Опубликовано 1 Июль, 2024 - 13:51

  • Опыт использования:
    несколько раз

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта. Думаю, многие, как и я, считали советский кинематограф по большей части добрым, справедливым и правильным: дружба, любовь, служение отечеству - все в нем казалось чистым и настоящим. Казалось, пока не узнаешь эту жизнь немного лучше...

Кинолента "Девчата" с самого детства мне очень нравилась именно своей душевностью и простотой. Каждый герой в нем по-своему прекрасен, понятен, и сразу видно, кто хороший, а кто плохой - и спора не возникало. Однако, с годами, пришли некоторые сомнения, а потом весь смысл сюжета девчат поменялся на противоположный.

Итак, начнем с главной героини (условно главной, так как главная, на мой взгляд, осталась в тени, а жаль...) - Тося Кислицына. Девушка с неблагополучной судьбой ребенка войны, выросла в детском доме Симферополя. При первом появлении ее в сюжете сразу задается тон восприятия образа: комичность на грани с дурашливостью (психическое отклонение после стрессов, перенесенных в детстве), также налицо синдром дефицита внимания (СДВ), клептомания (полный рюкзак ворованных ложек), стремление угодить начальству - распространенное качество советской молодежи, подлиза (по приезду ставит пластинку с маршем Красной Армии, бр...), "простота - хуже воровства" - отсутствие уважение к личному пространству (облазила тумбочки новых соседок по комнате), уголовные наклонности ("делали темную и давали" - накидывают одеяло из-за спины, чтобы пострадавший не видел, кто бьет и не дал показаний, Тося в свои 17-18 лет уголовный кодекс знает лучше, чем поваренную книгу). И еще - кто по своей воле из теплого Симферополя поедет на Урал,в захолустье? Бегут или от закона, или от мести подельников, которых Тося "сдала" милиции. Я понимаю, что послевоенный детдом - это далеко не институт благородных девиц, но СДВ, клептомания - это псих. заболевания нужды и бедности, неблагополучной среды. Самое удивительное, что ее поставили на довольно "прибыльную" должность - повар. Предположу, что предыдущего повара уволили из-за жалоб на недовес (все лучшее выносилось и делилось с начальством). В итоге: жаловались - вот вам еще хуже: Тося. Если присмотреться, то котлеты у Тоски грамм по 30, вместо положенных 300 гр. в сутки по норме, сметана по консистенции похожа на кефир, а в борще мяса нет совсем. И буквально с первых дней такое постное меню. Начальство ведь себя не обидит, "а лесорубы - народ привыкший", чего с ними церемониться. Нахваливают тоськину стрепню только подлизы к начальству и само начальство. Одним словом, неблагонадежный элемент эта Тося Кислицына.

Поэтому неслучайно ее селят в комнату к Анфисе и Вере. Так как для людей, от которых исходит потенциальная угроза, которые "на карандаше" у милиции, существуют в окружении два "надзирателя" - провокатор и защитник. Они наиболее умны из всех остальных, посвящены милицией в ситуацию с Тосей подробно и свою роль в отношении нее знают хорошо.

Итак, защитник Вера. Предположу, что она самая старшая из всех, предположу, что учится заочно на педагогическом - поэтому ей и подселили трудного подростка. Рефлексирует по любому поводу, много читает, но мало действует, от проблем бежит. Доброта способна перевоспитать преступника? Думаю, нет. Может только предотвратить его появление... Пытается обучением и назидательным тоном призвать Тосю к порядку, но не тут то было. Воспитывает, но как-то шаблонно, поэтому толку нет. И в то же время, наблюдает и сообщает кому надо - будто все для галочки, равнодушно до отвращения.

Далее - провокатор Анфиса. Она великолепна! Предположу, что с аристократическим происхождением. С умением себя подать, с развитым чувством стиля, с запоминающейся внешностью. Ее нельзя назвать канонической красавицей, но в лице есть что-то возвышенное, что хочется постичь, до чего хочется дотянуться... Это притягивает, гипнотизирует. Она этим пользуется? Да, но только для поиска счастья, для поиска "того самого единственного", кто сможет защитить ее от кошмара, который преследует любую привлекательную женщину в этом мире. В отношении Тоси у нее сложная задача - провоцировать на негатив. Это своего рода проверки на качество: оступится или нет. В основном фразами, типа: "хорошо же тебя там воспитали, сиротинка", "а ее-то и нет, любви этой вашей" и пр. Для противостояния нужна смелость, ум, находчивость и молниеносная реакция. Он работает телефонисткой - та профессия, где человеческий фактор исключен абсолютно. Но это не все: Анфиса - профессиональный осведомитель, она слушает разговоры и запоминает, а потом передает куратору дословно - это важно, чтобы не исказить смысл и не навредить, это большая ответственность. Все сводится к тому, что у Анфисы было хорошее домашнее образование, она начитанна и тактична. Большая библиотека и любовь к чтению тренировали память и расширили кругозор. Возможно, она из семьи врагов народа (это объясняет, почему она оказалась в уральском поселке) и ее воспитала высокообразованная бабушка (или тетя). Анфиса в рабочей среде, как белая ворона, поэтому она и не может найти свое место: ни мужчину, ни подруг.

И все же: зачем ей провоцировать Тосю? Чтобы выявить деструктивные наклонности, чтобы принять удар на себя... Это очень опасная роль, очень напряженная. Почему, опишу ниже.

Катя и Надя - больше для массовки. Они не посвящены в ситуацию, они погружены в свою жизнь, в свои проблемы, но знают, что благополучные в этот богом забытый край не попадают, поэтому всегда настороже (как Надя) или с напускной беспечностью (как Катя).

Фигуры расставлены и начинается игра. У Кислициной помимо мухлевания на кухне существует сугубо ее личная цель - выйти удачно замуж. Все просто до скуки. Выбирает лучшего на доске почета (неспроста фото Ковригина вешают в ее присутствии и расхваливают, Илья - приманка) и кормит его волшебным грибным супом - скажем, это меньшее из зол, на которое она способна. В данном случае провокатором выступает Илья (а не был ли он в сговоре с Анфисой? - ведь многие диалоги от нас скрыты). Илья сам, нарочно, после того, как Тоська обратила на себя внимание конфликтом, срежиссировал ситуацию, чтобы повариха покормила его бригаду отдельно, индивидуальным заказом. И Тоська подумала, что подловила Ковригина своим супом с мухоморами, а на самом деле, подловили ее.

Спор с Филей - это грамотная провокация, благовидный предлог для обывателя, придуманный милицией. Некоторые Тоськи попадаются, кто идет темным путем, остальные... проходит мимо.

Поэтому столь возвышенный и благородный разум Анфисы не жалеет Тоську, не скорбит по Илье, вступившему на путь привороженного, а негодует по поводу: а где же настоящая Любовь? Если все решается волшебным супом или спекуляцией лаской в прокуренном кинозале? Ни тот, ни другой путь ее гордому сердцу не нужен. Анфиса мечтает о главном - о крыльях, способных подарить радость полета с любимым человеком без рамок постылой нравственности, без ограничений совести и чести. Анфиса ищет свои крылья, и она найдет их.

Adisрекомендует
Читать все отзывы 143
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 143
Смотрите также