Всем привет!
Сейчас я уже и сосчитать не могу, сколько раз в своей голове начинала писать этот отзыв (наверное, не меньше сотни), и каждый раз хотелось сказать что-то новое, ибо портал "Литнет" не дает "заскучать".
Сейчас нас (и авторов, и сайт) в очередной раз «колбасит», поэтому все-таки решилась на публикацию. Но предупреждаю сразу: я не рекомендую данный отзыв тем, кого утомляет "много букв".
Просто, по моим подсчетам, я проработала на площадке "Литнет" свыше 10 000 часов и хочу описать свой опыт максимально подробно.
_________
ВАЖНО! Этот текст - не для писателей. Он - для тех людей, кто раздумывает о карьере коммерческого автора и рассматривает "Литнет" в качестве площадки для заработка. Потому что когда я сама только пришла на эту площадку и гуглила "заработок на Литнет" и "Литнет отзывы авторов", ничего толкового найти не могла, из-за чего совершила много ошибок.
((На всякий случай: если в тексте моего отзыва будут указаны какие-то имена и фамилии, значит, эти люди являются публичными личностями. Я уточняла этот момент у администрации сайта Айрекомменд - имена публичных личностей здесь указывать можно).
_________
Если вы не в курсе, кто такой коммерческий автор и чем он отличается от писателя, почитайте полезную статью Бориса Акунина «Литература как профессия», тогда многое станет ясно.
Если кому-то лень читать, скажу кратко от себя: коммерческий автор (КА) пишет жанровую литературу для массовой аудитории и ограничен канонами (шаблонами) своего жанра, в то время как писатель абсолютно свободен.
Профессия коммерческого автора похожа на профессию копирайтера.
Может, поэтому среди успешных коммерческих авторов много людей, которые раньше работали копирайтерами. Коммерческим автором может стать практически любой человек, но он должен работать много, быстро, «чувствовать» тренды своего жанра и быть «душкой» в общении с читателями.
Писатель же никому ничего не должен - он может писать как угодно и о чем угодно, только на большие заработки рассчитывать не стоит.
А теперь - о "Литнет. Начну с самого начала.
1. Почему я пришла на этот сайт.
«Литнет» долгое время являлся одним из лидеров продаж электронных книг в России.
Данный портал первым в стране успешно раскрутил формат подписок (незавершенных книг), благодаря чему авторы наконец-то смогли зарабатывать хорошие деньги. Ведь если продавать книги сразу завершенными, их мгновенно сливают на пиратки, и автор теряет немалую часть дохода.
Скажу честно - многие авторы ЛН старались свои заработки не «светить» (во всяком случае, в общем доступе), потому что и без того интриг на сайте хватало. Однако было известно, что середнячки портала получают примерно 200-300 тыс. рублей в месяц, а топы - несколько миллионов рублей в месяц.
Иногда администрация сайта публиковала рекорды продаж подписок за сутки, например:
Или вот:
(Для справки: стоимость одной подписки обычно составляла 99 руб.)
А иногда и сами авторы давали интервью о своих доходах:
Конечно, были на портале и те, кто публиковался не ради заработка, но я зарегистрировалась там именно с целью стать коммерческим автором. Пока пришла к этой мысли, меня немного «поштормило», но подробности здесь опущу.
К моменту прихода на "Литнет" я уже пробовала себя на других литературных площадках ("Продаман", "Призрачные миры" и т.д.) и думала, что разбираюсь в рынке электронных книг, в форматах и целевой аудитории порталов, но теперь понимаю, что была крошечным слепым котенком.
Именно «Литнет» стал настоящей школой жизни. Но «учил» он всему постепенно.
Какое-то время после регистрации я ничего не публиковала, а просто изучала сайт - смотрела ролики «Школы Литнет» на Youtube и читала известный литнетовский блог, где авторы делились опытом.
Когда решила, что усвоила все тонкости (а их было много), начала первую выкладку. И эта выкладка разрушила все мои иллюзии.
2. Первая публикация на портале.
Казалось, я все делаю верно: «правильный» старт (есть целая система, в какое время и как именно выкладывать первую главу), форматная обложка в сочетании с форматной аннотацией, тегами, названием, но…
Книга «не зашла».
«Не зашла» - это писательский сленг, означающий провал. Ты начинаешь выкладку по продам - небольшим главам (в первую неделю желательно выкладывать проду 2 раза в сутки по 5 т.знаков), и, если книга «заходит», она попадает в виджет «Горячие новинки», откуда приходит еще больше читателей.
Есть "Горячие новинки" по жанрам, а есть общие, на главной странице. Второй вариант, конечно, намного круче. Как я позже узнала, именно главная страница обеспечивает основной приток читателей на старте и ради попадания туда авторы иногда шли на многочисленные хитрости и делали рестарты (то есть стартовали с одной и той же книгой несколько раз, думая, что каждый следующий раз окажется удачнее предыдущего).
Но моя первая книга, конечно, никуда не попала. Правда, тут надо сделать оговорку - она была не совсем форматная, то есть я писала её по канонам жанра, но с некоторыми "отклонениями".
Чтоб вы примерно поняли, о чем речь, немного расскажу о форматах и целевой аудитории портала.
3. О форматах и целевой аудитории сайта.
"Литнет" часто называли "розовым сайтом" - не только из-за цвета, но и из-за жанров, которые пользовались там наибольшей популярностью. Это - СЛР (современный любовный роман) и романтическое фэнтези.
Чуть меньший успех имели "молодежка" (молодежная проза) и ЛитРПГ. С другими жанрами идти на портал не стоило - во всяком случае, тем авторам, кто хотел зарабатывать. Нет, на подписку-то "натянуть" было можно, но с трудом.
СЛР и ромфант всегда шли гораздо легче, но и тут был ряд трендов и негласных требований, которые и назывались "форматом".
