Опубликовано 28 Сентябрь, 2019 - 09:12

Книгу с одноименным названием я пыталась читать в свое время, после прочтения «Суад. Сожженная заживо», но быстро бросила, настолько топорным и фальшивым показался язык написания. Прежде чем выпускать книгу в свет, нужно было ее как минимум профессионально перевести на русский язык, как максимум – литературно обработать. Не может 10-летняя неграмотная девочка из глухой йеменской деревни использовать в своей речи такие слова, например, как «амбиции».

И тут я недавно узнала, что есть еще и фильм про маленькую Ноджум и ее трагическую историю. Стала искать в интернете. Фильм с нормальным переводом найти не удалось, пришлось довольствоваться тем, что есть – монопереводом. Ну ладно, в принципе, все оказалось не так уж плохо и вполне смотрибельно.

Какие чувства я испытываю после просмотра картины? Потрясения нет, особых эмоций тоже.

Я вам, наверное, покажусь чудовищем, но не могу сказать, что фильм «Я Ноджум, мне 10 и я разведена» тронул до глубины души. Слезы я не лила. Можно сколько угодно возмущаться тем, мол, какие подонки, педофилы, как они издеваются над детьми и все такое – от нашего возмущения не изменится ровным счетом ничего.

В неразвитых мусульманских странах, особенно где-то в глубинках, принято жениться на юных девушках, практически детях. Никто не шокирует древний закон, воспринимают его, как должное. История Ноджум, если она не приукрашена теми, кто просто решил подзаработать на пикантной истории, скорее, исключение из правил, не более (снято, кстати, на реальных событиях, об этом нас информируют начальные титры, а в интернете я даже нашла сведения, что настоящая Ноджум даже встречалась с Хилари Клинтон).

В действительности, сколько еще веков пройдет, пока женщины Йемена и подобных стран не поднимут головы и не научатся решительно говорить «нет!» насилию и педофилии? Не нам судить и решать, не будет лезть в чужой монастырь со своим уставом. Им нравится такая жизнь? (думаю, что даже и нравится, мужики особо не работаю, только детей плодят). Это их выбор. Главное, чтобы они свои порядки не тащили в Европу, у них ведь одна правда, свои законы и других они не признают и не уважают. Больше ничего говорить не стану, а то обвинят в нетолерантности.

Вернемся к фильму. Художественная составляющая сильно хромает, у меня было ощущение, что я смотрю какое-то недокино. Не художественный фильм, но и не документальный. Тем не менее, досмотрела до конца и не без интереса. Особенно было любопытно наблюдать за пейзажами, бытом крестьян и горожан, национальными костюмами.

А вот варварские пляски с автоматами и ножами на свадьбе привели в ужас.

В целом – ощущение можно передать фразой Станиславского «не верю». Мое недоверие относится не к самой истории «брака», здесь, на мой взгляд, все достоверно – похоть взрослого мужика, желание садиста и педофила обладать маленькой девочкой, боль, страх, ужас, стыд, которые испытывает Ноджум, старуха-свекровь, которая даже не понимает всей преступности, которую вершит ее единственный сынок.

Абсолютно фальшивым показался финал. Вот этого точно не может быть. Истинная судьба Ноджум видится мне вовсе не такой радужной. Скорее всего, девочку ждали бы несмываемый позор, издевательства соседей, нищета и, как следствие, смерть в молодом возрасте. Не похоже, что и папа с мамой сделали для себя какие-то выводы, никакого раскаяния на их лицах нет.

Не дает покоя вопрос: как неграмотная деревенская девочка вообще узнала про такую возможность избавления от насильника, как суд. Кто ее надоумил? Она ни с кем не общалась, поддержки у близких не нашла, жила в глухой деревне, где местные женщины вряд ли могли ей рассказать о ее правах. Как бы там не было, судью, как мне кажется, удивило вовсе не то, сколько Ноджум лет, а то, что она пришла в суд за помощью. А то прям никто не знал, что у них детей замуж выдают.

Впрочем, есть и убедительные моменты. Даже в этой отсталой стране есть образованные и интеллигентные люди, судья и женщина адвокат тому пример, которым и в голову не придет отдать свою дочь замуж в 10-летнем возрасте.

Есть в Йемене и дети, чье детство можно назвать счастливым и светлым. Они спокойно играют в классики. Родители позаботятся об их будущем.

