Опубликовано 6 Июнь, 2020 - 09:27

Здравствуйте!

На Сапсане я ездила всего несколько раз в жизни. Так получилось, что в период частых путешествий в Москву он мне был особо не по карману (а в 2008-м году Сапсаны и вовсе были только в проекте), ну а потом я просто стала выбирать самолеты. Тем не менее, небольшой опыт поездок у меня есть. Я считаю, что скоростной поезд Сапсан был и остается одним из самых удобных видов транспорта для поездок в Москву и обратно.

В сегодняшнем отзыве я расскажу о своих поездках на Сапсане: в первом классе и в эконом-классе.


Коротко о Сапсане.

Сапсан - это высокоскоростной поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом с декабря 2009-го года (позднее был добавлен маршрут, соединивший Питер, Москву и Нижний Новгород).

Даже сложно поверить, что мы пользуемся Сапсанами уже больше десяти лет! А ведь я помню, что во времена моих старших классов и раннего студенчества самым быстрым поездом была Аврора: она ездила один раз в день, и время в пути составляло четыре с небольшим часа. На Аврору я, кстати, попала в ее самый последний рейс - это было в апреле 2010-го года. Это было незапланированно, но очень памятно. Также, я несколько раз ездила в Москву на Невском Экспрессе, тоже хороший дневной поезд, уж точно не хуже Сапсана, но, насколько мне известно, сейчас его нет в расписании.

Сапсан - ни что иное, как поезд Velaro, произведенный в Германии на заводе Siemens. Предназначен он для эксплуатации на высокоскоростных железных дорогах (которые строятся специально под него), и широко используется в Европе. Аналоги наших Сапсанов можно встретить в Испании, Германии и других странах.

Поезда "Сапсан" произведены в Германии компанией "Siemens" (Сименс) и представляют собой адаптированную для России широко распространенную модель Velaro (производственное обозначение поезда - Velaro RUS).

Главная отличительная особенность Сапсана - это высокая скорость движения. На данный момент, это самый быстрый поезд в России.

Поезд "Сапсан" способен развивать скорость до 350 км/ч, однако на российских железных дорогах его скорость ограничена в 250 км/ч.


Стандартный поезд состоит из десяти вагонов, сдвоенный - из двадцати.

Вместимость - 522 и 1044 пассажира соответственно.

На самом деле, высокая вместимость Сапсана создает огромную нагрузку на инфраструктуру вокзалов. Можете себе представить, что творится на Московском вокзале в Питере перед отправлением Сапсанов, особенно когда они отправляются с интервалом в 10 минут? А когда один из таких поездов сдвоенный? Это один сплошной Китай. Не знаю, как это будет выглядеть после пандемии, но в прошлом году было именно так.

 

Маршруты и расписания.

Сапсан курсирует между тремя крупнейшими городами Европейской части России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Помимо этого, данный поезд связывает эти мегаполисы с двумя областными центрами - Тверью и Владимиром.

Согласно информации с официального сайта Sapsan SU, в настоящее расписание движения поездов Сапсан следующее:

Санкт-Петербург - Москва:

05:30 прибытие 09:00

06:40 прибытие 10:43

06:50 прибытие 10:52

09:00 прибытие 12:58

09:10 прибытие 13:05

11:00 прибытие 14:46 только по выходным

11:10 прибытие 14:56 только по выходным

13:00 прибытие 16:58

15:00 прибытие 18:45

15:10 прибытие 18:59

17:00 прибытие 20:57 поезд до Н. Н.

17:10 прибытие 21:02

19:00 прибытие 22:58

19:10 прибытие 23:13

21:00 прибытие 00:35


Санкт-Петербург - Нижний Новгород:

17:00 прибытие 01:03


Москва - Нижний Новгород:

21:12 прибытие 01:03


Сапсан vs самолет.

Способов добраться из Санкт-Петербурга в Москву, как известно, немало. Что не удивительно: две столицы не только экономически, политически, научно и культурно связаны между собой, но и являются самыми популярными городами для приезжающих из других стран туристов. Поэтому поток путешествующих по маршруту Питер-Москва (и обратно) с каждым годом растет и будет продолжать расти.

Самый логичный способ перемещения между двумя столицами - это, конечно, воздушный транспорт. Только вдумайтесь: до карантина из Санкт-Петербурга в Москву ежедневно вылетало по 60 рейсов, и это далеко не предел, в 2018-2019 гг бывало и больше.

Время в пути составляет примерно 1 час 30 (иногда 40) минут. Цены начинаются от 1400 рублей за билет в эконом-классе, а самые доступные предложения - у авиакомпаний Северный Ветер (Nordwind) и Победа (дочерний аэрофлотовский лоукостер). Купить билет на самолет из Пулково не составляет труда, даже в день вылета. Разумеется, это будет Аэрофлот, с довольно высокой ценой билета, но, если вам нужно срочно оказаться в Москве, думаю, самолет - самый оптимальный вариант. Также, на самолете значительно удобнее путешествовать родителям с маленькими детьми (1,5 часа в пути против 3,5 в Сапсане).

В чем недостатки самолета по маршруту СПб-Москва?

Во-первых, привязка к аэропорту. Если Сапсан приезжает на Ленинградский вокзал (станция метро Комсомольская, самый центр Москвы), то с авиа все не так просто, и приходится продумывать свое путешествие исходя из того, куда прилетит самолет. Приходится учитывать, Аэрофлот, Пегас и Северный Ветер прилетают в Шереметьево, РусЛайн, ЮтЭйр и Победа - во Внуково, а Уральские Авиалинии и S7 Airlines - в Домодедово. Добираться из аэропорта до центра Москвы затратно по времени, и не всегда бюджетно (цена за билет в аэроэкспресс ~500 рублей).