Хотя сами авторы форматные книги (а также обложки, теги, аннотации) называли "цашными" (производное от ЦА-шные).
Если какой-то автор присылал другим ссылку на сток -
"Глянь, какой мужик цашный!"
это не означало, что мужик на фото классный/симпатичный или что он нравится автору. Это означало, что он понравится читательницам сайта.
Цашная книга - соответственно, та, которая с большой долей вероятности "зайдет" большей части аудитории Литнет.
Сюжетно это должна быть история про:
- девственницу, похищенную бандитом (или проданную за долги),
- властного босса и его бедную подчиненную,
- богатого мажора и нищую девочку из провинции (сюда - же сводные).
В общем, типичные истории Золушек с разными вариантами, но в финале обязательно свадьба и дети (как можно больше детей). По большому счету, форматный любовный роман - это всегда сказка с условной реальностью.
Содержательно - это текст, написанный самым простым языком, обязательно от первого лица в настоящем времени. Повествование должно вестись и от героя , и от героини. Никаких языковых экспериментов. Минимум описаний, максимум эмоций.
То, о чем я сейчас рассказала, - 100% формат Литнет. А то, что создавала я, было форматом примерно на 70%, потому как я предпочитала повествование от одного героя, третье лицо, прошедшее время, любила описания и никогда не писала про бандитов и мажоров, а также книги 18+. Но "основной линии" все же старалась придерживаться, хотя свадьбы бывали редко (т.к. я в основном писала янг эдалт).
Вообще, уже позже я видела, как в одной скандальной группе ВК часто размещали гневные посты со скринами книг "Литнета" - мол, посмотрите, что пишут глупые курицы для глупых куриц, ахахах, какой позор, какие заблюренные рожи на обложках и фантазии у авторов нет - названия у книг почти одинаковые, содержание тупое, куда катится литература и т.д.
Возмущающиеся, видимо, были вообще не в курсе законов функционирования самиздатовского рынка.
А главный закон тут такой: большинство КА подходят к книге как к коммерческому проекту и часто пишут не то, что хотят писать, а то, что у них будут покупать. Нет интереса к книге на старте - проект сворачивается (точно так же, как сворачивают провальные сериалы на телевидении). Если же проект "заходит", автор начинает штамповать
"такое же, только с перламутровыми пуговицами".
Это происходит не потому, что автор тупой и у него нет фантазии для оригинальных названий и сюжетов. А потому, что именно за однотипность готова платить его ЦА. (Или за "кинки" - например, если определенной части ЦА нравится слэш или БДСМ, то люди будут покупать такие книги, даже не обращая внимания на какие-то нелогичности).
Вообще, могу дать хороший совет (я и сама ему следую, поскольку есть вещи, которые я в текстах на дух не переношу - например, удаление личных местоимений): если книга вас бесит, значит, вы просто не являетесь целевой аудиторией этой книги.
В таком случае стоит просто пройти мимо и дать насладиться сюжетом тем, кого все устраивает. Меня очень удивляют читатели, которые зачем-то лезут, к примеру, в текст 18+ с предупреждением о групповом сексе, принуждении, абьюзе, а потом пишут фу-фу-фу под книгой. Это все равно что прийти на порносайт и возмущаться, что там не фильмы Феллини размещены.
Ну и в качестве иллюстрации приведу примеру успешных коммерческих проектов на "Литнет".
Книги первого автора:
Книги второго автора:
Кстати, часто в рамках какого-то успешного тренда пишут многие авторы. Например, вышла у кого-то в топ книга про бандита - стали писать про бандитов, взлетела книга про беременяшек или двойни-тройни - топ завалили беременяшками и двойнями (кстати, ничего не напоминает? Я часто ловила себя на мысли, что у "Айрека" и "Литнета" много общего).
Сейчас многие решат: я веду к тому, будто авторы не виноваты, что целевая аудитория "Литнет" не слишком умная и готова бесконечно жевать одну и ту же "жвачку". Но - нет, я так не считаю, потому как знаю, что на Литнет есть очень умные читательницы, которые любят умные книги, но иногда хотят просто расслабиться и дать отдых голове. Впрочем, к разговору о читателях мы еще вернемся, а пока я продолжу историю о первой бесплатной книге.
4. Продолжение "эпопеи" с первой книгой.
Итак, моя первая книга набрала на старте всего 100 библиотек.
Обычно такие книги («незашедшие») рекомендуют сразу сносить, потому что работа над текстом, как ни крути, занимает немало времени. Никому не хочется работать в никуда, однако я продолжила писать, хотя энтузиазм значительно поубавился.
Я смотрела на тексты конкурентов в «Горячих новинках» и чувствовала себя полнейшим лузером. Думала - ну что я делаю не так? Почему у них за пару дней десятки комментариев и сотни лайков, а моё «сокровище» никто не замечает, как будто книги вообще нет на сайте? В общем, это было сплошное разочарование, особенно если учитывать, что я наняла дорогого профессионального редактора и за каждый авторский лист платила немалую сумму денег.
Через несколько недель мой энтузиазм иссяк окончательно. В процессе читало человек 20, но никто не комментировал. А работа отнимала много сил. И я все же решила это дело бросить. Сейчас объясню, почему.
Для получения коммерческого статуса на «Литнет» надо было выполнить три условия.
- Опубликовать первую бесплатную книгу объемом не менее 300 тыс. знаков.
- Набрать не менее 200 подписчиков.
- Набрать не менее 150 регулярных читателей.
Что такое регулярные читатели (РЧ), администрация сайта никогда не говорила, но сами авторы считали, что РЧ - количество людей, регулярно читающих новую проду.
И вот после того, как все это счастье наберешь, можно подавать документы на коммерческий статус. Только не факт, что потом сможешь открыть подписку, ибо на каждую новую подписку (а «Литнет» всегда позиционировал себя в первую очередь как сайт подписок, а не продаж готовых книг) надо заново набирать РЧ.
