
Или вдоль реки Хопёр.
Последнее имело свои преимущества и недостатки. Помню трудности, с какими столкнулась добираясь до смотровой площадки. И думается мне, строительство Набережной должно было сделать эту дорогу более удобной и комфортной. А вот получилось ли это?
По проекту это будет прогулочная набережная протяженностью 1,4 км, которая свяжет центр города с микрорайоном Крым. Здесь сделают колодец, мостовой переход, лодочную станцию, три пристани.
– Набережная будет вымощена камнем, вся территория освещена. Также здесь расположим арт-объект «Корабль». Он будет 16 м в длину и 4 м в ширину. В тематической зоне, которая расположится на месте бывшей верфи, будет представлена информация о строительстве кораблей во времена Петра I и Екатерины II. Набережная станет одним из ключевых объектов, благодаря которым Новохопёрск рассчитывает получить статус туристического города, – рассказал глава городского поселения – город Новохопёрск. Владимир Спесивцев.
Начало дороги вымощенной жёлтыми кирпичами, или уже самой Набережной, расположено вниз от ул. Ленина от памятника архитектуры XIX века «Дом врача Русанова» по старинной, мощённой камнем улице Въезжей вниз до деревянного моста.
Честно скажу, начинается дорога совсем непонятно. От асфальта вниз идёт пыльное и неопрятное нечто, которое резко обрывается. И начинается сама дорога Набережной вымощенная обычной плиткой. Положенной настолько неаккуратно, что часть ее уже вывалилась.
Отдельные участки выглядят так.
Хотя напомню, положена она была меньше двух лет назад.
Влево от начала спуска деревянная площадка с видом на район города "Крым".
Красиво,
но качество исполнения самой площадки, под стать уложенной плитки: настил гуляет под ногами и скрипит. Зато есть скамеечки для отдыха (особенно это актуально, если возвращаться этой же дорогой) и урны для мусора.
План "Набережной".
Пункты с "лодочной станцией" и "верфью" меня заинтересовали.
Как известно, история Новохопёрска начинается с основания в 1710 году по указу Петра I военной крепости на реке Хопёр. А во времена царствования Екатерины II на местной верфи строили фрегаты, боты, галиоты и транспортные суда для будущего Черноморского флота. Непобедимый русский флотоводец Федор Ушаков, будучи юным лейтенантом, в 1771 году участвовал в проводке фрегатов «Первый» и «Второй» от Новохоперской крепости реками Хопер и Дон до Азовского моря.
Ладно, пофоткала и в путь. Дорога с выщербленными кирпичами плитками ведёт вниз под углом градусов сорок.
Есть поручни и фонари по обочине. Но мне сразу пришло в голову, что малейший дождь, или тем более изморозь (не говоря уж о гололёде) и спуск становится проблематичным.
Остановка первая. Колодец.
Он забран железной решеткой, что не мешает детворе измерять его глубину. Смысл его установки от меня ускользнул. Разве что как архитектурный элемент? Со скамейками тут понятнее. Они при таких спусках и подъёмах жизненно необходимы.
Деревянный мост через овраг.
В отличии верхней площадки он более качественный. Выглядит и ощущается под ногами надёжным Идти по нему не страшно. До дна оврага далеко, но смотреть там не на что.
Вот дальнейшая дорога меня порадовала. На каблуках по ней гулять конечно же будет не комфортно, но по крайней мере об вывалившиеся плитки не спотыкаешься.
Спуск. Спуск. Развилка.
На лево пойдешь - на Набережную попадешь
На право пойдёшь - на лодочную станцию должен наткнуться.
Хорошо сделанные ступеньки круто спускаются к Хопру
и выводят меня к реке.
После дождя берег скользкий, так что к самой воде я спускаться не стала. Полюбовалась прекрасным видом и поискала глазами лодочки. Не нашла. Конечно не очень-то и хотелось, но зачем обещать?! Ну, или хоть скамейку что-ли поставили. Я тогда задержалась бы, с удовольствием полюбовалась быстро бегущей водой.
Кстати, если мне не изменяет память, то над рекой первоначально был деревянный настил.
Вернулась к развилке и пошла на лево. Вдоль забора.
Наверное частный сектор отгорожен. Для меня это удивительно, так как вдоль дороги сплошные развалившиеся старые дома. Так и пошла дальше: справа заброшки, слева плещется невидимый из-за деревьев Хопёр.
Арт-памятник "Корабль".
Видимо здесь подразумевается "Верфь".
Верфь у подножия крепости в первой половине XVIII века в Большую историю Русского Флота не вошла - боевые суда Донской флотилии в 1723-1741 годах на ней не строились. Об этом свидетельствуют "Материалы для Истории Русского Флота" (29). Что касается небольших речных судов для люда военного и купеческого, то они, безусловно, строились в эту пору здесь и спускались на воду. Необходимость в этой верфи отпала в начале второй половины XVIII века.
Обойти кругом не позволяют заросли крапивы и других даров природы.
Залезть на корабль конечно же можно, но смысла в этом я не увидела. Зато детворе, я так думаю интересно.
Иду дальше.
Справа:
Ага, заброшенный и полуразрушенный дом.
Слева:
Прямо:
В оборудованных местах спуска к воде мне по прежнему катострофически не хватает скамеечек. Я не устала, но так хочется посидеть и полюбоваться на воды любимой реки! Тем более комары меня почему-то не беспокоят.
А, нет, сглазила! Налетели стаей и давай в уши жужжать на разные голоса🦟 😜 С такой компанией медитации отменяются.
Но ничего, думаю, сейчас дорога вверх пойдет, тут вас ветерком и сдует, товарищи.