Думаю, что вот эта невеста в белом платье, поразившая воображение малышки Ноджум, как раз з такой обеспеченной и благополучной семьи. Уж явно ей не 10 лет.

А вот несчастным дочерям вот этого мужчины с печальными глазами Чарли Чаплина, сетующего на свою несчастную судьбу, явно не повезло.

Что ему можно посоветовать? Работать иди, тот, кто хочет работать, работу всегда найдет. Кто не хочет – будет заставлять жен и детей попрошайничать, а еще лучше – будет телами дочерей торговать. В самом деле, удачный выход из положения.

Короче, фильм «Я Ноджум, мне 10 и я разведена» можно не смотреть. Я не советую. Да, для нас это дикость, варварское уродство, для них – норма. Девочку и ей подобных жаль, и происходящее с ними в голове не укладывается, но изменить ничего нельзя, пока не изменится их система законодательства в целом. Девушки не домой к отцу должны от мужа-садиста возвращаться, а в какие-то специальные приюты, школы, центры, где им будут оказывать необходимую психологическую помощь, обучать, адаптировать к реальной жизни, защищать от внешнего негатива. Таких центров, насколько я знаю, нет и не предвидится. Не нужны они никому. Всех все устраивает. А нам этого не понять.

Достоинства
  • Неоднозначная тема
  • Съёмки
Недостатки
  • Слабая художественная составляющая
  • Фантастичный финал
KosmoBlondiне рекомендует
Читать все отзывы 12
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
28.09.2019
У вас очень губительный подход из разряда "Ляляля я закрою глазки и ничего не буду видеть. Я в толерантной Европе у меня все хорошо ляляля у нас такого не будет, это у них там все плохо это с ними там случаются плохие вещи. А с нами все хорошо"
Гляньте сериал "Рассказ служанки", там тоже люди жили в свободной Америке и считали что с ними УЖ ТОЧНО ничего не случится. А пришли к власти фанатики и все пошло по.... Очень плохо. Как бы намек на то что "Это может случиться где угодно и с кем угодно".
В России "прекрасный" тому пример Дагестан и Кавказ где ужасы на уровне или похуже происходят. Казахстан вот тоже недалеко.
Нельзя закрывать глаза и отворачиваться от таких проблем думая мол "Ой ну вот они там где-то сами разберутся, или не разберутся в общем то мне плевать". Об этом надо говорить и много. Кричать я бы даже сказала. Женщины того мира ничего не сделают по одной простой причине: они запуганы и не знают другой жизни. Вот просто банально не знают. Нормально ли намотать женщину с ног до головы в тряпки и закидать камнями если ее изнасилуют? Едва ли. Мягко говоря. Радикальный феминизм и пара десятков лет с ним впридачу, вот что нужно тем женщинам.
28.09.2019
Вы невнимательно прочитали мой отзыв, иначе вы бы наверняка заметили такую фразу "Главное, чтобы они свои порядки не тащили в Европу, у них ведь одна правда, свои законы и других они не признают и не уважают. Больше ничего говорить не стану, а то обвинят в нетолерантности". Ну или вот эту "сколько еще веков пройдет, пока женщины Йемена и подобных стран не поднимут головы и не научатся решительно говорить «нет!» насилию и педофилии? Не нам судить и решать, не будет лезть в чужой монастырь со своим уставом". С чего вы взяли, что я призываю отворачиваться от проблемы?
28.09.2019
"Поднять голову" в их положении не так то уж просто. Для начала - большинство этих женщин не знают другой, более счастливой и здоровой жизни, а следовательно не могут все повально к ней стремиться. Ну а для конца - представьте сами какой силы должно быть сопротивление и сколько женской крови при нем прольется. В Европе как бы не все само собой получилось, там и техническая и культурная революция прошли перед признанием прав женщин. Да и порядки и нравы европейские уж куда мягче
28.09.2019
Да это не только происходит в тех местах, а прям у нас под носом, в России, в цивильных городах. У меня одноклассницу в 9 классе своровали и забрали замуж. Родители счастливы, а педагоги и одноклассники в шоке были.
Так что Вы правы полностью. Я вот только сейчас, будучи взрослой, не понимаю, почему социальные педагоги не сообщили в правоохранительные органы.