И я тогда подумала - если книгу почти никто не читает бесплатно, о каких подписках может идти речь? Поэтому и хотела уйти, но тут появились первые комментаторы - несколько девушек, благодаря которым, я, наверное, и смогла завершить начатое, за что им огромное спасибо.
Писала я книгу четыре месяца, библиотеки за это время поднялись до 700, а количество читателей на проду - до 200, но РЧ почему-то показывало 84. (В личном кабинете каждый автор мог видеть, сколько человек читает новую проду и количество РЧ). И до 200 подписчиков мне еще было как пешком до Луны:
А вот после завершения книги случилось чудо.
Никогда не забуду тот день. В известном писательском блоге сообщали: как только ставишь плашку «завершено», библиотеки рушатся, рейтинг рушится, книга падает на «дно», где ее уже почти никто не увидит.
Поэтому, поставив плашку о завершении утром, я вышла из профиля и решила сутки в него не заходить, мысленно распрощавшись с карьерой коммерческого автора «Литнет».
Но когда на следующий день зашла на "Литнет", удивлению не было предела.
На книге имелось уже около 2500 библиотек, а на странице - несколько сотен подписчиков.
При этом показатели улучшались чуть ли не каждую минуту. Тогда я еще не понимала, что происходит, а позже узнала, что книга попала в виджет «Набирают популярность» на главной странице.
Как выяснилось, после завершения все книги на "Литнет" и в самом деле падают на «дно», но некоторые перед этим «взлетают».
Моя как раз «взлетела»
и даже на какое-то время попала в топ, где набрала уже 7000 библиотек (у некоторых авторов, я потом видела, книги в топе "взлетали" и до 20000-30000 библиотек). Так я получила возможность открыть коммерческий кабинет.
Правда, вместе со «славой» пришел и первый шок: хейтеры и читатели, которые решили, что имеют право учить меня жизни (попутно ругаясь матом и т.д. и т.п.). Кроме того, книга разлетелась по всем возможным пираткам, хотя стоял запрет на скачивание.
Однако та короткая "минута славы" все же дала возможность поверить в свои способности (если кого-то интересует дальнейшая судьба этой книги, то я написала отзыв, как потом продавала ее на Литрес - он есть в профиле).
После попадания в топ администрация Литнет прислала мне письмо с вопросом, не хочу ли я стать коммерческим автором.
Я ответила, что хочу, но позже, осенью (дело было летом).
Во-первых, летом активность на сайте меньше (и все, кто мог позволить, старались открывать подписки со второй недели сентября).
Во-вторых, я была изрядно измотана, поскольку не привыкла к "впроцессникам". Чтоб не терять интерес читателей, надо было выкладывать проды 5-6 раз в неделю, для меня это оказалось трудно. Работа занимала 10-12 часов в день.
Встав в шесть утра, я писала новую главу - примерно до шести вечера, потом отправляла текст редактору, мы его обсуждали, вносили правки и в 0.00 я публиковала текст на портале. Чувствовала я себя к тому времени так, будто весь день разгружала тяжелые мешки.
Я почти забросила себя, семью и детей. Хорошо, что семья понимала и поддерживала.
В то время я не жила, а существовала, словно зависнув между двух миров. Что происходит в реальном мире, осознавала с трудом. Могла с удивлением обнаружить себя в магазине и не помнить, как я туда пришла и зачем.
В общем, веселуха еще та. Администрации портала я этого, конечно, не объяснила - они никогда не любили "слабаков", но какую-то отговорку придумала. Мне ответили -
хорошо, тогда обращайтесь за помощью, если она понадобится.
Я стала писать книгу на подписку (без публикации на портале), хотя уже тогда знала, что так поступать нельзя. Успешные КА не должны делать перерывов, все книги надо публиковать «внахлест». И вообще, на ЛН нужно постоянно "бежать", чтобы просто оставаться на месте. Я надеялась, что смогу этому научиться, ведь некоторые авторы говорили, что это не очень сложно, просто необходим навык.
Вообще, со временем я узнала, что многие люди (особенно авторы портала «Автор.Тудей», с которым у «Литнет» был конфликт, из-за чего авторам ЛН запрещалось публиковаться на АТ) называли требования портала «кабальными», руководство - абьюзерским, а нас - тупыми курицами рабынями абьюзера со стокгольмском синдромом.
На мой взгляд, это не так.
Мне самой на "Литнет" далеко не всё нравилось, но справедливости ради хочу заметить, что на портале никто никого насильно не держал и "пахать" не заставлял. Да, если ты не открывал подписку каждые полгода, то терял коммерческий статус. Именно необходимость бесконечного "бега" многих угнетала, но тут возникает вопрос - что мешало в таком случае перестать писать книги или (вспомнив поговорку про чужой монастырь) уйти на другие порталы, где не было подобных требований?
Может, не уходили потому, что там и доходов высоких не было? Или дело не только в доходах, а том, что на "Литнет" авторам форматных жанров можно было получить столько читательского внимания, сколько в других местах и не снилось?
Да, для получения шести- и восьмизначных сумм надо было работать едва ли не круглосуточно, и не каждый так умел, ведь у всех разные способности. На "Литнет" были авторы (знаю минимум десять человек), которые писали по несколько книг одновременно, вот для таких Литнет, как мне кажется, являлся идеальным местом работы.
Привожу один из ярких примеров (скрины из общего доступа - публичных блогов "Литнет"):
У некоторых КА было по 2-3 аккаунта и по 2-5 параллельных подписок.
А другие с трудом "тянули" на одном аккаунте две книги в год. И кто в этом виноват?
