Историю жизни французской королевы Марии- Антуанетты я в общих чертах знала давно. Периодически мне на глаза попадался и одноименный фильм 2006 года, но я его стабильно игнорировала. Постер с яркими розовыми надписями ассоциировался у меня с чем-то несерьезным и пародийным. Чутье меня не подводило.
И вот в очередной раз подыскивая какой-нибудь исторический фильм для просмотра, я снова наткнулась на него. Что ж, была не была, гляну...
Год: 2006
Жанр: биография, драма
Страна: США, Франция, Япония
Длительность: 123 мин.
Хронометраж, на мой взгляд, излишне большой. Не скажу, что я прям зевала от скуки, но все события можно было бы спокойно уместить в час с небольшим.
Биографические фильмы вряд ли могут удивить неожиданностью сюжета и финалом, поэтому сами по себе являются спойлером. Однако есть в них и своя прелесть: минимум фантазии режиссера и максимум исторической достоверности, что для меня, поклонницы исторического жанра, большой плюс.
Как известно, жизнь королевских особ не подвластна им, союзы заключались не по любви, а только из политических соображений между странами.
Так 14-летнюю австрийскую принцессу Марию-Антуанетту выдали замуж за дофина Франции, который в будущем станет королем Людовиком XVI. Не склонная к обучению, легкомысленная Мария-Антуанетта, от неполноценности мужа стала еще больше времени проводить на балах, маскарадах и различных праздниках, иногда возвращаясь во дворец под утро.
Королева Франции прославилась тем, что была страстной любительницей моды, веселья и азартных игр, во время которых тратила большие состояния из королевской казны. Но она так же достойно встретила Великую Французскую Революцию, поддерживая своего короля Людовика XVI. Суд обвинил королеву в предательстве Франции, а так же шпионаже в пользу противников страны и приговорил Марию- Антуанетту к смертной казни.
Прочитав аннотацию, я рассчитывала на качественный фильм, который расширит мои скудные знания об этом периоде французской истории и ближе познакомит меня с такой нестандартной исторической личностью, как Мария-Антуанетта.
Но уже с заглавными титрами мои ожидания начали стремительно рассеиваться. Что за стиль комиксов? К чему этот звучащий рок-н-ролл?
Пережив это первое недоумение, в дальнейшем, надо признать, картина меня заинтересовала. История совсем молоденькой принцессы, которую из политических соображений выдали замуж за принца другого государства, которого она и в глаза никогда не видела, чисто по-человечески заставляет сочувствовать и сопереживать.
Сыграла Марию-Антуанетту милашка Кирстен Данст. Очень удачный выбор актрисы, смотрится весьма органично.
Другие актеры мне абсолютно не известны. Если честно, я даже половину персонажей не запомнила, что для меня совсем не характерно. Могу выделить разве что мужа главной героини - французского дофина, а затем и короля Людовика XVI (Джейсон Шварцман).
И быдловатую фаворитку старого короля - графиню Дюбарри (Азия Ардженто). Уж больно колоритная дамочка ?
В начале фильма мои симпатии были однозначно на стороне Марии-Антуанетты. Все трудности и невзгоды она переносила стойко, к новым порядкам и правилам относилась с пониманием и покорностью.
А проблем у новоиспеченной дофины было действительно много: чудаковатый муж, не проявляющий никакого интереса к собственной жене, вытекающее из этого отсутствие детей, постоянные насмешки придворных и "промывка мозгов" матушкой-императрицей.
Мне было реально жаль бедную девушку. Ну что ей, в самом деле, собственноручно изнасиловать своего мужа-тюфяка??? Она-то в чем виновата?
И все же потихоньку жизнь Марии-Антуанетты наладилась. Дальше мы лицезреем сплошные развлечения и маскарады. От обилия мелькающих в кадре причесок/платьев/туфелек/десертов аж рябит в глазах.
Рай для визуала и поклонниц гламура, но не для любителя исторического кино. Где сюжет, где смысл? О причинах революции сказано пару слов и то лишь вскользь. Откуда взялся бунт и недовольство народа? Чем все закончилось для королевской четы? Думайте сами, решайте сами...
Я всю голову сломала, но так и не поняла, почему Людовик столь долго сторонился жены. Гей? Импотент? Тайно влюблен в другую? Ответа в фильме нет. Я не поленилась и загуглила. Разгадка совсем простая, почему нельзя было это показать в картине?