Во-вторых, самолет в принципе подходит не всем, например, беременным женщинам и пожилым людям, все-таки, стоит выбрать поезд при планировании поездки в Москву. Ну и, конечно, есть те, кто страдает аэрофобией.

Что выберу я?

Все-таки, самолет. И не столько потому, что не люблю железнодорожный транспорт, сколько подкупает само время в пути: в поезде для меня часы тянутся как резина, ни поспать, ни отдохнуть нормально, а в самолете - раз, и ты уже в Москве.

А еще, билеты на Сапсан здорово раскупаются. Например, муж много раз попадал в ситуацию, когда ему удобнее было съездить в Москву на поезде, но билетов не было - ни на Сапсан, ни на Невский экспресс.

 

Покупка билета.

Приобрести билет на практически любой поезд можно на официальном сайте РЖД. Пошаговой инструкции не будет, поскольку мой отзыв посвящен не сервису продажи билетов, а конкретному поезду. Могу только сказать, что ничего сложного в этой операции нет, все понятно на интуитивном уровне, и кто угодно справится с первого раза. Мой дедушка много лет покупает билеты на поезд онлайн, и никаких проблем у него не возникает.

При оформлении проездного документа обязательно потребуются паспортные данные, причем, загранпаспорт также подходит. При посадке на поезд необходимо предъявить именно тот документ, данные которого вы указали при покупке билета.

 

Цены

на билеты зависят от нескольких факторов:

1) Место назначения. Логично, что билет на Сапсан из Санкт-Петербурга до Твери будет дешевле, чем до Москвы или Нижнего Новгорода.

2) Дата покупки. Билеты на поезда Сапсан поступают в продажу за 90 дней до отправления, и в данном случае действует правило "чем раньше купил - тем больше сэкономил".

3) Класс вагона. Самые доступные по цене билеты на Сапсан - в эконом-классе, а самые дорогие - в первом классе.

Также, на ценообразование влияет такой фактор, как заполняемость вагона. Окончательную цену мно узнать в момент покупки (бронирования). Также, насколько мне известно, при покупке через кассу обычно взимается сервисный сбор, но более конкретно тут я ничего не подскажу.

Базовые тарифы на Сапсан - в цитате:

СПб - Москва:

Эконом - от 2800 руб.

Эконом+ - от 3300 руб.

Бизнес - от 6300 руб.

Первый - от 11750 руб.

 

СПб - Н. Новгород:

Эконом - от 3700 руб.

Бизнес - от 9400 руб.

Первый - от 17850 руб.

 

Москва - Н. Новгород:

Эконом - от 1800 руб.

Эконом+ - от 2200 руб.

Бизнес - 5250 руб.

Первый - от 10100 руб.

Скидки предоставляются детям, лицам старше 60-ти лет, также, дисконт возможно получить, если вы относитесь к пассажирам с ограниченными возможностями, путешествуете в свой день рождения, а также, сопровождаете инвалида.

Если сравнить цены на самолет и на Сапсан, то тут может быть перевесю как в пользу перелета, так и в пользу поезда. Дело в том, что рейсов из Санкт-Петербурга в Москву намного больше, чем поездов, поэтому, как правило, есть возможность выбора более удобного времени отправления (то есть, вылета). И обычно билеты на рейсы, вылетающие в более удобное время, дороже, чем, скажем, в обед или рано утром/поздно вечером.

Тем не менее, купить билет на самолет дешево реально практически всегда. Осенью я летала в Москву за 3500 рублей туда-обратно, и это были не самые дешевые билеты, просто мне этот вариант больше всего подошел по времени. Приобретались билеты далеко не заранее, а за неделю до вылета. На Сапсан я бы за эти деньги взяла билет только в один конец.

Если сравнить бизнес-класс у S7 Airlines и первый класс в Сапсане, то РЖД выигрывает по цене более чем в два раза. Так что, иногда аэрофобом быть очень даже выгодно Smile Тем более, первый класс в Сапсане, как оказалось, совершенно потрясающий.

 

Как получить билет на Сапсан бесплатно?

Всего-навсего, надо накопить бонусы РЖД. Если вы часто ездите между двумя столицами, есть смысл завести карту Альфа-банка РЖД и оплачивать билеты именно ею. Со временем накопятся бонусы, которые как раз можно потратить на покупку билета в Сапсане.

Подробно останавливаться не буду, расскажу лишь, что покупка за бонусы также осуществляется на сайте РЖД и у меня в прошлом году получилось оплатить бонусами 100% стоимости билетов, благодаря чему я съездила в Москву и вернулась обратно, не отдав за это ни копейки.

Более того, туда я ехала в первом классе, все подробности будут ниже.

 

Типы вагонов.

Поезд предлагает пассажирам поездку в вагоне одного из четырех классов. Коротко расскажу о каждом из них.

1) Эконом. Базовый вариант, наиболее популярный у китайцев пассажиров. Билеты в эконом-класс стоят дешевле, но зато и раскупаются быстрее остальных. Набор услуг минимальный: за цену билета вам предоставляется сидячее место, напитки и перекусы по прейскуранту, а также, безлимитные посещения уборной. Ну и, разумеется, вас вовремя доставляют из точки А в точку Б.

2) Эконом + - эконом с увеличенными местами для ног. Плюс сэндвич с напитком уже включен в стоимость билета. Более оптимальный вариант по соотношению цены и качества, но проблема в том, что такой вагон в каждом Сапсане всего один. Поэтому разбирают билеты быстро.

3) Бизнес - меньше мест в вагоне, комфортные кожаные кресла, зарядки USB плюс питание и некоторые другие сервисы. Билеты в вагоны этой категории стоят уже значительно дороже.

4) Первый класс - подробно о нем будет рассказано ниже. Вагон разделен на две части: собственно, первый класс (23 пассажирских сиденья) и купе-переговорная.