Другой вопрос, что руководство портала часто подчеркивало ценность именно первой категории авторов, но с точки зрения бизнеса (а "Литнет" все-таки задумывался как проект коммерческий, а не благотворительный), это и понятно.
Я отношусь к «улиткам» и «тугодумам», поэтому сразу поняла, что топом на «Литнет» не стану, но стать «обычным» КА, даже ниже середнячка, меня тоже вполне устраивало. Главное, чтоб все проходило тихо, спокойно и без нервов. Однако тут меня ждали открытия.
5. "Открытия" и первая подписка.
Я написала половину второй книги на подписку и вдруг увидела объявление о писательском марафоне. Решила там поучаствовать. Меня добавили в чат марафона, а через месяц предложили вступить в некий "авторский чат поддержки".
Сейчас смешно, какой я была наивной. Я и правда тогда не понимала, о чем речь. Но вот меня добавили в тот чат, и перед глазами открылся "дивный новый мир". Точнее, целых два мира, и трудно сказать, какой из них шокировал больше.
1). Как "оказалось", изнанка самиздата - это сотни (если не тысячи) чатов, в которых сидят почти все авторы всех литературных порталов. Есть чаты по 50-100 человек, а есть и по 500-700. Когда автор начинает публикацию на каком-либо портале, он кидает в чат ссылку на новинку с изложением того, какая помощь ему нужна: поставить лайк, написать комментарии, полистать последнюю проду и т.д. Если надо всё вместе, тогда пишут
"отлюбите по полной программе"
Другие авторы оказывают нужную "помощь" и говорят, что им надо взамен. Это называется "дружеской поддержкой", но по сути - банальная накрутка.
Кроме "поддержки", в чатах кипит очень бурная жизнь - бесконечные сплетни, скандалы и интриги.
2). Кроме чатов, существовала группа Вконтакте - "Тихо в лесу". И от того, что там творилось, я окончательно потеряла веру в человечество.
Известный факт: у сайта Айрекомменд тоже есть свои группы ВК. Когда я начинала писать здесь отзывы, то заходила туда несколько раз, видела склоки и ядовитые посты, но могу сказать совершенно определенно: это даже близко не сравнится с тем, что я видела в ТВЛ.
Потому что "ставки", как вы уже поняли, гораздо выше. Когда на кону миллионы, скандалы тоже масштабнее.
Уж не знаю, почему, но до того момента я считала, что большинство авторов книг - люди закрытые и более-менее интеллигентные.
О, еще никогда я так не ошибалась! И нигде до этого не видела столько оскорблений, мата и попыток любыми способами устранить тех, кто занимает "чужой" виджет или "чужое" место в рейтинге.
Самое невинное - некоторые авторы специально покупали "ботов" - но не для себя, а для конкурентов. Когда "ботоловка" "Литнета" вычисляла "накрутку", книга конкурента падала в рейтинге. За первые места в популярных жанрах шли бешеные "битвы", а вокруг топов всегда плелись немыслимые интриги.
Понаблюдав за происходящим, я приняла решение держаться от всего этого подальше. Быть тихой и незаметной, никого не просить о "помощи" (даже администрацию портала), а продвигаться своими средствами.
И очень быстро я поняла, что чаты "поддержки" - путь в никуда. Меня удивляют авторы, которые сидят там годами, но до сих пор не поняли, как всё устроено. Им
кажется, что благодаря чатам рано или поздно можно стать успешным автором.
Но это не так.
От накруток книги если и "взлетали", то на "заре" Литнета, лет 7 назад, когда туда-сюда "гоняли" платные награды.
А позже систему рейтинга поменяли, и позиция книги в жанре зависела уже не от лайков и библиотек, а от регулярных прочтений проды. Предположим, вы накрутите 100-200 лайков, но для "Литнет" это вообще ни о чем. Успешные показатели книги - от 10000 лайков, но главное для рейтинга - тысячи стабильных прочтений каждой выложенной проды.
Такое могли обеспечить только реальные читатели, которых на Литнет было предостаточно (по статистике, сайт посещали десятки миллионов человек в месяц). Если книга отвечала запросам аудитории, читатели могли вознести ее до небес (не только приобретая книги - они также дарили награды, создавали арты, сочиняли стихи по мотивам книги и т.д. - в общем, устраивали такую "движуху", которую никакие "боты" обеспечить никогда не смогут).
И все это читатели делали без всякого принуждения - просто потому, что им "зашло". Но те авторы, у которых никогда не было миллионов прочтений и 10000-20000 комментариев под книгой, конечно, уверены, что "все это накручено".
Нет, не накручено. Однако и не с неба упало. На "пустом месте" книги, конечно, сейчас не "взлетают". Если честно, я долго не могла смириться с этой мыслью - и после года пребывания на Литнет мне всё казалось: если книга интересная, ее по-любому заметят.
Но когда я узнала, что даже топы с десятками тысяч подписчиков могли "вливать" в рекламу одной книги 100 000 - 500 000 рублей, поняла, какое большое значение играет правильная раскрутка.
6. Немного о продвижении.
О рекламе и раскрутке хорошо бы написать отдельный отзыв, но сейчас хочу сказать о том, что на "Литнет" процветало "читерство", и авторы постоянно придумывали 1000 и 1 хитро...мудрый способ попасть в виджеты.
Например, когда ввели "стартовый" запрет для текстов 18+ (книги с таким рейтингом перестали попадать на старте на главную), некоторые авторы придумали не ставить плашку 18+ в начале публикации, а лепить ее, уже отстояв на главной. Конечно, администрация со временем стала за такое наказывать (и за другое "читерство" тоже, но тут прошу не путать читерство с накрутками).
Из честных способов продвижения был обмен блогами и реками (рекомендациями) - так называемое "переопыление".
Под каждой книгой имелась кнопка "Наградить". Автор мог за 5 руб. посоветовать любую книгу коллеги своим подписчикам. У читателей тоже была такая кнопка, но они могли посылать не реки, а деньги.
