Доброго времени суток!
Мой родной город потихоньку возвращается к нормальной жизни после карантина - несколько дней назад заработало метро и наземный транспорт, в скором времени обещают открыть детские площадки и сады; будет надеяться, что и музеи заработают скоро. Пусть даже с ограничениями и в масках, но насладиться искусством всегда приятно.
А сегодня героем моего отзыва станет музей Тараса Шевченко.
Организационная информация
Время работы. 10-18 часов; выходной - понедельник.
Цена для взрослых 50 гривен, для детей дошкольного возраста - бесплатно. Есть скидки для школьников, пенсионеров и др. Цена более чем демократична как для такого большого и красивого музея.
Расположение. От станции метро "Университет" или "Театральная" находим бульвар Шевченко; дом под номером 12 - и есть наша цель. У цели встречает нас такой вот чудесный памятник великому поэту, писателю и художнику:
Тарас Григорьевич Шевченко
Об этом выдающемся гении - классике украинской литературы - слышали многие люди и за пределами Украины. Судьба и жизнь его была непростой, как и у большинства талантливых людей.
Родился он в селе, в семье многодетного крестьянина. На момент его рождения (1814 год) еще существовало крепостное право, и владел его семьей помещик Павел Энгельгардт.
С ранних лет мальчик тянулся к науке:
Осенью 1822 года Тарас начал учиться грамоте у местного дьячка Совгиря. За это время ознакомился с сочинениями Григория Сковороды. В период 1822—1828 годов он нарисовал «Кони. Солдаты» (рисунок не найден)
... и отличался оригинальностью и жаждой познания:
Однажды малой Тарас пошёл искать «железные столбы, что подпирают небо», и заблудился в поле. Чумаки, встретив мальчика, забрали его с собой и вечером привезли в Кирилловку
Тарас рано осиротел и детство его было нелегким, но несмотря на это он постоянно стремился чему-то научиться, развить свои способности:
Мать умерла, когда ему было 9, отец – когда Тарасу исполнилось 12.
Дальше Тараса знатно "побросало". Он прислуживал у дьячка-учителя, затем по окрестным селам у дьячков-маляров, потом пас овец, служил погонычем.
В школе дьячка-учителя он выучился грамоте, у маляров – освоил навыки рисования.
Когда Тарасу исполнилось 16, он попал в число прислуги помещика Энгельгардта. Сначала в роли поваренка, потом – слуги-"казачка" (проще говоря, человек "куда пошлют").
Дарование мальчика не осталось незамеченным помещиком, и он, решив сделать юного Тараса "домашним живописцем", отдал его на обучение преподавателю Виленского университета художнику Яну Рустему. Затем Шевченко учился и у Ширяева; вместе с Ширяевым он расписывал Большой театр в Петербурге.
Вскоре удивительный талант заметили и в Петербурге - Тарас познакомился со многими творческими личностями, людьми искусства, которые, в итоге и решили помочь ему обрести желанную свободу:
В 1836 году, срисовывая статуи в Летнем Саду, Шевченко познакомился со своим земляком, художником И.М. Сошенко, который, посоветовавшись с украинским писателем Е.Гребенкой, представил Тараса конференц-секретарю Академии художеств В.И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому. Симпатия к юноше и признание одарённости малороссийского крепостного со стороны выдающихся деятелей русской культуры сыграли решающую роль в деле выкупа его из неволи. Далеко не сразу удалось уговорить Энгельгардта: апелляция к гуманизму успеха не имела. Личное ходатайство прославленного академика живописи Карла Брюллова только утвердило помещика в его желании не продешевить. Брюллов сообщил друзьям, «что это самая крупная свинья в торжковских туфлях» и просил Сошенко побывать у этой «амфибии» и сговориться о цене выкупа. Сошенко перепоручил это непростое дело профессору Венецианову как человеку, принятому при императорском дворе, но даже авторитет придворного художника делу не помог.