5) Вагон-бистро. В нем можно перекусить и выпитб кофе, а также, провести хоть все время в пути, если удастся занять столик.

 

Отправление.

В Санкт-Петербурге Сапсаны отправляются с Московского вокзала, в Москве - с Ленинградского, поэтому запутаться сложно. Перед посадкой необходимо пройти через рамку металлоискателя, а багаж и личные вещи, включая ключи, часы и мобильный телефон, положить на ленту. Почти как предполётный досмотр в аэропорту, правда, дьюти-фри на вокзалах нет и жидкости на "борт" проносить можно.

Далее, после процедур, связанных с безопасностью, мы проходим к нужному вагону и ждем, пока проводник проверит документы.

 

В том случае, если вы приобретали билет на сайте РЖД или у авторизованных посредников типа tutu RU, посадка осуществляется по паспорту, никакие бланки дополнительно распечатывать не нужно.

Отправление поезда, как правило, совпадает с расписанием. Что было в предыдущие годы, я не помню, но в 2019-м оба раза поезд начинал движение минута в минуту в соответствии с заявленным временем.

 

Поездка в вагоне первого класса.

Поскольку билеты на Сапсан покупала не я, а муж (за бонусы РЖД), я до последнего момента была не в курсе, какой у меня класс вагона, и пребывала в счастливом неведении.

Уже на вокзале выяснилось, что мой вагон под номером, и это первый класс! Неплохой подарок на день рождения, а главное, неожиданный.

Небольшой оффтоп. Рядом со мной в ожидании посадки стояли несколько девушек в возрасте от двадцати до восьмидесяти. Несмотря на теплую для середины октября погоду, они были в мехах и все, до единой, с сумками Луи Виттон. И я такая, короче, в толстовке из секонда, старом пальто, ноунейм-кроссовках и с матерчатой сумкой, которая мне досталась бесплатно от какого-то бренда. Ситуация, на самом деле, намного более комичная, чем я ее описываю Smile В момент посадки я поняла, что моей компанией на ближайшие три с половиной часа станут дамочки с Рублевки, которые, наверное, боятся летать на самолете.

Зайдя в вагон, я обалдела: всего 23 пассажирских места! Внутри прохладно, свободно, просторно. В проходе места столько, что можно заниматься аэробикой:

 

Прямо за кабиной машиниста расположена переговорная, которая также относится к первому классу, но билеты туда продаются отдельно. Также, первый класс как бы совмещен с бизнесом, проход между вагонами 1 и 2 широкий, и даже туалет у них общий.

 

На этом фото можно мельком увидеть, как выглядит вагон бизнес-класса. Свободного места там уже поменьше, но все равно, внутри достаточно комфортно.

 

Кресла в вагоне первого класса расположены в два ряда: слева по ходу движения одно кресла, справа - два. Мне повезло, мое место не имело соседнего, даже не знаю, специально муж такое выбрал или нет.

Сиденья имеют кожаную обивку, они широкие и очень удобные. В таком кресле не грех даже вздремнуть, тем более, оно во всех смыслах комфортное: спинку можно откинуть назад, а ноги, наоборот, приподнять.


Регулируется все на панели управления, расположенной на правом подлокотнике кресла:

 

Места для ног очень много, я уверена, что не найдется такого человека, который будет стеснен в плане места:

 

Подголовники также очень удобные, эргономичные. Шея просто отдыхает, никакого дискомфорта.

 

Также, каждое кресло оснащено розеткой, то есть, у пассажиров есть возможность зарядить свои переносные устройства. На мой взгляд, не хватает USB-разъемов, возможно, и их потом добавят.


Разместить багаж или личные вещи можно на специальных полках, расположенных сверху, вдоль стен.

Окна в вагоне большие, с хорошим обзором. Открыть их невозможно, но в этом нет никакой необходимости, поскольку Сапсан - это не электричка, и в нем предусмотрена система кондиционирования воздуха.

Не успела я снять верхнюю одежду и плюхнуться в кресло, как ко мне подлетела проводник и спросила насчет напитков. Несмотря на вечернее время, я выбрала кофе. Принесли его быстро, буквально через две минут после отправления поезда. К кофе прилагались порционные сливки и какая-то одноразовая печенюшка, которая не попала на фото.

 

Чтобы продолжить тему еды, сначала расскажу о питании в вагоне первого класса. Сразу предупреждаю, что информация по меню актуальная на момент поездки (октябрь 2019 года).

Питание и горячие (а также, алкогольные) напитки входят в цену билета, доплачивать ничего не нужно.

Итак, меню. В зависимости от времени поездки, в Сапсане подают завтрак, обед или ужин.


Как видите, меню не слишком разнообразное, но, в целом, интересное. Есть из чего выбрать:


Горячие напитки можно заказывать неограниченное количество раз во время поездки, алкогольные - до двух раз (поправьте меня, если я не права). Я воспользовалась предоставленной возможностью и взяла кофе дважды за поездку, ну а больше бы просто не уместилось, ехать-то всего три с половиной часа Smile

 

К вину, кстати, подают закуски. Я от алкоголя отказалась, поэтому мне принесли сок. "Сырная тарелка" оказалась так себе, какие-то дешевые сыры. Но, в целом, лучше, чем ничего.

Мой поезд отправлялся из Санкт-Петербурга в 21:00, поэтому я попала на ужин.

Подача очень достойная: посуда качественная, никакого пластика, все прилично. Перед ужином принесли нагретое влажное полотенце:

 

Заказала салат цезарь с креветками и лосось с "Галло-пинто", рататуем и соусм "Вердж". Принесли оба блюда примерно через 15 минут. Салат на вкус оказался средненький, а вот горячее очень понравилось: легкое, но сытное блюдо. Чувствуется, что сделано из хороших продуктов, никакой тяжести или дискомфорта в животе после еды не было.