28.09.2019
У нас в России уголовное наказание за педофилию пока никто не отменял, и слава богу. За связь с несовершеннолетней - статья. Не знаю, в каком городе вы живете, но допускаю, что такое могло произойти. Однако такие случаи - не система, не закономерность, как в том же Йемене. Почему, действительно педагоги не обратились в полицию? Пребываю в недоумении.
28.09.2019
Вот и у меня странное ощущение от этого отзыва. Основная мысль автора считывается как "меня это не касается".
А я напротив очень рада, что такие фильмы и истории стали наконец-то обнародованы. "Шило в мешке" все сложнее утаить. И это радует, несмотря на всю неприглядность (мягко говоря) всего того, что выходит на свет. Кому как не женщинам, проявлять активную позицию в таких вопросах? Я хотела бы видеть больше женской солидарности, взаимопонимания и поддержки в обществе в целом. Женщинам стоит объединятся и отстаивать свои человеческие права.
Подобные отзывы из разряда "это некрасиво, но моя хата с краю" очень странно выглядят, лично для меня.
28.09.2019
Нет, донести такую мысль до читателей перед собой не ставила. Традиции у них, конечно, звериные, но мы ничего не сможем изменить, к сожалению. Да они и сами-то ничего не хотят менять. Тот же самый шейх, сделавший такой благородный поступок в суде и освободивший девочку от брака, наверняка поступил бы иначе, приди она к нему при обычных обстоятельствах. А фильм я не советую смотреть по одной простой причине - очень слабая художественная составляющая. Именно по той же причине я не стала книгу читать - невозможно, язык ужасный. Мы же фильм оцениваем, не так ли? А не просто ведем дискуссию - плохи или хороши их традиции.
Очень интересно, чем ваша солидарность помогла этим притесняемым женщинам? Вы с кем-то объединились и отстаиваете их права, как советуете автору? Вам этот фильм помог? Не вижу смысла в лицемерии, когда только много говорят и ничего не делают ? Зато осуждать за мнение автора горазды. Очень странная позиция, лично для меня
28.09.2019
Что за бред по поводу Дагестана вы несёте??? Какую литературу вы читали, что вынесли свою глупость на всеобщее обозрение. Я с Дагестана. Я вышла замуж 23 года. И без моего согласия меня насильно никто не выдавал замуж. Это также касается и других девушек. И это подтвердят большее население Дагестана Возможно, бывают исключения, но, поверьте, их мало. Да и то они становятся предметом осуждения.
28.09.2019
Я счастлива за вас, но если вам и вашим подружкам повезло это не значит что с другими никогда ничего плохо не случалось. Есть истории и доказанные факты и на них нельзя закрыть глаза
Меня и моих знакомых вот никогда не грабили. Но я не говорю никому что в моем городе проблемы грабежей не существует ?‍♀️
28.09.2019
Я полностью с вами солидарна. Я ещё конечно не замужем, мне 20 и родители не говорят мне:"выходи замуж" и всё такое, то есть не заставляют меня, напротив, хотят , чтобы сначала универ закончила, на ноги, как говорится, встала. Но опять же и этого никто не заставляет меня делать. Учиться, получать образование, получать знание - это обязанность каждого мусульманина. Не нам судить того кто этого не делает
Раз вы не закрываете глаза, делайте что-нибудь ? От "криков" пользы никакой. Да и все обычно ограничивается только этим: поужасаться, дистанционно пожалеть, в интернетике написать "Ох бедные женщины" и обвинить кого-то в недостаточном сочувствии, как будто другой человек не может иметь свою точку зрения.
Европейские женщины сами добились прав и свобод, и потому заслуживают их. Я не считаю, что есть смысл вытягивать свиней из грязи. Это их выбор. И большинство их женщин согласны с этими "традициями".
У меня была знакомая мусульманка, которая мечтала, чтобы жених её похитил, запихав в багажник машины. Она считала это романтичным, а в моих глазах это насилие и глупость. Разница менталитета.
28.09.2019