Забота о нём лучших представителей русского искусства и литературы трогала и обнадёживала Шевченко, но затянувшиеся переговоры с его хозяином повергали Тараса в уныние. Узнав об очередном отказе, Шевченко явился к Сошенко в отчаянном настроении. Кляня судьбу, он угрожал отомстить помещику и в таком состоянии ушёл. Сошенко встревожился и, желая избежать большой беды, предложил друзьям действовать без промедления. Было решено предложить Энгельгардту небывалую для выкупа крепостного сумму.
В апреле 1838 года в Аничковом дворце проходила лотерея, в качестве выигрыша в которой была картина Брюллова «В. А. Жуковский». Вырученные от проведения лотереи деньги пошли на выкуп крепостного Шевченко.
Таким образом, 22 апреля 1838 года в возрасте 25 лет Тарас Шевченко, наконец, стал свободным. После получения долгожданной свободы Шевченко активно начал творить:
Период с 1840 по 1846 стал лучшим в жизни поэта. В это время расцвело его поэтическое дарование.
В 1840 году вышел под названием «Кобзарь» небольшой сборник его стихотворений; в 1842 году вышли «Гайдамаки» — самое крупное его поэтическое произведение. В 1843 году Шевченко получил степень свободного («неклассного») художника. В том же году, путешествуя по Украине, познакомился с дочерью малороссийского генерал-губернатора Н.Г. Репнина — Варварой, женщиной доброй и умной, испытывавшей впоследствии, во время ссылки Шевченко, самые тёплые чувства к нему. В первой половине 1840-х годов вышли «Перебендя», «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка», «Кавказ» — крупные поэтические художественные произведения.
Впрочем, и художественный дар свой Шевченко продолжал реализовывать:
Работая в качестве штатного художника археологических исследований киевской Археографической комиссии при Киевском университета (которому в 1939 году по указу Президиума Верховного совета СССР в честь 125-летия со дня рождения поэта было присвоено его имя), Шевченко сделал ряд рисунков архитектурных и исторических памятников Переяслава (сохранились рисунки «Вознесенский монастырь», «Михайловская церковь», «Покровский собор», «Андруше», «Каменный крест св. Бориса»), пейзажей близлежащих сёл. В 2008 году в бывшем доме Козачковского был открыт Музей «Заповита» Т. Г. Шевченко.
В Киеве Шевченко присоединился к Кирилло-Мефодиевскому обществу:
Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д.
Программные положения костомаровского «Закона Божего» нашли практическое осуществление в призывах Кирилло-Мефодиевского братства «Братья украинцы!» и «Братья великороссияне и поляки!» В этих документах был призыв к народам объединиться в Союз славянских республик, создать славянскую федерацию с демократическими институтами. Кирилло-мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества. Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.
Но счастье длилось недолго: за антиправительственные взгляды общество разгромили, а большинство его членов отправились в тюрьму или ссылку. Не стал исключением и Тарас Шевченко - в качестве наказания его отдали на военную службу в Оренбургском крае; ему также запретили рисовать и писать... Шевченко многократно обращался с просьбой разрешить ему хотя бы рисовать, за него ходатайствовали даже графы, но запрет действовал аж до окончания службы в 1857 г. Однако, творческий человек не мог жить совсем без своего творчества, он занимался лепкой, писал рассказы на русском языке.
Освободили Шевченко благодаря многочисленным ходатайствам вице-президента Академии художеств графа Ф.П. Толстого. Шевченко вернулся в Петербург и всецело отдался творчеству - поэзии, искусству. Личная жизнь, однако, не складывалась:
Попытки устроить семейный очаг, женившись на актрисе Пиуновой, крестьянках-служанках Харите и Лукерье, успеха не имели.
Вскоре Шевченко активно занялся гравировкой и получил звание академика по этому виду искусства:
В апреле 1859 года Шевченко, представляя некоторые из своих гравюр на усмотрение совета Академии художеств, просил удостоить его звания академика или задать программу на получение этого звания. Совет 16 апреля постановил признать его «назначенным в академики и задать программу на звание академика по гравированию на меди». 2 сентября 1860 года, наряду с живописцами А. Бейдеманом, Ив. Борниковым, В. Пикуревым и др., ему была присуждена степень академика по гравированию «в уважение искусства и познаний в художествах»
Шевченко выступал за доступность образования, грамотности для всех и даже писал школьные учебники для народа на украинском языке.