 

На десерт принесли чай в чайнике и кусочек медового торта с орехами и черносливом. Тоже очень вкусно, я осталась довольна.


Теперь поговорим о дополнительных услугах и сервисах на "борту" первого класса. В вагоне можно взять прессу, проводники предлагают ее в самом начале поездки. WI-FI бесплатный на протяжении всей поездки, помимо этого, пассажирам также предоставляется доступ к каталогу фильмов и сериалов. В вагоне есть гардероб, куда можно убрать верхнюю одежду на время поездки (я им не воспользовалась), а также, специальные места для хранения габаритного багажа.

Скорость беспроводного Интернета низкая, и я считаю, что это никуда не годится. РЖД надо что-то делать с оборудованием в Сапсанах, хочется верить, что за восемь месяцев ситуация изменилась в лучшую сто. Хорошо, что на протяжении всего пути у меня неплохо тянул мобильный Интернет, хотя LTE был далеко не всегда.

Также, пассажирам первого класса предоставляется гигиенический набор вот в такой симпатичной косметичке с фирменным логотипом самого быстрого поезда РЖД:

 

Комплектация следующая:

 

  • Двухсторонняя расческа;
  • Губочка для обуви (бесцветная);
  • Беруши;
  • Маска для сна;
  • Ложка для обуви;
  • Бальзам для губ 5 мл (без запаха);
  • Крем для рук 10 мл (без запаха);
  • Одноразовые тапочки.


Коротко о санузле. Как было сказано выше, он общий с бизнес-классом. Ничего особенно интересного в уборной нет, обычный туалет, чуть получше, чем в среднестатистических поездах, но хуже, чем в самом обычном поезде в Евросоюзе. Внутри чисто, и это главное.

 

Что я могу сказать о поездке в первом классе? Конечно, мне понравилось! Smile Вагоны просторные, кресла удобные, кофе вкусный, еда тоже неплохая. В общем, один сплошной комфорт. Отдельно отмечу сервис: проводники свою работу выполняют безукоризненно. Все очень доброжелательны, пассажиров обслуживают исключительно с улыбкой.

Единственное, что напрягает, - это цена. Не уверена, что готова отдать за билет в Москву почти 12 тысяч, учитывая, что билет на рейс авиакомпании Россия "туда-обратно", да еще и на двоих с ребенком, стоит дешевле.

Мне повезло, что появилась возможность приобрести билет в вагон первого класса за бонусы РЖД, но за полную цену я бы его брать не стала.

 


Поездка в вагоне эконом-класса.

На обратную дорогу из Москвы в Санкт-Петербург, как выяснилось позже, также задумывалось взять первый класс, но оказалось, что билетов на нужное мне время в наличии нет. И вообще, в наличии было только одно место в экономе, как оказалось, самое неудачное во всем вагоне (об этому чуть позже).

В отличие от первого и бизнес-класса, вагон напоминает маршрутку совершенно обычный - два ряда кресел по два в каждом и узкий проход между ними.

 

Сиденья чистые, без пятен, обивка - износостойкий велюр синего цвета, в целом, неплохого качества. Но вот сами кресла жутко неудобные: они словно каменные, неэргономичные, практически сразу начинает ныть спина. Подлокотники какие-то куцые. Места для ног внизу также очень мало.

 

Свою роль сыграло и то, что мне досталось место в последнем ряду у окна (спинка кресла упирается в перегородку и не откидывается), а рядом расположился весьма тучный мужчина, который, разумеется, отказался поменяться со мной. В общем, мне было ужасно тесно, некомфортно, я чувствовала себя скованно. У меня был билет на самый ранний Сапсан, который отправлялся с Ленинградского вокзала в 05:30 утра, и народу в него набилось столько, что на платформе было просто не протолкнуться: китайцы, какие-то школьники, туристы с бирками из аэропортов на чемоданах... В вагоне было ужасно шумно, хорошо, что я взяла с собой наушники.

Я не стала фотографировать битком набитый вагон, поэтому в моем отзыве эконом-класс выглядит вполне прилично.

 

Багаж, как в электричке, убирается на открытую верхнюю полку.

 

Услуги эконом-класса Сапсана: вкусняшек нет, напитков нет, вай-фая нет, розеток тоже нет.

При желании можно пересидеть время в пути в вагоне-ресторане (и я так и делала, когда ездила на Сапсане в прошлые годы), но, как назло, в этот раз бистро было закрыто "по техническим причинам". В общем, все против меня.

Чтобы хоть как-то себя взбодрить, я заказала у проводника американо за 150 рублей.

 

Санузел в эконом-классе точно такой же, как и в первом/бизнесе: внутри чисто, аккуратно, мыло и бумага на месте.

 

В целом, поездка в эконом-классе Сапсана мне не понравилась: очень многолюдно, шумно, сидеть было тесно и неудобно, а потом у меня долго болела спина. За такие условия, как мне кажется, билет стоит непомерно дорого, и я вряд ли когда-нибудь еще раз возьму эконом. Если только за бонусы, то есть, бесплатно. Вот бизнес - уже более вероятно, но тоже только в случае острой необходимости и отсутствии возможности улететь.

Да, кстати, хочу добавить, что высокая скорость движения Сапсана никак не ощущается, когда ты находишься внутри. Поезд не трясется, не качается, едет очень плавно. Меня никогда не укачивает в Сапсане, хотя в электричках, например, не всегда чувствую себя хорошо.

 

Время в пути. Остановки.

Сапсан - скоростной поезд, и на пути следования не предусмотрено большое количество остановок.

1) Маршрут Санкт-Петербург - Москва.

Самый ранний Сапсан идет без остановок, утренние и дневные поезда имеют остановки в Чудово, Окуловке, Угловке (Новгородская область), в Бологом, Вышнем Волочке и Твери (Тверская область) - более подробно смотрите по каждому конкретному поезду. Последний вечерний Сапсан уходит из Санкт-Петербурга в 21:00 и имеет только одну остановку в городе Тверь.

