Я очень люблю Эрмитаж. Самый известный, главный музей моего города невозможно "выучить наизусть" за одну жизнь. Родной и знакомый с раннего детства, кажется - каждую картину знаешь, статую, каждую камею, но в то же время - каждый раз разный и новый, и залы за поворотами открываются неожиданные и незнакомые. Не говоря уже о временных выставках.
Не Эрмитажем единым, конечно, поэтому не могу сказать, что посещала его часто - обычно, пару раз в год, но год минувший оказался во многом новым, и здесь получился почти личный рекорд - в Зимнем Дворце за эти месяцы я была более 10 раз (ещё чаще тоже было, но уже довольно давно). В отсутствии других стран и ограничении театров все внимание сейчас перешло музеям и выставкам. Тем более, при действующих правилах посещаемости и без толп иностранных туристов, они приобрели особенную прелесть.
В этом отзыве расскажу об одной из весенних временных выставок, что сейчас привлекает повышенный интерес:
Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier
Место - Эрмитаж, Пикетный зал
Цена билета - 500 руб в рамках посещении музея, 300 руб - отдельно.
Даты проведения: 21.02.2021 - 18.04.2021
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
Небольшой зал на месте слияния 1 и 2 маршрутов (действующие правила на текущее время позволяют перемещение только по ограниченным направлениям). Я люблю маршрут номер 2, начинающийся от Церковной лестницы, поэтому прихожу сюда уже в середине пути (из первого - от лестницы Иорданской - попадёте почти сразу), плюс выставка доступна отдельно, утром и вечером, без посещения всего дворцового комплекса.
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
Интересный двойной формат:
При поддержке знаменитой ювелирной компании были отреставрированы пять предметов из сокровищницы Эрмитажа, они и являются центрами выставки, её "вершинами".
В зале - 5 расположенных полукругом двойных витрин, по одной на каждый из возрожденных объектов, где они находятся в окружении предметов из коллекции Cartier. В основном это творения второй половины 19-го века и первой половины века 20-го, но есть и несколько относительно новых.
35 предметов из исторической Cartier Collection – собственного собрания марки
– украшения и часы, подобранные по общности материала, стиля или техники
Первый же объект и его окружение притягивает прозрачной, воздушностью и хрупкостью хрусталя и стекла:
Уникальная хрустальная лампа Х века
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
возможно, единственная сохранившаясяв мире, создана арабскими мастерами и украшенная позже итальянскими ювелирами эпохи Возрождения
И тут же появляется недовольство двойными витринами, сквозь которые видны посетители, стоящие напротив. Такой формат с одной стороны позволяет рассмотреть экспонат со всех ракурсов, но с другой - неудобен для восприятия. Предметы хочется рассматривать на фоне хотя бы исторических стен, а не других людей.
Лампу окружают часы на подставках и подвеска с одной стороны:
Платина, золото, сапфиры и бриллианты, ок. 1912 г
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
И невероятное воздушное ювелирное чудо, рядом с еще одними часами и "Русским портсигаром" из хрусталя с драгоценными камнями - с другой:
Воздушный бантик, переливающийся в грамотной подсветке. Фото, к сожалению, всю тонкую работу и невероятную нежность и красоту не передает...
Окружают украшения дома Cartier c восточными мотивами - брошь, сережки, колье с белым нефритом.
В изготовлении колье использовалась техника кундан – тот же способ крепления камней, что и при создании эрмитажного ароматника
Вид с противоположной стороны:
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
Несессер, индийские броши и яркий крупный браслет с забавным названием "Тутти Фрутти":
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
Платина, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, черная эмаль. Спецзаказ 1928 г
Это настоящие камни. Не выращенные, не синтетические. Обработанные по старым технологиям руками ювелиров, старинные огранки.
В век ярких кристаллов они могут показать потускневшими и простыми, но только на беглый поверхностный взгляд. Взгляд второй - не оторвать! Энергия от них идёт особенная.
