Я гарантирую, что вы видели эту историю раньше - хороший человек, который либо ненавидит насилие, либо отказался от него, вынужден взять в руки оружие, чтобы защитить невинных от злодея. Вы можете найти этот сюжет в таких вестернах, как "Человек, который застрелил Либерти Вэланса" (1962) и "Файеркрик" (1968), а также в таких разнообразных жанровых фильмах, как "Соучастник" (2004), "Смертный приговор" (2007) и "Рэмбо" (2008). Этот третий полнометражный фильм от сценариста / режиссера Айвана Каваны, снятый в Коннемаре (штат Орегон), является одним из самых мрачных последних фильмов, что использовали этот повествовательный шаблон. И действительно, в "Вечно молодой" почти нет сюрпризов - скорее всего, произойдет всё то, что вы думаете заранее. Однако на самом деле это не критика. Фильм носит свою предсказуемость как знак почета, и Кавана, очевидно, большой поклонник жестоких ревизионистских вестернов, таких как "Дикая банда" (1969) и "Костяной томагавк" (2015). Сценарий не получит никаких наград за оригинальность, но фильм был составлен с бесспорным мастерством. Фильм мрачный, суровый и полный отчаяния, и хотя он точно не блещет счастьем и справедливостью, и он не изменит вашу жизнь, но он все равно довольно приятный для просмотра.
В фильме много печальных и мрачных пейзажей
Орегон, 1849 год; городок Гарлоу - последняя остановка на Калифорнийском маршруте перед достижением Скалистых гор. Хотя номинально ответственным за жизнь в городе является шериф Паркер (Тим Ахерн), на самом деле Гарлоу управляется местным методистским проповедником Пайком (Дэнни Уэбб), который запретил алкоголь, азартные игры и проституцию в городе. Скромный городской гробовщик, ирландский иммигрант Патрик Тейт (Эмиль Хирш), не особенно заинтересован проповедями Пайка об адском пламени, но ради своей жены жены, французской иммигрантки Одри (Дебора Франсуа), он является частью его паствы. Живя на окраине города со своими двумя детьми, они планируют в какой-то момент уехать из Гарлоу, но не слишком торопятся это делать. Этот план усложняется, когда несколько мужчин во главе с Кристофером "Датчем" Альбертом (Джон Кьюсак, неожиданно зловещий), приезжают в город в поисках некого Билла Крэбтри (Пол Ронан). Заявляя, что Крэбтри обокрал их и должен быть убит, Датч запугивает Тейта, заставляя привести своих дружков к нему домой и переночевать. Позже Датч и его банда и вовсе бесцеремонно обживаются в городе и открывает городской салун, убивая любого, кто встанет им поперек дороги. Поскольку похоронный бизнес процветает из-за всплеска насилия, гробовщик Тейт изо всех сил старается не вмешиваться в ситуацию, хотя Одри возмущена тем, что он процветает из-за действий Датча. Однако вскоре семья Тейта сама окажется под угрозой, и он будет вынужден решать, что ему делать.
У глав. героя и его семьи, пока еще все хорошо...
...пока не появляются жуткие бандиты во главе с Джоном Кьюсаком
Тематически идея рая, ожидающего нас в следующей жизни, в частности представление о том, что загробная жизнь будет намного лучше нашего земного существования, упоминается на протяжении всего фильма, в основном богобоязненным проповедником Пайком, но также Одри и даже иногда Тейтом и Датчем (хотя Датч ссылается на это с иронией). И на самом деле не так уж сложно представить лучшую жизнь, чем та, которую представляет Кавана в Гарлоу, который в буквальном смысле является городом с одной дорогой. Однако это не выжженная, пыльная обстановка бежевых, желтых и светло-коричневых тонов, которые мы все привыкли видеть в вестернах. Скорее, это что-то холодное, мрачное и заброшенное словно в вестерне "Джанго"; здания темно-коричневые, почти черные, облака почти никогда не расходятся, часто идет дождь, а сама дорога представляет собой сплошную грязь, при этом звуковое оформление намеренно подчеркивает хлюпанье шагов персонажей. Чтобы усилить это ощущение убожества, большая часть фильма происходит ночью, и оператор Пирс Макгрейл иногда использует только один практичный источник света для освещения всей сцены. Это приводит к необходимости того, чтобы персонажи появлялись в тени, что добавляет Датчу и его людям дополнительный элемент опасности и устрашения. Жизнь европейца в Америке 19 века была нелегкой, и один из самых успешных элементов фильма заключается в том, что он показывает нам, почему так было.