Существовали чаты, где авторы с более-менее одинаковым количеством подписчиков договаривались об обмене и на старте давали друг другу реки и делали блоги (иногда - по 40-50 штук за пару дней).
Однако мне такие способы продвижения не подходили, поэтому я стала просто заказывать таргет. Пользовалась им регулярно, хотя тратила небольшие (по меркам "Литнета") суммы: 500-1000 руб. в день. У меня есть скрины с примерами настройки таргета и потраченными суммами, но для их размещения, наверное, надо писать отзыв конкретно о таргете ВК.
Со временем "Литнет" ввел программу, которая покрывала часть доходов от рекламы (если работаешь с рекомендованными таргетологами), этой программой я тоже пользовалась.
В общем, таргет помог мне открыть как первую подписку, так и последующие подписки. Также я давала рекламу в разные группы ВК, платные и бесплатные.
Однако должна сказать честно - таргет все же не панацея. Если его хорошо настроить, он может здорово помочь продажам. Но бывали случаи, когда деньги скручивали в ноль или в минус.
Таргетологи, которые работают с "Литнет" и другими сайтами, всем КА известны (и в этой сфере, между прочим, тоже крутятся немалые деньги и порой возникают нешуточные публичные "разборки").
7. Почему я решила приостановить деятельность на сайте?
За пару лет я открыла на "Литнет" несколько подписок и написала еще одну бесплатную книгу. Всё это время на портале происходили разные изменения.
Меня они, в принципе, не особо волновали, однако тенденция администрации сначала что-то сделать, а потом поставить всех перед фактом (и наказать) стала тревожить. Беспокойство вызывало и то, что коммерческих авторов становилось все больше. Многие из них начали открывать новые аккаунты и применять там все свои "знания".
Читатели удивлялись - надо же, новичок, а как хорошо пишет! И уже 10000 библиотек на старте!
Так вот, это были ни фига не новички. Авторы постоянно заводили новые акки для новых жанров (например, разделяя СЛР и фэнтези) или новых направлений деятельности (например, на одном акке человек писал "ми-ми-ми" про школьников, на другом - абьюз про девственниц, похищенных бандитами). Конкуренция становилась все агрессивнее, стоимость рекламы росла, в виджеты стало пробиваться все труднее ("битвы" за них стали все грязнее).
После некоторых событий я приняла решение приостановить свою деятельность на портале. Не уйти, а просто не открывать новые подписки и наблюдать за происходящим.
Почему?
Во-первых, я так много работала, что угробила свое здоровье. Когда писала книги, то почти выпадала из реальности. Могла умыться средством для мытья посуды, могла за двое суток поесть 1-2 раза, из-за чего стала весить менее 40 кг. Обострился артрит и тревожное расстройство.
Про то, что уделяла мало внимания семье, вообще стоит промолчать.
Знаете, когда-то я прочла в "Тихо" пост топового автора - мол, она зарабатывает миллионы и носит при этом дырявые трусы. Все тогда смеялись. Не верили. Но потом я поняла того автора. Дело в том, что работа КА порой похожа на тяжелую форму зависимости от запрещенных веществ.
Ты полностью погружаешься в выдуманный мир, выкладываешь проду и получаешь положительные отклики - это своеобразная "эмоциональная игла". Ощущения, когда несколько тысяч человек ежедневно ждут твой текст, ни с чем не сравнить. Но и эти ощущения со временем притупляются. Хочется всё больше эмоций, а реальный мир интересует все меньше. И новые трусы не покупаешь не потому, что не можешь, а потому, что тебе становится безразлично всё, что не касается твоих книг.
Знаете, мне нравилось писать отзывы на Айреке, но когда я начала работать КА, стала делать здесь перерывы по 4-6 месяцев. Причем я понимала, что хорошо бы разблокировать аккаунт, ведь на этот доход я могла купить хотя бы пару обложек, но порой по полгода не могла выдавить ни единого слова для отзыва.
А когда все-таки что-нибудь выдавливала, это был позорный позор.
Вам может показаться, что я преувеличиваю насчет трудностей данной деятельности, но недавно в одной из (открытых) писательских групп появился еще один пост от автора на эту тему:
Как видите, этот труд не такой и простой. И я долго "отмахивалась" от правды, не хотела объективно оценивать свое состояние. Но администрация Литнет помогла расставить приоритеты.
Тут надо сказать, что поведение админов сайта уже обросло легендами - считалось, что из всех литературных порталов администрация ЛН самая неадекватная. Справедливости ради хочу заметить, что меня они никогда не трогали, не "гнобили", не "резали" рейтинг, не затягивали с открытием подписок. Но я знала, что такое бывает - особенно если вести себя с ними дерзко, начинать "качать права" или уж очень нагло заниматься читерством.
Вообще, даже "тихие" авторы порой вздрагивали, получая письмо от администрации. И вот однажды мне прислали письмо с советами по продвижению. Мол, таргет это, конечно, хорошо, но рекомендуем вам также обратиться к топовым авторам за реками. И меня после этого письма прям переклинило, потому как я понимала - последовать этому совету я не смогу. Ну просто не в моем характере выпрашивать что-то у незнакомых людей (которым я к тому же не могу дать взамен ничего равноценного).
Но если ответить так админам, они обидятся. Поэтому я написала, что обязательно обращусь.
А потом у меня случился нервный срыв. После чего наступила апатия - я смотрела на комментарии и понимала, что мне совершенно безразлично всё - и любые похвалы, и любые оскорбления (может, это произошло еще и потому, что я в очередной раз забеременела). В общем, я осознала, что мне нужна пауза.
Я завершила подписку и не стала открывать новую. Решила попытаться привести в порядок нервную систему, попутно наблюдая за происходящим на сайте.