Но летучее зверьё оказалось настырным, лёгкий ветерок им не помеха. Так что площадку для промежуточного отдыха я пропустила.
Мельком полюбовалась живописной заброшкой, порадовалась, что мусор в специально установленных урнах, а не вокруг и поспешила наверх.
Дорога все выше, дорога все круче. Уходит дорога под самые кручи.
А мама мне только сегодня говорила, что хочет сюда сходить. Вот внучки приедут и они все вместе погуляют по Набережной, поднимутся на "Смотровую площадку"...
Кажется, эта дорога специально сделана так, чтобы пожилым, больным, слабым ногами и с маленькими детьми сюда ходу не было! Понятно, что никто в таких местах не собирался выравнивать рельеф (тем более все и задумывалось, чтобы подчеркнуть естественные красоты местной природы), но именно здесь не помешали бы ступеньки к получившемуся сплошному пандусу. И желательно хоть маленькие сидения для отдыха.
Понимаю, что кто хочет, тот всегда дойдёт, доплетётся, доползет в конце концов! Но даже награда в виде открывающегося вида с малой "смотровой площадки" не заставит многих сюда вернуться.
Особенно если вспомнить, что ещё и назад возвращаться 😏
Кстати, дойдя до "Крымской смотровой"
я тоже искренне подумывала пойти домой другим путем. То есть в обход города.
Но после долгой релаксации при виде вот такого зелёного моря,
решила что слабость духа - порок. И наградой мне стало наблюдать рождение радуги. Это так захватывающе, смотреть как лёгким отсветом она прорезает грозовое небо.
А затем набирает силу: растет, ширится, становится ярче.
Потрясающее зрелище! А когда рядом появились ещё две маленькие радуги, не такие явные, то просто восторг.
Наверху, на "Крымской площадке" я бы и дольше просидела,
но погода была неопределенной и подниматься в случае ливня по скользким камням мне стало не в кайф. Ведь назад я решила возвращаться по Набережной. А вдруг лодочная станция появится?! 😂
Перед спуском и с этой стороны висит план Набережной.
Но я уже ученая, всему написанному не верю. Так что любовалась тем, что есть в реальности.
Цветочными полянками (очень редко).
Буйно растущими по обочинами лекарственными растениями: крапива, пустырник, лопух, подорожник, полынь. (Может и ещё что есть, но я не так уж хорошо в этом разбираюсь.) Это вдоль всей дороги 🌿
Свежим воздухом и срывающимися редкими каплями дождя.
Я шла и думала о том, что прогулка с одной стороны мне понравилась, но назвать то, что видела по дороге полноценной набережной мне сложно.
Было обидно, что мама, с ее больными ногами сюда точно не сможет прийти.
Что негде посидеть, для того чтобы любоваться красавцем Хопром.
Да даже для посиделок молодёжи на всей протяженности пути есть всего пара мест. А ведь при том, что в городе практически нет выбора куда пойти (хоть горсад отреставрировали!), детвора постарше все лето проводит именно здесь. Я точно знаю, так как у Дашель здесь друзья и привычка отзваниваться мне где они гуляют.
Из ПЛЮСОВ самый главный,
✅ это наличие работающих фонарей.
✅ Ну и конечно же свежий воздух пропитанный запахом реки.
А МИНУСЫ...
И всю обратную дорогу меня не покидало странное, немного сюрреалистическое чувство, что я видела?
Путь в будущее Хопра, его возрождение?
Или дорогу памяти о прошлом. Когда здесь жили люди и кипела жизнь.
Пришла домой и не удержалась, залезла в интернет почитать что там есть о Набережной вдоль реки Хопёр.
В итоге. Задумка
Реальность и ожидания.
Со смотровой площадки спуститься на набережную можно будет по деревянной лестнице.
и исполнение.
Реальность и ожидания.
Или вот ещё.
Также здесь расположим арт-объект «Корабль». Он будет 16 м в длину и 4 м в ширину. В тематической зоне, которая расположится на месте бывшей верфи, будет представлена информация о строительстве кораблей во времена Петра I и Екатерины II.
Здесь сделают колодец, мостовой переход, лодочную станцию, три пристани.
Реальность и ожидания.
А три пристани, это те три лестницы к воде? 🤔
И вот как мне быть?
С одной стороны, если вы вдруг окажетесь в Новохоперске, я бы рекомендовала прогулку по берегу одной из самых красивых рек России.
Но при этом твердо знаю, что маму свою туда не поведу, с коляской или маленьким ребенком и сама бы не пошла, а при некоторых болезнях ног такие спуски и подъемы ещё и вредно.
Природа красивая и деревянные объекты тоже. Надеюсь, что ещё улучшат инфраструктуру и набережная станет популярным туристическим местом. Заброшенные дома навевают грусть немного конечно.
Несмотря на минусы мне очень понравился как отзыв, так и атмосфера на фото. Шикарные поля и зелень - нам о таких только мечтать)) Очень люблю и читать, и писать отзывы по теме внутреннего туризма
По названию ожидала виды повнушительнее, а так... в любом населённом пункте есть аналогичные "набережные". Даже в моём Верхнеблюйске набережная покрасивее
Виды очень красивые, жаль, что местами сделано на отвели. Когда дошла до радуг, поняла, что очень не хватает беседок. Вдруг ливень застигнет по пути! А лесенки, заканчивающиеся голым песком берега, выглядят совсем грустно.
Мы на днях с подругой там гуляли, и в очередной раз очень печалилась, что толком и посидеть негде. Тем более что погода очень даже к этому располагала.
Красивые фотографии природы. А река Хопер начинается у нас, в Пензенской области, у нас это маленькая и живая речушки, с мужем и сыном катались на лодочке по ней, ловили рыбу, красивая и живописная русская речка.