Начало фильмо пуританское
Но уже к середине фильм идет по другому пути - по пути хаоса
"Вечно молодой" имеет структуру нравоучительной повести или мистической пьесы, рассматривающей такие вопросы, как религиозное лицемерие и самодовольство, а также суровую жизнь европейских колонизаторов в Америке. Требуется время даже для того, чтобы кратко затронуть тему геноцида коренных американцев, когда Пайк проповедует о том, как колонисты спасли землю от "дикарей". Однако самая очевидная тема - жадность. Тейт, например, замешан в насилии Датча в той мере, в какой он принимает и игнорирует его, даже получая от этого косвенную выгоду. Одри испытывает крайнее отвращение к этому, и она рассматривает их новообретенное финансовое процветание как не что иное, как зло. Несколько наиболее религиозных жителей города думают то же самое, и есть множество упоминаний о том, что Тейт получил свои "30 сребреников". Действительно, повторяющийся мотив в фильме - это переход от жестоких убийств Датча к обмыванию тел Тейтом, к прикладыванию двух монет к глазам, к закрытию гроба, к закапыванию гроба и, наконец, к сокрытию оплаты в жестянке, закопанной у дома Тейта. Когда мы впервые видим "жестянку", в ней мало что есть, но по мере продолжения фильма она становится все полнее и насыщеннее. В фильме есть несколько отлично показанных визуальных моментов, подобных "захоронению тел и жестянки с деньгами", которые передают тематические моменты даже без диалогов. На одном из кадров, например, показан изодранный американский флаг, висящий на сгоревшем здании, что сразу же поднимает тему насилия и того, как жизнь в Америке сильно отличалась от той, которую "продавали" стольким людям до их приезда. На другом кадре мы видим Пайка, проповедующего в переполненной церкви. Однако позже, после того, как Датч вновь открыл салун, мы снова видим, как Пайк проповедует, но на этот раз в почти пустой церкви, что, конечно же, указывает на сокращение посещаемости церкви, что свидетельствует об упадке веры при искушении чем-то совратительным. Еще один приятный визуальный штрих, на этот раз в дизайне, заключается в том, что салун находится прямо через дорогу от церкви, символизируя битву между этими двумя силами (гедонизмом и набожностью), которая продолжается по сей день.
Когда женщина берет ружье, лучше ее не злить
Что касается актерского состава, то он достаточно хороший, хотя конечно что звезды фильма - Эмиль Хирш и особенно Джон Кьюсак. Эмиль Хирш хорош в роли ирландского гробовщика, получающего прибыль, когда преступники захватывают мирный американский пограничный городок. Дебора Франсуа играет его прекрасную жену, ну а Джон Кьюсак - крайне злодейского человека, который упрямо стремится принести хаос и смерть всему в городе. Не часто можно увидеть Джона в злодейских ролях. Роль Датча я бы записал в одни из его лучших ролей за последние лет десять, уж точно.
Финальная библейская тирада от Джона Кьюсака
Что касается проблем - их немного. Сценарий не совсем оригинален, поскольку каждый персонаж является архетипом, который мы видели во многих других фильмах. Кроме того, медленный темп этого вестерна отпугнет некоторых людей. Еще одна небольшая проблема заключается в том, что ближе к концу фильма Датч начинает читать из Библии, цитируя Откровение. Это более чем банально, и действительно, злодей, цитирующий Откровения, сам по себе является клише.
В целом, однако, мне понравился "Вечно молодой" гораздо больше, чем я ожидал. Фильм мрачный и суровый, грубый и нигилистичный, но сделан очень хорошо, с некоторыми красиво продуманными визуальными кадрами. Нравоучительная история во всем, хотя кроме названия, здесь нет ничего, чего вы не видели раньше. Но Кавана хорошо справляется с жанровыми элементами и снял довольно приятный фильм.