Конечно, тогда никто и предположить не мог, какой там начнется треш.
Сначала появились странные нововведения, от которых авторов бомбило все больше. Например, запрет на рекламу книг других авторов (что долгое время являлось одним из инструментов продвижения). Причем авторов начали банить за такие блоги без предупреждения. Еще появились анонимные оценки под каждой главой - данное нововведение было подано как "помощь автору", но на деле являлось лишь "раздольем" для хейтеров и инструментом для сведения счетов.
Ну а потом вообще грянул "гром".
8. Скандал на Литнет.
Если кто не в курсе, руководство портала - с Украины. И после начала сами-знаете-чего один из совладельцев выступил с заявлением, которое в итоге привело к самому грандиозному скандалу на рынке самиздата за все время его существования и к переделу этого рынка.
Я полностью осознаю - то, что напишу ниже, многим не понравится, потому как я хочу рассказать об этом событии максимально объективно, отключив эмоции и опираясь лишь на факты. А без эмоций данное происшествие большинству людей воспринимать трудно.
Итак, что тогда произошло?
(Со)владелец холдинга заявил, что помогает "своим", и это стало трактоваться так:
доход с продажи книг Литнета идет на оружие.
После чего авторы и читатели побежали с ЛН на другие сайты.
Честно, не хочется кого-то обижать, но у меня создалось впечатление, что многие люди даже не попытались разобраться в ситуации.
А разобраться стоило, и сейчас я объясню, как обстояли дела на самом деле, только сначала скажу пару слов об этом самом (со)владельце.
Дело в том, что он, мягко говоря, фигура неоднозначная. А если говорить не мягко - тролль высочайшего уровня. Всегда таким был. Настоящий властный герой из литнетовских романов.
Иногда он общался с авторами в чате Телеграма, и я никогда не видела, чтоб общался нормально. Уж не знаю, почему, но мне всегда казалось, что он стыдится своей деятельности, что она ему в тягость, потому и разговаривает с авторами пренебрежительно или жестко их троллит.
Любого топа он мог прилюдно щелкнуть по носу и выкинуть из чата. И политические взгляды никогда не скрывал, просто раньше (много лет) они почему-то никого не беспокоили.
И вот теперь давайте разбираться в ситуации. Потому что дьявол, как известно, в деталях.
Во-первых, то заявление было опубликовано не на сайте Литнет, а на украинском портале Букнет. И касалось оно деятельности Букнета, а не Литнета.
Мне вообще кажется, что (со)владелец опубликовал его там в качестве оправдания - ведь, как ни крути, а 6,5 лет с каждой проданной книги на территории РФ собственники холдинга платили в бюджет РФ 20% налогов. Эти деньги могли идти куда угодно. И российские авторы тоже платили налоги с дохода в бюджет РФ - в совокупности получалась такая сумма, которая никакому Букнету не снилась. Не исключено, что этот человек "помог" РФ больше, чем своей стране, что и стало причиной такого заявления.
Во-вторых: все-таки слово "оружие" (если уж начинать придираться к словам) даже на украинском сайте не фигурировало. А слово "помогать" можно трактовать как угодно. Например, покупка лекарств (для кого бы то ни было) - это тоже помощь.
В-третьих, точно неизвестно, правду он вообще написал или нет.
Если считаете, что я не права в своих рассуждениях, задайте себе вопрос: почему на территории РФ заблокировали немало сайтов, а Литнет и пальцем не тронули, хотя после того заявления в прокуратуру и Роскомнадзор поступили десятки жалоб?
Наверное, потому и не заблокировали, что никакой "крамолы" в деятельности Литнет не нашли (я видела скрины ответов из "контролирующих органов", что проверку проводили).
Правда, это не отменяет того, что в Самиздате начался апокалипсис.
(Со)владелец продолжил троллинг. Например, публиковал посты о том, что раньше авторы работали "за похлебку" и только благодаря ему стали зарабатывать, о чем он теперь жалеет.
Одна из топовых авторов ЛН решила с коллегами создать свой портал - как Литнет, только российский. Её "обвинили" в том, что она обманывает читателей и создает его с владельцем Литнета.
Группе "Тихо в лесу" из-за особо громкого скандала пригрозили судом, после чего она закрылась. Образовались три новые группы, между ними тоже начались разборки. Между порталами скандалы не начались, а продолжились.
Авторы поливали грязью друг друга и Литнет, а затем и новые сайты, на которые они ушли. Проводили многочисленные "расследования", подозревая всех вокруг в различных "преступлениях".
Все это настолько неприятно, что даже не хочется становиться на чью-то сторону.
Но скажу так - да, администрация ЛН поступила жестко, введя оплату в евро и убрав определенный функционал. Однако некоторые претензии к ним были не вполне обоснованы.
Например, писали, что у читателей исчезли платные книги из библиотек. На самом деле, в 99% случаев это был просто глюк приложения. Если люди заходили в аккаунт напрямую с сайта, книги были на месте.
Я ведь не только автор, но и читатель, у меня были куплены десятки книг на ЛН, и ни одна из них не исчезла. У моих знакомых (я спрашивала) - тоже всё осталось на месте.
А что касается сноса аккаунтов - ну... чтоб снесли аккаунт, надо было очень сильно "постараться". И на пустом месте, уж извините, акк не сносили. Одна автор выкладывала в открытом доступе письмо, которое она написала администрации - с кучей оскорблений в их адрес. И вот даже после этого ее аккаунт не снесли.
Вообще, на тему того, что происходило на Литнет с марта, можно писать бесконечно. Но я не стану. Ситуация сложная. Кого в ней действительно жаль, так это читателей, хотя далеко не все читатели вели себя на ЛН достойно.
Впрочем, о читателях и их отношениях с авторами хочется сказать отдельно.
9. О читателях портала.
