Опубликовано 25 Март, 2022 - 18:57

  • Опыт использования:
    один раз

Это документальная сказка, основанная на реальных событиях, но преломленных поэзией, язычеством и авангардным искусством. Невероятно красивый, самобытный, динамичный и интересный фильм. Он и о той жизненной силе, которую греки именовали эросом, а мы - любовью: всем есть, что терять, о ком заботиться, о чем думать.

В центре сюжета Казымское восстание, вспыхнувшее зимой 1933-1934 годов. Молчаливое недовольство хантов и ненцев вторжением в их жизненный уклад долго нарастало - и вот однажды вылилось в кровавую стычку, и группа представителей советской власти пала жертвой гадания на топоре.

Кто в этой истории ангелы? И те, и другие, просто правда у каждого была своя. В фильме нет злодеев, и нет отрицательных героев.

После революции миссионеры из Москвы, чтобы подружить местные народы с новой властью, отправлялись в далекие уголки страны и орудовали там мечом и словом.

Первые шаги миссионеров были романтические и просветительские - строили культбазы: больницы, роддома, ветеринарные участки, но затем стали забирать детей в школы-интернаты, увеличивать налоги.

Алексей Федорченко, режиссер: "...межцивилизационное непонимание началось именно на этом этапе. Например «куль» на одном из диалектов ханты - это чёрт, и получается, что Культбаза – это место, где живут черти. А Красный чум, показательный чум – как надо жить (там речь шла, в основном, о гигиене или о каких-то других российских порядках), так вот, Красный чум в мифологии хантов и ненцев – место, где живут мертвецы".

В фильме группу миссионеров, отправившуюся в приобскую тундру, возглавляет революционерка Полина Шнайдер. Однажды после ее пламенной речи в Красную армию записались сорок восемь буддийских монахов. В другой раз - слушатели самопровозгласили Иракскую народную республику. В честь нее назвали бронепоезд гражданской войны - "Полина-революция".

Сопровождают ее не менее достойные соратники, с каждым из которых Полина познакомилась при весьма не простых обстоятельствах. Это не столько комиссары в пыльных шлемах, сколько авангардные поэты, музыканты и подвижники. А цель авангарда - перезапустить мир с нуля, так что противоречия тут нет, особенно в новом революционном государстве.

Алексей Федорченко, режиссер: "...придумывая истории своих героев, я просмотрел биографии около четырёхсот художников-авангардистов всех направлений – от скульпторов и кинематографистов до архитекторов и композиторов. И самые интересные факты из их биографии я отдал своим героям. У каждого из «ангелов» есть реальный прототип, а всё происходящее – это мозаика из реальных событий".

Вместе с Полиной в Казым едут архитектор-конструктивист Николай, фанат «огненных похорон»; скульптор Захар, создавший памятник «товарищу Иуде Искариоту»; кинорежиссер широкого профиля Петр, который снимает летающих собак и настоящие казни; Смирнов, режиссер латышского театра, в котором арестовали всех артистов, пока он ставил балет расчесок и гребешков; и композитор Иван, создающий симфонии для заводов и городов.

Воздушный шар из звериных шкур с надписью "Наркомнебо", выставка абстрактных картин в роще или кинопоказ на белых клубах дыма - станут их орудиями в межкультурном противостоянии. А самая тяжелая, личная, магическая битва предстоит Полине - с богиней Касым на далеком заповедном острове.

Какая из сторон победила, станет ясно в конце фильма: когда покажут первого ребенка, родившегося в роддоме при культбазе, - Катю, уже состарившуюся. Она живет в типовой городской квартире и на просьбу спеть что-нибудь поет "Песню о тревожной молодости" Пахмутовой, а не что-нибудь на родном языке, хантыйском.

Несмотря на трагичный сюжет, "Ангелы революции" полны юмора, всех оттенков, и черного в том числе. Чего стоит секретарь окружкома, примеряющий юбку из травы посреди сибирской зимы, - мали ли, вдруг придется ехать в Океанию, революция-то всемирная.

Алексей Федорченко, режиссер: "Весь север я снимал в Казыме. При этом изба, где мы снимали, это одна из тех самых изб, что осталось от Казымской культбазы. Их сохранилось там три или четыре. Кадры с телами убитых просветителей сняты в том самом амбаре, где когда-то были сложены замерзшие трупы реальных участников той свердловской делегации. Когда я нашел этот амбар и понял, что это склад того времени, я сделал все, чтобы мне разрешили там работать".

В фильме использованы тексты Дениса Осокина - цитаты, сюжеты - талантливого современного писателя. Он принял участие и в работе над сценарием.

anna_aprelevaрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
25.03.2022
Очень интересно, моя тема- революция, 30е годы.
Чем- то напоминает Начальника Чукотки.
25.03.2022
у вас хороший ник))
Другие отзывы