Опубликовано 7 Июнь, 2020 - 20:30

Булгаков – один из самых любимых моих авторов. А «Мастер и Маргарита» – произведение, любовь к которому началась с первой страницы.

А вот дочь моя – представитель так называемого поколения Z. К моему большому сожалению, заставить ее читать очень сложно. И хотя училась она всегда хорошо и ответственно подходила к выполнению домашних заданий, предпочитала аудиокниги, причем скорость воспроизведения увеличивала, чтобы сэкономить время.

Когда дочь закончила 10 класс, на лето было задано прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Но увидев, что это объемное произведение, она стала просить меня кратко его пересказать. ШТА??? Как можно этот шедевр КРАТКО пересказать? Как передать силу и мощь величайшего романа? И я приняла решение вместе посмотреть сериал режиссёра Владимира Бортко.

Мы запаслись попкорном и вместе по вечерам смотрели этот сериал, по ходу которого я еще давала некоторые комментарии.

Итак, общая информация

Жанр: сатира, фантастика, драма, мистика, криминал, экранизация

Режиссёр: Владимир Бортко

В ролях: Олег Басилашвили, Анна Ковальчук, Александр Галибин, Владислав Галкин, Кирилл Лавров, Александр Абдулов, Александр Баширов, Сергей Безруков, Семён Стругачёв

Композитор: Игорь Корнелюк

Страна: Россия

Сезонов: 1

Серий: 10

Год: 2005

Все точно по книге

Многие говорят, что Бортко не заморачивался, а просто пересказал сюжет Булгакова. Но лично меня очень порадовал этот факт. Режиссер бережно сохранил булгаковский сюжет. Бортко не добавил ничего от себя, он старался передать в своей экранизации смысл, который автор вложил в книгу и хотел донести до читателя.

Атмосфера тех лет тоже полностью сохранена. Москва 30-х годов очень реалистична с трамваями, автомобилями, костюмами, обстановкой квартир.

В нехорошей квартире

По задумке авторов сериала Москва в фильме изображена в стиле «сепия», то есть показана в серо-коричневых тонах, ассоциирующихся со старинными фотографиями, а когда совершаются проделки нечистой силы, все вдруг резко становится цветным, прямо вспыхивает, подчеркивая бурную динамику.

Ярким и красочным изображен и Ершалаим. А какие костюмы! Костюм Понтия Пилата – это вообще шедевр! Глядя на него сразу вспоминаешь эти великие строки:

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Актеры

В сериале играют известные российские артисты театра и кино. Многие отыграли свои роли на высочайшем уровне. Теперь при прочтении романа на месте героев невольно представляешь некоторых актеров. Но у меня есть и замечания, хотя их совсем немного.

Олег Басилашвили в роли Воланда

Воланд у Булгакова в возрасте «лет сорока с лишним», его лицо «скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар». Олег Басилашвили не вписывается внешне в концепцию Булгакова, да и возраст его гораздо старше. Тем не менее, на мой взгляд – это великолепно сыгранный образ: мистический, убедительный, невозмутимый, внушающий некий страх и благоговение.

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

Анна Ковальчук в роли Маргариты

Анна Ковальчук неплохо сыграла Маргариту. Но, на мой взгляд, она не очень соответствует книжной Маргарите, так как слишком уж современна. Героиня Булгакова более утонченная, грустная и загадочная. Я ее при прочтении романа иначе представляла. А вот Анна все-же как-то грубовата что ли… Но тем не менее сыграла она довольно неплохо. Особенно эффектно выглядит героиня на балу сатаны в знаменитом костюме.

Королева бала

Александр Галибин в роли Мастера

Мастер в исполнении Александра Галибина тоже несколько разочаровал. Каким-то он получился неэмоциональным и скучноватым. Хотя и книжный Мастер у меня особых эмоций не вызывал. В пространстве сюжета Булгакова этот герой занимает совсем немного места, появляется только в 13 главе, затем надолго исчезает из повествования, появляясь лишь через 10 глав. Да и в эпизодах, где он появляется, отсутствует какое-либо бурное действие. Поэтому, скорее всего игра Галибина именно этими обстоятельствами обоснована.

И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Свита Воланда

Свита Воланда в исполнении Александра Абдулова в роли Коровьева, Александра Филиппенко в роли Азазелло, Александра Баширова в роли кота Бегемота просто великолепна. Актеры очень запомнились.

Некоторые другие актеры

Пару слов о других не менее замечательных актерах.

На мой взгляд, роль Бездомного – лучшая в карьере моего любимого артиста Владислава Галкина. Он очень убедителен. Просто 100% попадание в образ.

Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!

Бесподобно сыграл и Александр Панкратов-Черный Степу Лиходеева. Актеру удалось безукоризненно исполнить профессионально непригодного директора театра Варьете, проводящего время в пьяных оргиях.

Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: "Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!" — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: "Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану".

Александр Адабашьян тоже убедителен в роли Берлиоза. Ему очень хорошо удалось сыграть чиновника от литературы, ставшего первой жертвой Воланда и его свиты.

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Гениально сыграли второстепенные роли актеры Валерий Золотухин (Босой), Илья Олейников (Римский), Андрей Шарков (Варенуха), Андрей Ургант (Бенгальский), Валентин Смирнитский (Семплеяров), Василий Ливанов (Стравинский), Валентин Гафт (Каифа), Роман Карцев (Поплавский), Семен Стругачев (Левий Матфей), Дмитрий Нагиев (Иуда/Майгель) и многие другие.

Роль Понтия Пилата исполнил Кирилл Лавров – блистательный актер. Он, правда, гораздо старше булгаковского персонажа. Его Пилат вызвал сильные эмоции, но в персонаже совсем не было той жестокости, которая прослеживается в романе.

Сергей Безруков, сыгравший Иешуа, тоже выложился максимально. Но, наверное, я просто устала от обилия Безрукова на экране. Слишком его много. И еще я не совсем поняла, зачем Безрукову было озвучивать Мастера?

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Спецэффекты, декорации, костюмы

В таком фильме, на мой взгляд, должны однозначно быть крутые спецэффекты. Ведь там столько мистического, нереального. Я понимаю, что это стоит больших затрат. Видимо, бюджет был ограниченным, поэтому со спецэффектами совсем не сложилось. Например, полет Маргариты на метле выглядит неестественно. Да и сама Маргарита не голая, как описано в романе, а прозрачная.

Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня.

Кот, в которого превращается Бегемот, слишком уж бутафорский и ненастоящий. Прям похож на мягкую игрушку времен СССР.

Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Исключением является Бал у Сатаны. Здесь все сложилось. Выглядело величественно, хоть и не очень натурально из-за дешевых декораций. Костюмы, правда, впечатлили. Наряд Маргариты – это вообще шедевр.

Музыкальное оформление

Важную роль в сериале играет музыка Игоря Корнелюка. Она полностью соответствует стилю и атмосфере сериала. Очень мощно!

Выводы

Сериал произвел хорошее впечатление. Что бы ни говорили о Бортко, по моему мнению, эта экранизация удалась! Даже отсутствие нормальных спецэффектов не испортило общего впечатления.

Кстати, дочь моя с удовольствием смотрела фильм. Мы все 10 серий просмотрели за три вечера. В конце первой серии она радостно восклицала: «Так вот откуда эта Аннушка с маслом, которую все вспоминают!» А в итоговом сочинении по литературе, которое сейчас пишут в качестве допуска к ЕГЭ, дочь привела аргументы из «Мастера и Маргариты». Ну а чуть позже без моего давления прочитала книгу Булгакова, которая занимает почетное место в нашей домашней библиотеке.

В общем, я от души рекомендую фильм Владимира Бортко к просмотру)

Достоинства
  • Атмосферный саундтрек
  • Великолепная игра актеров!
  • Передан смысл книги
  • Снят точно по книге
  • Хорошее муз. оформление
  • Хороший актёрский состав
Недостатки
  • Низкое качество спецэффектов
Pianistka777рекомендует
Читать все отзывы 99
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
07.06.2020
Мне тоже сериал понравился.
07.06.2020
Хороший сериал. А музыка просто супер. Наши фигуристы пара выиграли под эту музыку .
Кот, в которого превращается Бегемот, слишком уж бутафорский и ненастоящий
Мне тоже не понравился кот, но на самом деле просто не хватило средств, сейчас бы сделали кота, конечно, по другому, как, например, в российском фильме 2019 года "Домовой".
Кстати в шкуре/костюме кота Бегемота лилипут Вано Миранян, а человеческом А.Баширов.
07.06.2020
Зашла только посмотреть за что 4 заезды, а не пять. Эта книга вызывает у меня трепет и фильм снят максимально талантливо и как вы верно заметили близко к тексту. Обожаю Булгакова и это произведение любимое. А моя дочь, кстати с удовольствием смотрела примерно в таком же возрасте.
07.06.2020
А я думала что посмотреть... так вот же! Бессмертная классика!
Не знаю как сериал, а вот книга не понравилась вообще. Считаю, что не нужно заставлять детей силой любить русскую классику. Я вот люблю читать, но не одно русское произведение не понравилось. Зарубежная литература это просто супер)
08.06.2020
В Москве даже музей есть Михаила Булгакова с инсталяциями. "Нехорошая квартира". Один из самых необычных музеев, скажу я вам!
Другие отзывы
Читать все отзывы 99
Смотрите также