Фильм скорее костюмный, нежели исторический. Помимо отсутствия в нем как такового сюжета, он пестрит ошибками и неточностями. Хотя, справедливости ради, стоит отметить и некоторые реальные факты, нашедшие отражение в картине.
Несколько высказываний, прозвучавших в фильме, являются дословным воспроизведением, различных моментов в жизни Марии-Антуанетты. Среди них:
- Комментарий Луи XV о груди Марии-Антуанетты.
- Комментарий Марии-Антуанетты о том, что у неё достаточно украшений в ответ на подарок от Мадам дю Барри;
- Фраза Марии о том, что в Версале слишком много людей, во время первого разговора между Марией и Мадам дю Барри.
- Комментарий Марии её мужу, Луи XVI, о том, что Луи разрешил ей устроить вечеринку, но не сказал, как долго она может продолжаться.
Крайне любопытно было узнать о некоторых традициях и правилах дворцового этикета. Сейчас многое из показанного просто немыслимо!
Впечатлила сцена "передачи" невесты, когда в специальной палатке на границе двух государств с девушки снимают всю одежду и забирают все, принадлежащее ей ранее. Затем ее переодевают и выходит она уже с другой стороны. Очень символично: зашла австрийской принцессой, вышла французской дофиной.
Мария-Антуанетта отзывы
Да и вообще вся жизнь королевской особы выставлена напоказ. Завтрак при целой толпе придворных, проводы в спальню всем честным народом, а потом и роды в этой же компании. Мне даже представить это дико!
Но больше всего меня убил эпизод с утренним одеванием. С утра пораньше к тебе в спальню вваливается куча титулованных дамочек разных мастей. Подать сорочку дофине должна самая вышестоящая в иерархии.
И вот стоит бедная голая принцесса, а эти мадамы неспеша подтягиваются в её комнату. Только взяла эту проклятую сорочку какая-нибудь графиня, а тут герцогиня подошла. Теперь право одеть дофину переходит ей. И вот уже почти дело сделано, но в дверях показалась дама еще более высокого ранга. И так далее. Честно, я бы выматерилась там ?
Понравилось внимание к красивым деталям и декорациям.
Антураж и атмосфера роскошного Версаля переданы великолепно. Словно в сказке побывала!
Костюмы это вообще отдельная тема. Огромный упор сделан именно на них.
Многие в отзывах называют фильм "девчачьим" и с этим трудно не согласиться. На всевозможные разнообразные наряды Марии-Антуанетты и её фрейлин ушло, наверное, 90% бюджета картины.
Нельзя не отметить резкий контраст между прежней и нынешней принцессой.
Блеск, роскошь, удовольствия... От нечего делать Мария-Антуанетта дни напролет поглощает пироженки, поет в собственном театре и играет в импровизированную деревеньку. А ведь все могло быть иначе.
Во время просмотра меня вдруг осенила одна мысль. Юная принцесса, муж со странностями, долгие годы бездетности... Никого не напоминает? Лично мне сразу пришла в голову София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Вот только характер и умственные способности этих двух женщин совершенно разные, что и привело одну к единоличной власти под именем Екатерина II, а другую - на гильотину.
Отрадно, что в фильме обошлись без откровенных постельных сцен и обнаженки. За исключением голого зада Марии-Антуанетты во время эпизода с "передачей", этот кадр является самым пикантным ?
Мария-Антуанетта отзывы
А вот музыка мне не понравилась категорически. Изредка звучали более подходящие мотивы, но в основном это были какие-то рок-н-ролльные мелодии родом из 90-х. К чему? Зачем? Я понимаю, что это сделано специально, но логического объяснения так и не нахожу.
Огорчило еще, что Мария-Антуанетта изображена столь однобоко. Легкомысленная любительница роскоши и азартных игр, только и всего. Соглашусь, режиссер, судя по всему, поставила цель показать ее как женщину, а не как королеву.
Но тогда мне не хватило демонстрации ее личностных черт и характера. То она веселится ночи напролет, развлекается с любовником, то вдруг откуда ни возьмись проявляет мужество и остается в опасной ситуации с Людовиком. С чего бы это?
Короче говоря, фильм "Мария-Антуанетта" меня не впечатлил. На один раз в целях ознакомления сойдет, но желания пересмотреть не возникает. Вообще он мне напомнил недавнюю российскую новинку - "Союз спасения". Та же яркая дорогая обертка и нулевое содержание. Не рекомендую!