Знаете, я видела, как в чатах некоторые авторы называли читательниц ЛН "читаками" и отзывались о них очень пренебрежительно.
А еще ходили слухи, что некая группа топовых авторов, решив постебаться над глупостью целевой аудитории, выпустила книгу о беременности от полотенца, которую многие восприняли всерьез (книга имела успех, вышла в топ и до сих пор будоражит читательско-писательские умы).
Я не знаю, являлся ли культовый "полотенчик" стебом или нет, но все же без скандала тогда тоже не обошлось, и автору (или группе авторов) пришлось сменить название книги и имя героини (изначально были намеки на библейские мотивы).
Выскажу свое мнение: я не считаю считаю допустимым издеваться над читателями, как бы ужасно они себя не вели.
Но уважать всех-всех-всех я тоже не могу. На "Литнет" есть чудесные люди - интеллигентные, культурные, спокойные. Но есть и невероятные хамы.
Я видела, как авторам пишут под книгами такие вещи, от которых волосы на голове начинают шевелится. Самое интересное, что скандалят не только с коммерческими авторами, "посмевшими" открыть подписку, но и с теми, кто пишет бесплатно, для души.
И скандалят часто на пустом месте. Например, по-хамски указывают на ошибку, которая ошибкой не является или называют "ленивой ж***" автора, который пишет совершенно бесплатно и выкладывает проды ежедневно (в то время как по правилам портала даже коммерческий автор имеет право выложить проду раз в месяц). Ну или вот, как вам такое обращение к автору?
Открытие подписки - отдельная песня.
Тут обязательно начинаются истерики (зачастую - с капсом и трехэтажным матом), - КАРАУЛ, ОБМАНУЛИ - обещали книгу бесплатно, а теперь "требуют" 89 или 99 руб. Однако должна заметить, что такие претензии не совсем справедливы.
В начале публикации под любой книгой на Литнет всегда появлялась пометка "бесплатно". Но это не означало, что книга будет бесплатной навечно. По правилам портала (в которые, как я поняла, многие читатели даже не заглядывали при регистрации) практически любая бесплатная книга могла в дальнейшем стать платной.
Но проблема в том, что большинство авторов не знало, будет ли книга платной (смогут ли они открыть подписку на новую книгу или открыть продажи после подписки) - окончательное решение на этот счет всегда оставалось за руководством.
Автор мог написать в аннотации, что подписка будет, а ее не открывали - и в итоге терялись и платная, и бесплатная аудитории.
Вообще, каждая новая подписка у авторов была (по ощущениям) как прыжок с парашютом, который долго не открывается, и неизвестно, откроется или нет.
Даже наличие десятков тысяч подписчиков не гарантировало ничего, особенно если ты пытался хоть немного уйти в сторону от того, к чему привыкли твои читатели. Знаю автора, чья книга месяц висела на первом месте топа и имела огромный успех (современный любовный роман), а потом автор стала писать фэнтези, не смогла открыть подписку и ушла на другой портал.
Но возвращаемся к возмущениям. Почему-то многим читателям кажется, что написание книги - развлечение. Сидишь себе вечерком, попиваешь вино и левой пяткой стучишь по клавиатуре. Однако это не так, и выше я писала, чем иногда приходится расплачиваться за этот труд.
Написать историю, которую будут покупать - вещь непростая (вы ведь понимаете, что книга - не предмет первой необходимости и ЗАСТАВИТЬ купить книгу невозможно). Коммерческая книга требует немалых затрат - и времени, и денег. Обложки, арты, буктрейлеры, редактор, реклама - на все это даже у меня уходили шестизначные суммы.
Однако многие этого не понимают.
На популярных книгах при открытии подписок начинались скандалы с такими оскорблениями, что мне становилось не по себе даже если это была не моя подписка. Авторов обзывали хапугами, жуликами, мошенниками, говорили, что таких нужно прилюдно высечь и т.д.
Поэтому, когда я вижу под книгой хама, который устраивает истерику с трехэтажным матом, требуя писать бесплатно, я такого читателя уважать никак не могу.
Приведу примеры "мягких" комментов - хотя бы без мата:
Еще иногда пишут что-то вроде:
я вообще-то многодетная мама, поэтому вы должны дать мне книги бесплатно
В этом случае очень хочется сообщить, что я, на минуточку, тоже многодетная мама. И вот вместо того, чтобы проводить время с детьми - хотя бы посмотреть с ними вечером сериал, я работаю. Но разве это кого-то волнует?
Однако самое интересное вот что: если вдруг коммерческий автор все же решает написать бесплатную историю, ему выкатывают такие претензии, как будто книга платная. Почему-то многие считают, что поговорка про дареного коня к книгам никак не относится.
Вот и спрашивается - какой смысл писать бесплатно?
Правильно, никакого.
Кроме того, одна из основных иллюзий, в которой пребывают многие читатели: "каждому автору нужна критика". При этом большинство понятия не имеет, что такое критика. Под критикой они подразумевают свое мнение о том, как должен развиваться сюжет. У авторов даже есть веселая табличка про "расшифровку" критических отзывов:
(Если кто не понял, здесь замазаны слова, обозначающие любовный акт).
В общем, как правильно заметила одна читательница (не моя):
Вот реально - под популярной книгой книгой могут быть сотни "указаний", как автору надо развивать сюжет. Но дело в том, что зачастую читатели хотят прямо противоположного. При этом каждый считает свое мнение самым ценным и отказывается понимать, что абсолютно всем угодить нельзя. Таким читателям хочется посоветовать писать свои книги - где все будет именно так, как они захотят.
Конечно, выгораживать авторов я тоже не хочу. Бывали моменты, когда и они вели себя не очень культурно.
