В 1972 году ограбление бруклинского банка и захват заложников мелкими преступниками Джоном Войтовичем и Сальваторе Натуриле катастрофически провалились и были освещены в журнале Life. Перенесемся на три года вперед, когда был снят фильм, вдохновленный этими событиями (хотя и с творческими вольностями) под названием "Собачий полдень", где в главных ролях сыграли Аль Пачино и Джон Казале, а режиссером выступил известный драматический режиссер Сидни Люмет. По сей день этот фильм остается культурно и исторически значимым благодаря своему
антиавторитарному взгляду на истеблишмент, а также тематике ЛГБТ.
В фильме рассказывается о мошеннике-любителе по имени Сонни Ворцик (Пачино) и его друге Сэле Натуриле (Казале), которые пытаются ограбить банк и сбежать со всеми деньгами. К сожалению, все, что могло пойти не так, идет именно не так, поскольку их ограбление вызывает столько шума, что на сцену выходит множество других героев. Сценарий ограбления банка меняется от плохого к худшему в течение одного дня, и фильм становится довольно захватывающим примером выживания самых отчаянных. Учитывая, сколько людей в конечном итоге оказываются вовлеченными в эту катастрофу, от удерживаемых заложников в банке до полиции и даже семейных и знакомых самого Сонни, тон может стать очень параноидальным и вызывать тревогу в мгновение ока. Отсутствие опыта у Сонни и Сэла в ограблениях проявляется в истеричных выходках между ними и их пленниками. Чаще всего, когда происходит такого рода неудавшееся ограбление, наиболее примечательным аспектом является рост напряженности со стороны тех, кто начал это в первую очередь.
Хотя истинные цели, объясняющие, почему они охотятся за такой крупной суммой денег, более унизительны, чем те, ради чего большинство других воров могли бы это сделать, фильм Люмета не оправдывает лиц, совершивших это преступление, и не приукрашивает и не боготворит персонажей. Вместо этого исследование расширилось до своего рода коллективной борьбы, смешанной с некоторыми другими молодыми людьми того времени: молодые люди, сбитые с толку и отчужденные как системой, так и авторитарными фигурами в целом, в стране, правительство которой предположительно коррумпировано насквозь, учитывая, что тень Уотергейта все еще маячит, как и мрачные тени Вьетнамской войны. Ищущая внимания, разочарованная молодежь, которая собирается вокруг банка, когда начинается цирк, созданный СМИ, насмехается над полицейскими, охраняющими территорию, жаждя скромной славы за то, что были свидетелями такого события, как это. Фильм богат драматизмом, противостояние между Сонни и полицейскими доведено прямо до грани того, какая из двух сторон может одержать верх, и Люмет передает как можно больше повышенного напряжения в фильме, который заслуживает тщательного изучения и детализации.
Игра Пачино чрезвычайно превосходна, маниакальна и энергична. Восемь лет спустя он снова продемонстрирует этот же талант в "Лице со шрамом"; только критики раскритикуют его за то, что он переигрывает. (Хотя на самом деле они просто прикапывались к чрезмерной ненормативной лексике и
насилию).
В фильме также есть одна из лучших сцен всех времен, которая соперничает с последней битвой Тони Монтаны в "Лице со шрамом" или сценой крещения в "Крестном отце", в которой Сонни разговаривает по телефону со своей "женой", тщательно скрывая свои мотивы от любых слушателей поблизости. Смотрите, как Пачино вникает в характер, и вы сразу попадаетесь на крючок. Нам нравится его персонаж, потому что он кажется реальным, а Пачино делает его реальным, и именно поэтому это войдет в историю как одно из лучших выступлений всех времен.
В качестве дополнительного примечания, решение не сопровождать полнометражный фильм партитурой было блестящим выбором со стороны режиссера, позволившего истории говорить самой за себя. В то время как в большинстве современных фильмов об ограблениях даже в самых тихих сценах звучит ненужная фоновая музыка или даже какая-нибудь запоминающаяся джазовая песня, играющая то тут, то там, этот фильм достаточно уважает свою аудиторию, чтобы лаконично следовать сюжетной линии; это также усиливает сумасшедшее напряжение. Хотя монтаж довольно рутинный для такого типа фильмов об ограблениях, как этот, иногда он может стать быстрым и резким, чтобы дополнить данную сцену множеством безумств, происходящих вокруг. Кстати, добавление видеосъемки новостных репортажей делает фильм гораздо более точным и реалистичным. Несмотря на то, что существует гораздо больше криминальных фильмов с большим акцентом на монтаж и действие, этот фильм достаточно надежен в своей подаче, чтобы позволить делу размеренно развиваться само по себе и предоставить его интерпретации зрителя.
И еще, пытается ли Голливуд подобным фильмом распространить в нашу культуру гомосексуальность ? Пытается ли Голливуд постепенно знакомить нас с персонажами-геями ? Нет, это не тот случай. Это нормальный Голливуд, показывающий нам правдивую нормальную историю, независимую от гомосексуальности, что вплетена в сюжет. Пачино мог бы сыграть разгневанного почтового служащего, и это все равно сработало бы, потому что все сводится к тому, что неизвестность и драматизм фильма влияют на нас, а не на предысторию его персонажей.
Номинация Криса Сарандона на "Оскар" была более чем достойной; здесь он демонстрирует настоящий актерский талант, который проявится в его персонажах и в последующие годы, сделав его знаменитым запоминающимися ролями (а еще тут появляется в небольшой, но яркой роли молодой Лэнс Хенриксен).
Благодаря сильному сочетанию ужасной реальности и понятливых реалистичных персонажей, фильм "Собачий полдень" заслуживает признания, которое он получил. После долгих лет пребывания в центре внимания фильм остается основным источником современной напряженности по поводу закона, средств массовой информации, общества и даже сексуальности, и, возможно, это также один из лучших фильмов Пачино. Если вы еще не смотрели его, обязательно посмотрите, но поймите, что перед вами классика кинематографа не столько из-за режиссерских амбиций, сколько из-за социальных комментариев.