В Петербурге в 1861 году (последний год жизни писателя) был издан дозволенный цензурой букварь Тараса Шевченко на украинском языке — «Букварь южнорусский», который тем не менее вскоре запретили к использованию. Так, известно, что в секретном письме помощника начальника каневской полиции киевскому губернатору от 30 сентября 1861 года сообщалось об изъятии приставом в Черкасском уезде (Киевская губерния) четырёх экземпляров шевченковских букварей из двенадцати, которые «временнообязанный Осип Устимов сын Кудлай» привёз в село Зеленки (Зеленьки), раздав там по одному экземпляру управляющему Дорожинскому, экономам Матковскому и Болевскому, благочинному Грушецкому, священнику упомянутого села и местному диакону, а также питейным ревизорам Быстржаневскому и Пилецкому. Оставшиеся у Кудлая экземпляры были отобраны, причем автор письма уведомляет губернатора, что дал приставу распоряжение «под благовидным предлогом отобрать» и прочие — с целью «недопущения распространения означенных букварей, а в особенности по сельским приходским школам и в каневской воскресной школе».
При этом, правда, через две недели (14 октября) киевский генерал-губернатор направляет гражданскому губернатору письмо об отмене распоряжений, запрещавших пользование букварём Т. Г. Шевченко, где отмечает, что издание напечатано «в Петербурге с дозволения цензуры и ничего в себе противного законам не заключает»
Тарас Шевченко был человеком с огромным количеством разнообразных талантов - и художником, и поэтом, и писателем, но насколько сильны и многогранны были таланты, настолько же тяжела и переменчива жизнь.
В отличие от Сергея Мавроди Тарас Шевченко был человеком общительным, он легко сближался с людьми, и везде и всегда у него было много верным друзей, готовых поддержать его и помочь в беде. В его творчестве значительная роль отводится портретам любимых и друзей - даже творя, он не забывал о близких и дорогих, не терял к ним интереса.
В 19 веке сословия в обществе были очень ярко выражены, и перейти из одного сословия в другое было почти невозможно (крепостные не получали образование и, следовательно, не имели доступа к науке и искусству). Но - не для удивительно талантливого Тараса Шевченко. Родившись обычным крепостным он сумел, однако, оставить значительный след в истории, став одним из самых известных украинских классиков (даже не "одним из", а самым известным), и примером своей жизни он доказал, что нет ничего невозможного - при большом желании и поддержке друзей возможно все...
О музее
Музей большой, в нем 24 зала, расположенные на двух этажах. Само здание музея - особняк в стиле итальянского ренессанса, который раньше принадлежал предпринимателю Николаю Терещенко. Особняк роскошный и большой. Вот такие монументальные, величественные ступеньки ведут нас в музей:
На первом этаже музея периодически проходят различные выставки современного искусства, понятные не всем. В музее также проходят образовательные курсы для детей.
Оформлен музей со вкусом - везде все красиво, аккуратно, современно. Приветливый, доброжелательный персонал - несмотря на позднее время, близкое с закрытию музея, нам с радостью все показывали, включали специально свет.
В музее хранится большая часть художественного наследия Шевченко - оригиналы его картин, различные документы о его жизни и творчестве, рукописи его дневников, стихотворений, прозы, литература про него разного времени издания, есть и отдельные картины, и целые выставки некоторых других художников.
Фотографировать в музее можно бесплатно.
Экспозиция музея
Сразу после входа в музей попадаешь в просторное, просто-таки, огромное белоснежное помещение - сверху прозрачный потолок, а под ногами - светлая гладкая плитка. Есть скамейки. В этом большом помещении находится касса, а также выставка молодых художников (художники постоянно меняются). Нам было интересно, и эту выставку мы тоже посмотрели, однако, большая часть картин, находящихся там не произвели на нас особого впечатления, картины были непонятны по сюжету, да и нарисованы в странном стиле, - в общем, на любителя, как и в центре Пинчука. Может быть, нам просто не повезло с выставкой, и вы увидите более достойные работы... Мы же с удовольствием отправились дальше.