От количества остановок зависит время поездки, но, в любом случае, оно, согласно расписанию, не превышает 3 часов 58 минут. Самый быстрый поезд уходит из Санкт-Петербурга в 05:30 утра и идет всего 3 часа 30 минут. Я ездила в Москву на поезде, который уходит из Питера в 21:00 идет всего на пять минут дольше - 3 часа 35 минут.


2) Маршрут Санкт-Петербург - Нижний Новгород.

Сапсан, следующий до Нижнего Новгорода, имеет остановки в Окуловке, в Твери, на Курском вокзале Москвы, во Владимире и в Дзержинске. Время в пути - 9 часов 3 минуты. Для такого расстояния (свыше 1100 км) это совсем немного.

 

Прибытие.

При выходе из вагона, как это обычно бывает, по громкой связи напоминают, чтобы мы не забыли свои личные вещи. В Москве поезд прибывает на Ленинградский вокзал, в Санкт-Петербурге - на Московский. До выхода в город идти ровно столько же, как и от любого другого поезда.

 

Сапсан: плюсы и минусы.

Сначала пройдемся по основным достоинствам Сапсана.

В первую очередь, Сапсан - это быстро. Я прекрасно понимаю тех, кто отдает предпочтение скоростному поезду, а не самолету, и считает, что так быстрее. Иногда действительно быстрее добраться на Сапсане, и, конечно, второй весомый плюс, что оба вокзала находятся прямо в центре города, - в то время как из аэропорта до центра города еще надо добраться на аэроэкспрессе (в Москве) или такси (в Питере).

Третье достоинство - это неплохой сервис. Да, в эконом-классе он минимальный, но в бизнесе и в первом уже есть ощущение, что о тебе заботятся. К проводникам лично у меня ни разу не возникло никаких претензий. В вагонах и санузлах чисто, работают системы кондиционирования воздуха.

Четвертый плюс - высокая скорость вообще никак не ощущается во время движения. Поезд словно плывет по рельсам, ну или летит - кому какие сравнения больше по душе.

Про точность и пунктуальность даже говорить не хочется. Любой нормальный поезд должен отправляться и прибывать в четком соответствии с расписанием.

 


Недостатки Сапсана,

в основном, связаны, с тем, что мне не нравится эконом-класс. Если нет возможности "пересидеть" время в пути в вагоне-ресторане, то поездка превращается в пытку. Сиденья ужасно неудобные, в салоне шумно, многолюдно и тесно. В целом, на все это можно было бы закрыть глаза, если бы билеты стоили 1500 рублей в один конец. Но три тысячи - это уже перебор, билет в эконом-класс не должен стоит столько.

 

Заключение.

Не рекомендовать Сапсан я просто не могу - более быстрых поездов между Санкт-Петербургом и Москвой не существует. Если вы не любите самолеты или не хотите тратить свое время на аэроэкспресс, то скоростной поезд - 100% ваш вариант.

Я, повторюсь, выберу самолет, поскольку считаю, что перелет для меня более комфортен, чем поездка на поезде, пусть даже на таком быстром, как Сапсан. Если других вариантов нет - тогда да, Сапсан может здорово выручить.

Итоговая оценка - 4. Из-за неудобных сидений в эконом-классе поезд никак не может получить пять звезд. Но вот если бы я оценивала отдельно первый класс - это была бы твердая пятерка: да, дорого, но там действительно отличный сервис.

 

Благодарю за внимание!

 

Другие отзывы на тему транспорта:

Аэроэкспресс (Москва).

Международный аэропорт Даламан (Турция).

Авиакомпания AnadoluJet - бюджетный турецкий перевозчик.

Авиакомпания NORWEGIAN.

Авиакомпания UTair.