Самый сказочный экспонат:
Ларец Ядвиги Ягеллонки XVI века
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
уникальный предмет, созданный в Нюрнберге, важный для истории развития европейского ювелирного дела
Кажется, это тот самый сказочный сундук, о которых мы все читали в детстве в сказках, полный сокровищ! Он и сам сокровище, рассматривать можно очень долго, каждый узор, каждый камушек, каждую подвеску:
В оформлении ларца использованы разнообразные ювелирные техники; каждая из накладок, украшающих ларец, неповторима и украшена драгоценными камнями, различными по художественному достоинству и способам обработки
С одной стороны его окружают подвеска-крест, изумрудное колечко и броши:
С другой - несессер, еще одно кольцо, подвески, камея:
И роскошный ювелирный гарнитур с гребнем в том же стиле - с другой:
Кажется вполне "современным", но ему уже больше полутора веков.
Cartier, Париж, ок. 1850 г. Золото, аметисты овальной и грушевидной формы
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
В зале много охраны, по понятным причинам, не только Эрмитажной.
Рядом с каждой витриной на стене подробное описание экспонатов на русском и английском, история появления в России, материалы, года создания. Стены "металлизированные", поэтому читается вроде и четко, но не под каждым углом и не на расстоянии, надо подходить совсем близко:
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
В центре ограниченного полукругами пространства есть диванчики, сидя на которых можно посмотреть фильм об истории реставрации шедевров из коллекции Эрмитажа и украшениях ювелирного дома Картье:
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
Это все очень красиво, невероятно красиво, завораживающе, хотя и не неожиданно - невольно вспоминались и бриллиантовая кладовая, и творения мастерских Фаберже...
Есть вопросы к организаторам. Не очень понравилось оформление - двойные витрины, когда, рассматривая предметы, видишь людей с противоположной стороны, местами - отражение подсветки и фильма.
Маленький зал - для временных выставок у Эрмитажа достаточно более удобных помещений. Впрочем, возможно это были условия второй стороны.
Не очень хорошо читаемый металлизированный шрифт на стенах витрин.
Но я придираюсь. В любом случае, это было интересно и ново - сам формат выставки, а вклад известной ювелирной компании в сохранение и возрождение шедевров эрмитажной коллекции - бесценен.
Выставка Cartier и шедевры Эрмитажа
Cartier - не мой ювелирный дом, и их работами - нынешними и прошлыми - почти не интересовалась, но увидеть, помимо возрожденных шедевров мастеров далекого прошлого, уникальные украшения из настоящих камней, созданные, носимые когда-то, любимые их хозяевами, тоже уже с почти вековой историей - это было особенно.
И пусть это не та выставка, на которой я задерживалась в последующие посещения Эрмитажа этой весной (если Бантик не считать)), но единожды увидеть точно стоит.
Несколько раз обойдя все витрины можно идти дальше - и к более родному и привычному глазам ювелиру императорского дома, и в любимые залы воинской славы, к часам-павлину, в лоджии Рафаэля, к Тициану и фламандцам...
У каждого - Свой Эрмитаж!
Эрмитаж, продолжение экскурсии
Благодарю за внимание к отзыву!
Все фото сделаны мною лично, есть оригиналы и дубли. Съемка без вспышки разрешена, но очень неудобна
Спасибо! Думаю, отдельно ходят только ценители и организованные группы, мероприятия и.т.д. понимаю, когда выставки в Манеже Малого Эрмитажа идут отдельно, там большие помещения, совсем иной масштаб, а здесь одна комната и 5 витрин - в рамках всего Эрмитажа пройти можно, отдельно - странно.
Спасибо! Интересен сам формат. Отдельно и украшения выставляются, и тем более коллекции Эрмитажа, а вот так вместе, с историей реставрации, подобранные по технике и тематике - особенно.
Кажется, это тот самый сказочный сундук, о которых мы все читали в детстве в сказках, полный сокровищ!