На первом этаже была выставка работ Григория Зорика. Комнат, залов было много и мы, не торопясь и наслаждаясь картинами, переходили из одного в другой; в каждом сидела работница музея. Работницы были приятные, с удовольствием отвечали на возникающие вопросы.
Картина Григория Зорика "Карпатский мотив":
Картина с поэтичным названием - "В плену первого серебра":
"Ворохтянские кони":
"Перед дождем":
Из серии "Сокровища леса":
"Гуси":
Картины Зорика очень понравились нам - удивительно живо, реалистично, талантливо нарисованные пейзажи родной природы, безусловно, радовали глаз и восхищали! А до чего же точны картины в деталях, до чего здорово прорисованы, - они прямо как фотографии. Они подчеркивают и заставляют замечать красоту природы, ее удивительную гармонию и спокойствие. Картины вроде бы и просты, но до чего же прекрасны, мастерски нарисованы, ими любоваться можно долго, одну из таких картин я с удовольствием даже повесила бы у себя дома.
Далее мы поднялись по тем величественным ступенькам на второй этаж, где, собственно, и располагается музей Шевченко. В коридоре встретила нас вот такая скульптура:
Бюст Шевченко из мрамора (скульптор Беклемишев) 1899 года. По словам работников музея, густые усы великому поэту и писателю не раз ломали и приходилось их восстанавливать заново.
Мы прошли в первый зал, где увидели множество любопытных экспонатов, касаемых не только непосредственно Шевченко, но и быта того времени, других писателей. Вот, к примеру, портсигар Г. Квитки-Основьяненко (писателя):
Портсигар из слоновой кости; удивительно тонкая работа!
Пороховница из дерева и меди:
Пояс казацкий 18-19 ст.; дукач (женское украшение в виде монеты):
Иконы 19 века - Святая великомученица Варвара, Христос Вседержитель, "Рождество"; картина Шевченко "Дом родителей":
Картины - "Максим Зализняк", "Иван Гонта" (неизвестного художника), "Императрица Екатерина ІІ на прогулке в парке Царского Села" (Николай Уткин):
Картины 18- начала 19 века.
Картины Василия Тропинина; карта Европы 19 в.:
Картина неизвестного художника "Казак Мамай", рисунок кобзаря (украинского народного певца):
Картина церкви в Вильнюсе:
Картина Т. Шевченко "Бюст женщины" (1830) - одна из первых известных работ:
Портрет Евгения Гребинки (Аполлон Мокрицкий) - друга Т. Шевченко:
Один из самых известных автопортретов Шевченко (1840-1841):
Картина "Торжественное собрание", "Прерванное свиданье" (Шевченко):
Картины Шевченко "Женщина в кровати" (1839-1840), "Цыганка-гадалка" (1841), "Два натурщика" (1840-1841):
Как видно, довольно-таки, есть у Шевченко и довольно-таки откровенные картины:)
Вот еще более откровенная картина - "Натурщик на красной ткани":
Картины внизу -
автопортрет Василия Штернберга, портрет Александра Агина (1840-1844):
Картина Василия Штернберга "Переправа через Днепр":
Зал украшал вот такой вот старинный диванчик, но присесть на него, конечно, было не разрешалось:
Картина Шевченко "Сельская семья":
Что-то неимоверно трогательное есть во взгляде ребенка, отвести глаза от картины трудно... и почему-то печально и тревожно становится на душе от ее просмотра.
Картина Василия Штернберга "Беседка в Качановке" (узнаваемая природа, деревья), Т. Шевченко "Киево-Межигорский монастырь" (1845-1846):
Картина В. Штернберга "Игра в жмурки", автопортрет Т. Шевченко (1843):
Йозеф Горнунг "Портрет Николая Репнина-Волконского":
Глафира Псел "Портрет Варвары Алексеевны Репниной":
С этой княжной Шевченко дружил, но, возможно, что их объединяло и
нечто большее.
Старинная мебель погружает в атмосферу того времени:
Иван Журавлев "Портрет Катерины Пиуновой" (1872):
Пиунова была актрисой, Шевченко ее любил.