Эта автор потом снесла все книги, но тут надо понимать, что она писала их совершенно бесплатно, а претензии получала такие, будто продавала за миллионы (хотя это в любом случае не оправдывает хамство ни с чьей стороны).
Однако возвращаемся к главному - новости о смене руководства портала.
10. Смена руководства "Литнет".
1 июня на сайте появилось объявление, что у ЛН теперь новый русский владелец, в связи с чем возвращается оплата рублями.
Чуть ниже было обращение бывшего владельца (как обычно - с троллингом), но потом этот блог снесли, а на следующий день появился новый:
Ясное дело, что со сменой руководства начался новый виток скандалов и "расследований". Ну, это и понятно, ведь руководство других сайтов не заинтересовано, чтоб Литнет "восстал".
А еще любопытно, что некоторые авторы, поливавшие Литнет грязью, уже 1 и 2 июня стартанули там с новыми книгами. Спрашивается - зачем возвращаться, если портал был такой плохой? Или все же дело не в портале?
В общем, Самиздат продолжает "штормить".
А я тем временем потеряла коммерческий статус на ЛН, поскольку полгода не открывала подписки. Если вернусь, надо начинать заново.
Наверное, Литнет теперь изменится, хотя скандалы и интриги вряд ли исчезнут - они есть даже на маленьких сайтах.
Но каким будет "обновленная версия" и сможет ли сайт вернуть "былую славу", не знает никто.
_________
Чувствую, что пора завершать отзыв и ставить оценку ЛН.
Наверное, вы думаете - после того, что я тут понаписала, поставлю единицу.
Но я не могу поставить единицу. И даже тройку поставить не могу. Дело в том, что я описываю личный опыт, а объективно администрация портала всегда общалась со мной культурно, поддерживала мои книги бесплатной рекламой (хотя я об этом даже не просила) и всегда вовремя выплачивала роялти.
Литнет, когда я там работала, не только давал реальную возможность зарабатывать, но и подарил бесценный жизненный опыт. А еще я познакомилась с чудесными людьми - авторами и читателями. Для меня это многое значит, а потому низкой оценки не будет. Ставлю четыре.
__________
Хочется верить, что отзыв оказался для вас полезным. Изначально он был длиннее раза в два, но многое пришлось сократить. Кроме того, пришлось убрать некоторые скрины, по которым (теоретически) можно вычислить мой аккаунт, ведь не хочется, чтоб меня потом "полоскали" по всем писательским группам. Конечно, ссылки на мой профиль ЛН тоже просить не надо - я их не пришлю даже в личку.
Напоследок хочу (уже как читатель) отметить книги, которые мне понравились на Литнет. Это не реклама, я с этими авторами даже не дружу и не в курсе, остались ли они на сайте. Но знаю, что многие книги были потом изданы.
Молодежная и подростковая проза.
1. Рита Навьер "Эм + Эш".
2. Ида Мартин "Все зеленое".
3. Ида Мартин "Твой последний шазам".
4. Катрин Исаева "Первая люболь".
5. Янина Логвин "Ботаники не сдаются".
СЛР.
1. Кира Козинаки "Горькие травы".
2. Ашира Хаан "Напиши обо мне... Роман".
3. Анастасия Славина "Сто и одна ночь".
4. Анастасия Славина "Подглядывающая".
5. Алиса Евстигнеева "Я. Ты. Мы. Они".
Ну и еще. Из прекрасного. В одной из открытых писательских групп как-то опубликовали такое:
Не могу удержаться и не прокомментировать этот крик души, поскольку в данном посте выражено главное заблуждение всех неформатных авторов. Оно состоит в том, что любая книга будет иметь успех, если ее разрекламировать.
Но - нет. Это так не работает.
Если на каком-то портале нет вашей целевой аудитории, то хоть обрекламируйся, а толку не будет. Очень яркий пример - приход на Литнет Д. Глуховского.
Думаете, его книгу там не рекламировали? Еще как рекламировали, и ставили во многие виджеты. Итог - около 600 лайков за много месяцев.
В то время как у книги "Опасный босс" - 42556 лайков, а ведь это была первая книга данного автора, не сравнить с известностью Глуховского.
Поэтому, выбирая место для размещения своих книг, всегда помните про ЦА, и тогда вам будет не так обидно. И вы не навлечете недовольство других авторов:
Всего хорошего и успехов в творчестве!
Спасибо всем, кто все-таки дочитал отзыв! Вы - герои!
P.S. Уже после того, как был опубликован этот отзыв, прошел эфир с новым владельцем портала, а затем на Литнет вышел вот такой блог.
Как видим, сайт заинтересован в возвращении авторов и много чего им обещает. Но, судя по настроениям в авторских группах, некоторых по-прежнему одолевают сомнения.
Обновление 29.07.2022
Сейчас новости такие: "Литнет" вернул мне коммерческий статус без всяких заморочек. Впрочем, не только мне - для новичков вроде как отменены требования РЧ и подписчиков, но "есть нюанс" (с).
Кнопка позеленела у многих авторов (уточнение: когда в личном кабинете синяя кнопка становится зеленой, это означает, что вы можете подать документы на коммерческий статус. После оформления документов кнопка становится серой), однако (пока?) подписки открывают не всем желающим. Тем, кого читают мало, иногда отвечают, что недостаточно РЧ для подписки. Потом могут написать, что это глюк и подписку все же открыть. Или не открыть.
Что касается выплат - после недавнего скандала с "Литрес" я пришла в чат "Литреса". Там сидят многие топовые авторы. И обсуждают в том числе и "Литнет". Пишут разное - кому-то деньги полностью выплатили, кому-то - за несколько месяцев задерживают. Но такого, чтоб выплатили абсолютно всем, пока нет, и некоторых авторов это разочаровывает.
____________
Написала отдельный отзыв о продвижении книг Вконтакте
А отзыв о сайте "Литрес" и заработках там можете прочитать здесь