maximovaaрекомендует
Читать все отзывы 88
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
06.06.2020
Я так давно на поездах не ездила, теперь машина или самолёт. А на сапсане даже не пробовала
06.06.2020
Я тоже стараюсь выбирать самолет, ну или авто. Поезд для меня как крайний вариант
06.06.2020
Опробовать Сапсан моя голубая мечта Love это действительно самый быстрый способ перебраться из Москвы в Питер, особенно тем, кто боится летать самолетами. Но сапсан для меня дороговат, мы обычно добираемся проходящими поездами - много времени тратится, зато бюджетно.
Я не стала фотографировать битком набитый вагон, поэтому в моем отзыве эконом-класс выглядит вполне прилично.
Big smile дааа, без людей смотрится как крутой цивильный поезд, но стоит лишь представить всю эту толпу китайцев, школьников и тучного мужика-соседа, весь лоск быстро меркнет.
06.06.2020
Ну, мечтать особо не о чем)) Лучше самолет, кмк
06.06.2020
Я тоже обеими руками и ногами за самолёт, не люблю РЖД. Ездила пару раз на Сапсане в экономе, куча китайцев, за время пути я устала очень от их общества.
06.06.2020
Оо, единомышленник, приятно Laughing out loud
06.06.2020
Я люблю поезда. Сапсаном ездила единожды, с маленькой дочкой в гости, к родителям мужа. Назад ехали на фирменном, Новгородской поезде. Понравилось больше.
06.06.2020
Мне тоже кажется, что у РЖД есть и другие хорошие поезда, помимо Сапсана
Какой футуристичный этот сапсан, я думала, похож на нашу смоленскую ласточку, а оказалось, что и не особо.
06.06.2020
Ласточка другого производства, поэтому они не похожи
06.06.2020
Ездила на Сапсане очень давно, и точно, на нем не укачивает, хотя такая проблема у меня есть. Мне с детьми проще ездить на поездах.
06.06.2020
А мне кажется, с детьми самолет и проще, и быстрее
Роскошь) у нас в минске таких нет) здорово, что быстрый, меня утомляют долгие переезды.
06.06.2020
Да и у нас, считай, кроме Сапсанов, Ласточек и Стрижей толком нет быстрых поездов
06.06.2020
Повеселили про дамочек с Рублевки Big smile Ну а в целом ездила на Сапсане только экономом и мне он не понравился совсем, хуже чем автобус.
06.06.2020
Соглашусь. Автобус может быть очень комфортным. Тот же Люкс Эспресс.
06.06.2020
Не люблю поезда, но все разы, когда ездила в Питер, были на Сапсане) это действительно удобнее самолёта. Хоть и ехать 4ч.
06.06.2020
Самолет - скорее на любителя) но не зря у нас столько рейсов. Они всегда будут популярны
06.06.2020
Часто езжу на нём эконом-классом и тоже испытываю дискомфорт (выбираю только из-за скорости передвижения), хорошей альтернативой за ту же стоимость был "Невский экспресс".
06.06.2020
Не знаете, его насовсем убрали?
06.06.2020
Пока информации нет( Надеюсь на возобновление после карантина
06.06.2020
Великолепный отзыв! Я не очень люблю длинные, но ваш прочла от корки до корки. Порадовалась за вас как за себя, что представилась возможность проехать в первом классе. Как-то летела бесплатно в бизнес классе в самолёте, небо и земля по сравнению с экономом. Цены на эконом Сапсана тоже считаю высокими, тем более, что места мало. Но 9 часов Нижний - Питер очень подкупают. Если буду покупать билет, то присмотрюсь к классу повыше.
06.06.2020
Благодарю Smile Очень приятно!
Бизнес-класс - действительно круто. Я в самолетах только в экономе летала, или в бомж-классе (лоукост, где даже воды не наливают)))
06.06.2020
Сапсан - единственный поезд, на которм я бы еще раз проехала куда-нибудь. Очень понравилось путешествовать на нем. Мне, как приезжей, он показался прям ВАУ на контрасте с нашими видавшими виды дальневосточными поездами)
06.06.2020
Что же у вас там за поезда?) даже интересно стало
06.06.2020
Те что 15 лет назад москвичи списали Big smile
06.06.2020
Какой классный! 👍 Я на таком не каталась ещё.
06.06.2020
Еще успеешь Wink
06.06.2020
Интересно было почитать, спасибо
06.06.2020
Мы с мужем в бизнес-классе однажды ехали в Сапсане. Судя по вашим фото, в первом классе более изысканное меню и гигиенический наборчик немного другой. В нашем наборе не было крема.
06.06.2020
Да, в меню есть различия. И плюс в первом классе сильно просторнее)
06.06.2020
Интересный и полновесный отзыв. Я боюсь летать в самолетах, поэтому выбираю поезда. Считаю, что РЖД очень завышает стоимость билетов, но приходится с этим мириться.
06.06.2020
Спасибо!)
Согласна, цены действительно чаще всего завышены. Но есть и варианты сэкономить при желании
06.06.2020
Ни разу не была в Москве, а вот в Питере доводилось) но это было 10 лет назад, тогда Сапсана, кажется ещё не было. Очерь понравился такой подробный интересный отзыв😊👍
06.06.2020
Спасибо!))
10 лет назад Сапсаны только-только начали появляться. Сначала два поезда было в день, потом постепенно увеличивали количество рейсов
06.06.2020
ЗдОрово, что удалось прокатиться в первом классе (почувствовать себя богатенькой дамочкой) и сравнить его с эконом. Laughing out loud
06.06.2020
Да уж, повезло))
Было приятно
06.06.2020
Ценник меня убил немного даже за комфорт и РЖД далеко до всех Европейских стандартов. Просто то, что я видел на фото и в видео за бугром выглядит более достойно, чем у нас. Я много ездил ж/д и все поезда оставляют желать лучшего, то что-то не работает, то грязно, то еще чего, так и кондиционер это большая роскошь, но у нас и выбора нет в России, не все могут позволить себе самолет.
06.06.2020
Дада, какие уж тут европейские стандарты, увы... но сапсаны пользуются спросом. Так что, все будут на нем ездить и дальше.
06.06.2020
Ух-ты, как интересно) У нас таких поездов, наверное, не будет ещё очень долго) Село, оно в и в Африке - село Big smile
06.06.2020
Нормальный у тебя город))
У нас эти поезда тоже считай нигде толком не ходят. Что такое три крупных города (ну, пять) в масштабах страны?
06.06.2020