Точно-точно)
Бантик тоже очень понравился, а я еще и горный хрусталь обожаю. Даже на фото удалось передать красоту украшений, камней. И я бы с удовольствием сходила на эту выставку)
конечно интересная выставка, что уж говорить) я однажды попала там на выставку кружева, и часов с кукушками...если не ошибаюсь) А в Эрмитаже мне больше всего запомнились лоджии Рафаэля я бы с радость еще посетила.
моя приятельница в Питере живет много лет, а в Эрмитаже была всего пару-тройку раз, на выставки там вообще не ходит...а мне всегда казалось жители-питербуржцы частые гости там, но видимо за рутиной будней время летит и не до музеев совершенно
Лоджии Рафаэля - одно из моих любимых мест Эрмитажа, каждый раз туда прихожу!!
Все зависит от людей) Я тоже знаю и приезжих, и коренных ленинградцев, кто в музеи и театры ходят раз в 10 лет. В моем личном мире это странно - вся семья, друзья, знакомые живут активной культурной жизнью, забежать в Эрмитаж или Фаберже на неделе после работы, театры, премьеры - обязательно. Меня так приучили с раннего детства. Время можно найти в любом ритме жизни - рутину будней мы выстраеваем сами. В выходной можно лежать перед ТВ, а можно сходить на выставку, съездить в пригород.
дааа,мне кажется никого не может оставить равнодушным)
конечно, согласна! конечно на часок-другой может и нет смысла заходить, невозможно оторваться потому что, столько неизведанного интересного там но в выходной вполне здорово, лучше чем дома сидеть. Зато после долгих хождений по залам и просвещения так хорошо потом спиться!
Скоро маленькая будет составлять компанию) в Эрмитаже и отдельные занятия с малышами есть, и просто ненадолго заходить, показывать, рассказывать можно будет начинать )
перечитала и пересмотрела 3 раза, до чего с душой написано) жаль что когда мы в питере были нам было не до эрмитажа, были с классом, с очень плотной программой и от музеев нас через несколько дней тошнило. сейчас бы я с таким удовольствием прогулялась по нему!
Спасибо большое! Я понимаю, когда ограниченное время, детская поездка, все быстро-быстро, и толком не проникнуться. Но однажды - обязательно получится!)
За Ваши отзывы администрация тех мест, о которых Вы рассказываете, чуть ли не должна по абонементу годовому давать . Так тонко и красиво написано, а еще и фотографии. Очень хочется в "Эрмитаж". Я в сознательном возрасте была в Петербурге только 3 раза по 2 недели и просто надышаться не могла городом. Еще повезло, что была в гостях у друзей семьи и мне их бабушка - коренная жительница Петербурга составляла очень продуманную программу, что увидеть и когда. Так хочется спокойно ходить по нему, без ощущения временных рамок. Хотя... Это уже зависит от внутреннего покоя, а не обстоятельств. Я в своем городе часто бегу. Приходится тормозить. Перечитывала Гранина "Блокадный Ленинград", после этого город стал еще острее восприниматься. Даже сейчас пишу и по коже мурашки.
Ох, спасибо большое!! От абонементов бы не отказалась, но там и без моих отзывов недостатка в посетителях нет)) Однажды Вы обязательно приедете для себя. Дышать, чувствовать, гулять. Говорить с городом и слушать его. Петербург умеет рассказывать и слышать! Спасибо за особенные о нем слова.
Это уже зависит от внутреннего покоя, а не обстоятельств. Я в своем городе часто бегу. Приходится тормозить.
Это наша жизнь - мы почти всегда бежим. Я тоже со временем поняла, что надо самой себя останавливать - для удовольствия и покоя, для того, что бы посмотреть вокруг, иначе может получится остановка принудительная. И тоже заметила, что восприятие нового города (или фильма, книги, спектакля) зависит, прежде всего, от внутреннего состояния и настроя, ожиданий и готовности воспринимать.