Книги Т. Шевченка:
Украинские народные одежды и музыкальные инструменты:
Большой интерес представляют и работы, нарисованные Шевченко во время его геологической экспедиции для поиска месторождения угля в горах Казахстана (тогда туда отправляли политических заключенных).
Автопортрет Т. Шевченка более позднего времени (1851), картина "Среди товарищей" (1851):
Картины Т. Шевченка "Песня молодого казаха" (1851-1857), "Новопетровское укрепление с Хивинского пути" (1856-1857):
Картины "Байгуши под окном" (1855-1856), "Новопетровское укрепление с моря" (1856-1857):
Автопортрет с байгушами (1856), "Казашка Катя" (1856-1857):
Красивый и уютный уголок с картинами и столиком, статуэткой:
Картины Т. Шевченко "Портрет Бориса Суханова-Подколзина" (1858), "Портрет Айры Олдриджа" (1858):
Фото - Шевченко среди приятелей (1859), Николай Костомаров (историк, писатель, педагог), Пантелеймон Кулиш (украинский поэт, прозаик), Марко Вовчок (украинская и русская писательница, переводчица), Василий Белозерский (общественно-политический и культурный деятель) , Тарас Шевченко и Григорий Честаховский (художник):
Картины Т. Шевченка "Натюрморт" (1860), "Портрет Лукерии Полусмак" (1860):
Лукерия Полусмак была последней любовью художника, он посвящал ей стихотворения, дарил дорогие подарки, однако она не согласилась отказаться от жизни в столице и переехать в село.
К портретам Шевченко явно питал страсть, ему нравилось изображать людей. Портретов в его творчестве немало, благо и друзей было предостаточно.
Т. Шевченко "Портрет Йосипа Рудзинского" (1845):
Т. Шевченко "Портрет Александра Лукьяновича" (1845):
Рисовальные принадлежности Т. Шевченка:
И еще они:
Картина Т. Шевченка "Портрет Петра Дунина-Борковского"(1846):
Т. Шевченко "Портрет Анны Закревской" (1843):
Закревские жили по соседству с Шевченко; в Анну Шевченко был некогда влюблен.
Т. Шевченко "Портрет Василия Кочубея" (1859):
Т. Шевченко "Портрет Платона Закревского" (1843):
Т. Шевченко "Портрет Ильи Лизогуба" (1847):
Оригинальные стулья, украшенные головами львов:
Одна из известнейших картин украинской живописи - картина Т. Шевченко "Катерина" (1842):
Это иллюстрация к поэме Шевченко "Катерина", которая рассказывает о девушке, забеременевшей вне брака, о ее переживаниях и трагичной судьбе. Автор глубоко сопереживает героине, и в этих своих убеждениях он в значительной степени обогнал свое время - он открыто осуждает существующий на то время социальный строй. Удивительно гуманным человеком был Тарас Шевченко.
Как видим, Шевченко отличался богатством тем художественного творчества - здесь и пейзажи природы, и портреты людей, множество автопортретов в разные периоды жизни, история и быт народа, жанровые композиции.
В конце экспозиции можно было посмотреть небольшой фильм о жизни и творчестве Т. Шевченка, что мы и сделали.
На этом и закончилась наша экскурсия по музею. Уходя, я еще раз полюбовалась картинами на первом этаже:)
Вывод. В музее нам понравилось - величественное здание, огромные ступеньки, чувствуется его богатство, везде чисто, аккуратно, красиво. Остались только приятные впечатления, эмоции от общения с персоналом.
После посещения музея я узнала для себя множество новой информации о нелегкой жизни Т. Шевченко, в очередной раз восхитилась его гением - до этого я знала о его писательском таланте, но не думала, что и его картины настолько же талантливы.
Музей я рекомендую посетить всем, кто интересуется историей и литературой потому, что он:
1) большой и красивый;
2) доступный по цене;
3) позволяет узнать много нового о жизни и творчестве писателя;
4) можно ознакомиться заодно и с творчеством некоторых других художников;
5) расположен в центре.
Всем спасибо за внимание и интересного времяпрепровождения!