Нет, к сожалению, подобного опыта, потому что в нужных мне направлениях они не ходят. Но интересно попробовать)
06.06.2020
Было бы здорово, конечно, если бы такие поезда ходили по всей стране
06.06.2020
Очень полезный отзыв!) Постоянно езжу на Сапсанах, но такого "плохого" эконома ещё не встречала. Sad Может Вам попался старый вагон? Хотя опять же - после 1-го класса разница колоссальная))
06.06.2020
Не исключено, кстати. Так себе вагон, честно.
несколько девушек в возрасте от двадцати до восьмидесяти
Smile
06.06.2020
Мне на Сапсане не приходилось ездить.
Сейчас ходит парочка новых Сапсанов, в которых есть usb. Точно не помню, но кажется, что в экономы тоже добавили что-то для зарядки.
Экономы не люблю, ты права, тесно, шумно, дорого, если соотнести цену и качество. Беру Эконом + (там переплата рублей 300, но места больше и кофе с сэндвичем бесплатно) или бизнес, если из Спб в Москоу или обратно. Если до Твери или ВВ, не успеваешь толком поесть и насладиться😂
И Невский Экспресс тоже курсирует, его убирали после трагедии, но вернули. Может быть, не ходит в период пандемии, но в целом ходил еще как))
06.06.2020
Да, я уже почитала про новые вагоны. Очень здорово, что сделали возможность заряжать устройства.
Буду знать, что в Эконом+ дают перекусить)))
06.06.2020
Не знаю, доведется ли мне когда-нибудь ехать Сапсаном, но вообще стало интересно) и пожрать особенно Big smile
10.06.2020
Про пожрать - понимаю как никто другой Big smile
06.06.2020
Собираюсь в конце месяца ехать на сапсане Санкт Петербург- Нижний Новгород. Но встал вопрос, а можно ли перевозить в нем собаку в переноске ? На сайте ржд при выборе вагона нет никакой информации, а на телефонный звонок отвечает робот. Может быть вы сможете мне помочь разобраться с этим вопросом? Буду очень благодарна. Спасибо
10.06.2020
К сожалению, не в курсе Sad
Места для пассажиров с животными, вроде бы, есть
07.06.2020
Давно я на Сапсане не каталась Smile
09.06.2020
Оооо, сидения эконом-класса действительно меня «помучали», вернее спину) Но если сравнивать с обычным поездом, то Я готова была Бы посидеть И на них, только бы не мучаться 12 часов в купе) С поездом что и удобно, сразу в центре, а с аэропорта ещё добираться.. Я всегда ненавижу это делать Big smile
10.06.2020
Дада. Ночные поезда с их плацкартами и купе прямо бесят Sad
10.06.2020
ни разу не ездила на сапсане, такой поезд интересный, в наших краях наверное, их и нет
10.06.2020
У вас Ласточки, наверное
10.06.2020
да, до Сочи ходит
12.06.2020
Про пассажирок 1 класса улыбнуло) часто езжу Сапсаном и вот как раз такие девушки около него обычно стоят на посадку, как из кино) Сам поезд люблю, я по многим причинам предпочитаю его самолету, была очень рада, когда запустили. Не без недостатков, конечно, но в целом устраивает полностью, да и цена билетов, если заранее покупать туда- обратно - очень даже. Главное, с толпой китайцев не попадать..
12.06.2020
Вот, значит, не я одна обратила на них внимание Big smile
Про китайцев согласна, их даже на вокзале много, и неважно, во сколько там отправление Сапсана, - просто толпы китайцев...
Другие отзывы
  • 22.05.2016
    8
    Пока был только один опыт поездки на Сапсане Москва-Санкт-Петербург и обратно. И ещё одна поездка запланирована на лето. Удалось ли нам приобрети билеты на Сапсан в высокий сезон по минимальному тарифу? Читайте ниже в этом отзыве. Вся информация в отзыве по состоянию на май 2016 года .
  • 21.04.2018
    5
    До переезда я на «Сапсанах» не путешествовала - не было никакой необходимости. Но теперь для меня это один из самых простых способов добраться в Москву.
  • Пользуюсь за неимением лучшего. Основной минус, что у них нет поездов после девяти вечера. Остальные минусы: в вагонах эконом класса очень душно из-за чего все подмышки мокрые и в туалетах из крана не течёт вода.
  • 17.02.2020
    2
    Чтобы путешествие с ребёнком из Петербурга в Москву было более комфортным, я решила воспользоваться возможностями скоростного поезда Сапсан и приобрела билет в детское купе. В каждом составе оно располагается в носовой части десятого и, если состав двойной, двадцатого вагонов.
Читать все отзывы 88
Смотрите также
  • 14.06.2015 - 18:49
    7
    Сапсан - реалистичная игрушка. Если вашему ребенку уже надоели "детские" машинки, а до железной дороги - не дорос
    Малыши познают Мир разными способами, в том числе и играя. Только как угадать при всем многообразии и ассортименте, какая игрушка ребенку понравится, а какая будет пылиться в дальнем углу?   Сходили мы в гости, а у подруги сын на год старше. Авто- и технопарки у него значительно шире.
  • 27.08.2019 - 17:18
    2
    Лучшее, что может предложить Украинская железная дорога. Все продумано до мелочей, быстрый, комфортный.
    В начале августа мне предстояла поездка в Киев. На привычный для меня маршрут билетов не было, а поездка планировалась с ребенком, от безвыходности пришлось взять билет на скоростной сидячий поезд Константиновка - Киев. Длина маршрута около 800 км, время поездки 6 часов 46 минут.
  • 05.10.2017 - 11:45
    Еду можно заказывать прямо в поезд через мобильное приложение!!! Это просто супер!
    Случайно узнал о приложении FoodBall (посоветовали друзья перед двухдневной поездкой на поезде) . еда из различных кафе и ресторанов прямо к вагону поезда.
  • 30.07.2019 - 16:43
    4
    Чем "Ласточка" лучше "Стрижа". Обзор поезда, советы по выбору мест, лайфхаки из личного опыта.
    В этом отзыве расскажу о поезде "Ласточка". Ездила с семьёй и друзьями на нём в конце мая 2019 г. по маршруту Москва-Нижний Новгород. Будет подробный обзор поезда, советы по выбору мест, лайфхаки из личного опыта, сравнение со "Стрижом".
  • И все же, приятное или неприятное путешествие?)
    Здравствуйте, что можно сказать о поезде "Николаев - Ровно"? Есть в нем свои плюсы, есть минусы. Мы ехали ним до Киева и в тот же день с Киева Итак, плюсы и минусы : Плюсы : 1) Это обычный поезд советского образца. Поэтому фоткать ничего не имело смысла.
  • 29.11.2019 - 14:29
    5
    Самые быстрые поезда в мире
    Всем привет, хочу поделиться впечатлениями от поездки на одном из самых быстрых поездов мира - японских Синкансенах. В путешествии по Японии нам пришлось несколько раз воспользоваться этими поездами, и это было круто, они действительно очень быстрые и еще очень комфортные.
  • 26.05.2020 - 21:29
    7
    Отличнейшая система поездов!
    Замечательный скоростной поезд, услугами "Great Western" я пользовалась не раз и буду пользоваться в будущем. Поезд ходит как на большие расстояния (в моём случае связывает Лондон Паддингтон - не только аэропорт, с которого вы также попадаете на станцию Паддингтон), но и довезёт в обратном…
  • 13.07.2020 - 12:20
    2
    Поезд Ласточка Москва Питер - это довольно бюджетный поезд, если брать по акции. В плане комфорта меня всё устраивает. Езжу на нём не первый раз. Фото из поезда и советы по выбору места смотрите в отзыве.
    Всего лишь около полутора лет назад появились первые Ласточки на Маршруте между двумя столицами. Направление загруженное, спрос есть всегда. И поезд Ласточка Москва Санкт-Петербург, на мой взгляд, очень органично вписался в большой список уже имеющихся поездов на этом направлении.
  • 08.08.2020 - 11:41
    9
    Поезд 725 из Петербурга в Москву дешевый, но комфортный. Цена меня порадовала, я брал по двойной акции от РЖД. Мои фото, лайфхаки и советы - в отзыве.
    В наше непростое время мне важно экономить, но оставаться на том же уровне комфорта, к которому я привык. И взять билеты Москва - Санкт-Петербург недорого вполне реально. И удар по кошельку не сильный, и можно спокойно ехать в неубитом вагоне.   ЦЕНА БИЛЕТА НА ПОЕЗД 725.
Популярные отзывы
  • 09.08.2020 - 13:47
    18
    Вагон бизнес класса по цене плацкарта или как нам посчастливилось ехать в вагоне нового поколения "из интернета"
    Всем привет!)Вот и наступил момент, когда пора бы уже возвращаться из отпуска. Билеты не стали брать заранее, а купили их за несколько дней до отъезда.Выбор билетов в приложении РЖД был не очень велик, все нижние места давно уже разобрали, а так как мы едем с годовалым ребенком- это очень…
  • 14.09.2020 - 22:27
    31
    Вагон-ресторан в двухэтажном поезде Москва-Сиферополь. Так ли дорого?
    Ехали в поезде Москва-Сиферополь. Отьезд с Казанского вокзала. Время в пути 33 часа. ПРО БИЛЕТЫПоезд <типа> не относится к собственности РЖД. Билеты нужно заказывать на сайте grandtrain.
  • 14.08.2020 - 22:51
    21
    ГРАНД ЭКСПРЕСС - поезд с претензией на шик. Оцениваем все удобства вагона СВ (люкс), который называют "отелем на колесах"
    Как уже знают мои постоянные читатели, я оригинально из Санкт-Петербурга, а живу в Москве. Поэтому мои поездки между двумя столицами носят регулярный характер. И на этом направлении я опробовал, пожалуй, все доступные опции поездов.
  • 11.08.2020 - 09:49
    24
    Комфорт вместо все включено. За что я заплатила 20 тысяч рублей?
    Вопрос о поездке на поезде встал в момент, когда мне нужно было перевезти кота в другой город, а сделать документы на самолет уже не представлялось возможным.
  • Мой опыт поездок на Ласточке - примерно 5 лет. Расскажу о личных впечатлениях и небольших хитростях. Ласточка-ласточка, куда нам деть свои "ласты"?
    Добрый день, дорогой читатель! Поезду "Ласточка" Москва-Смоленск примерно 5 лет (на самом деле чуть больше), и я довольно часто на нем путешествую. Какое-то время я работала в Москве, сейчас в столице трудится мой муж.
  • 08.07.2020 - 03:13
    9
    Лайнер "Salamis Filoxenia" или похудеть в круизе по Средиземному морю❤️
    Привет, читатель!   Salamis - это кипрская компания, которая совершает туристические маршруты по средиземному морю с июня по сентябрь включительно, а так же еженедельные круглогодичные грузовые перевозки на материковую Грецию.
  • 25.07.2020 - 11:29
    5
    Быстро доехать до моря. Но с комфортом ли? Какие недостатки необходимо знать до поездки на двухэтажном поезде?
    Всем доброго времени суток.   Путешествуем мы с семьёй преимущественно поездом, поэтому вопрос как добраться с Воронежа до Лазаревского у нас не стоял. При выборе поезда основную роль играло время в пути, а также время посадки и прибытия.
  • 08.08.2020 - 11:41
    9
    Поезд 725 из Петербурга в Москву дешевый, но комфортный. Цена меня порадовала, я брал по двойной акции от РЖД. Мои фото, лайфхаки и советы - в отзыве.
    В наше непростое время мне важно экономить, но оставаться на том же уровне комфорта, к которому я привык. И взять билеты Москва - Санкт-Петербург недорого вполне реально. И удар по кошельку не сильный, и можно спокойно ехать в неубитом вагоне.   ЦЕНА БИЛЕТА НА ПОЕЗД 725.
  • 29.08.2020 - 16:47
    28
    Быстро и с комфортом или без: особенности поездки стоя и сидя.
    Приветствую всех, кто заглянул ! Путешествия для меня это обязательный атрибут моей повседневной жизни: я люблю бывать в новых странах, городах, расширять свой кругозор. И когда нагрянула пандемия, точнее вступили в силу ограничения на передвижения, я мягко говоря была в ступоре.
  • 23.07.2020 - 20:23
    29
    Душ в плацкарте и просто новейшие вагоны - теперь путешествие в 7 дней по России стало куда комфортнее
    Доброго времени суток:) Я очень часто езжу поездом, в таком длинном направлении - уже второй раз. Так в целом, раньше ездила раза два в год с пересадками, и это только домой, да и сейчас возвращаясь с Приморского края у меня было три пересадки, то бишь за неделю я сменила 4 поезда, так что думаю в…