Так ведь "гадкие белые орущие тетки" делали. Неравнодушные премию девочке дали, деньги на учебу собрали. За эти деньги ее батя, полностью согласно с законами той страны, купил себе третью жену. А потом выгнал девочку и продолжил торговлю дочерми (оно ведь легче, чем работать идти) и тоже не нарушил закон. Но эта ситуация создала судебный прецедент, маленький такой шажок, не принесший счастья самой девочке, но может в будущем это поможет другим женщинам. На суфражисток, которые бросались под лошадей и устраивали демонстрации дабы отвоевать гражданские права тоже кучу дерьма лилось в свое время.
28.09.2019
Не поверите, современные феминистки делают. Ездят в те страны и "Вытаскивают свиней из грязи". А те самые "свиньи" им потом по гроб жизни благодарны.
Поражаюсь вашему комментарию. Я по моему предельно ясно написала, ПОЧЕМУ их ЯКОБЫ все устраивает. Потому что они не знают другой жизни. Женщины до 20 века тоже считали что быть на выдание как свинюшка на аукционе и терпеть мужа тирана и рожать ему 20 детей это норма и даже хорошая жизнь. Пока Клара Цеткин и Ко не открыли им глаза мол "Ало, дамы. Вы в дерьме, очнитесь. Очнитесь и выйдите из тени".
Темнокожим в то же время тоже наверное норм было в рабстве. Как и крепостным крестьянам на Руси. Рабство отменили, а как жить люди не знали. На все время нужно. Что ж теперь получается, расизм норма? Рабство норма? А че, людей же все устраивало, чеб нет то?
Вот даже не знаю кто привили мусульманкам такую норму....Родились наверное с мечтой быть рабынями. Аааа, стоп, нет. Я знаю кто это сделал. Три слога начинается на букву "М". МУЖ-ЧИ-НЫ. Патриархат, чтоб его. Многовековой. Европейки в свое время подорвали этот многовековой "монастырь". Продолжают подрывать. И мусульманкам помогут, вот увидите. Уже помогают
28.09.2019
Ну если подругу жених возлюбленный хотел похитить, то это скорее игра. Но ведь мог оказаться и малознакомый человек и сидевший и бандит. Знаю, что и маму и ее подруг и тёток периодически пытались выкрасть. Как только план раскрывался, деду с братьями приходилось ехать драться, отбирать дочь, пока ничего плохо не случилось. Потому что, если пройдёт ночь, то девушку уже нельзя будет вернуть, позор. И окажется она замужем за кем попало.
Кстати лупить похитителей отправлялись не только мужчины, любая сила, даже сестринская годилась.
28.09.2019
Фильм не смотрела, но историю знаю - читала, плюс фем-паблики освещали в свое время события. Девочку надоумила идти в суд вторая жена отца, плюс невероятное везение с адвокатом (её защищала первая в стране женщина-адвокат, которая и возместила семье мужа денежные издержки, иначе б малышка так и осталась в семье педофила). Сама Норджум жива, но это только следствие той шумихи, которая вокруг этой истории поднялась. Ее судьбой озаботились многие, собрали немалые деньги на учебу...которые отец потратил на покупку третьей жены, а саму Норджум выгнал из дому, как только шумиха чуть-чуть улеглась. Сейчам девушке 20 лет, она замужем и больна туберкулезом. А её младшую сестру так же выдали замуж ребенком за человека много старше. В общем, разруха она не в клозетах, а в головах. Заметьте, отец не стал вкладывает деньги в образование дочери, не преобрел землю или какое другое имущество (страна-то мусульманская, я могу допустить, что образование для девочки мужики считали пустой тратой денег), а спустил все на покупку очердной жены для себя, которую тоже не сможет содержать, ясный-красный (это тот самый патриархат о котором так тоскуют некоторые). Тем ни менее, судебный прецедент - это очень важно.
28.09.2019
Спасибо за информацию, о дальнейшей судьбе девочки не знала. Значит, я в своих выводах оказалась недалека от истины.
Я согласна с Вами полностью в той части, что не надо лезть со своим уставом в чужой монастырь.
Мы сколько угодно со своей колокольни можем осуждать их уклад и менталитет, но в данном случае нельзя судить по себе!
Попробуйте убедить девочку из глухого села на Северном Кавказе, что платок - ущемляет её права, как личности - вы будете нимало удивлены доводам о том, что платок наоборот возвышает её. Так что разговоры правозащитников о "несвободных женщинах востока" на самом деле очень оторваны от действительности и носят деклоративный характер(
Спасибо за отзыв!
28.09.2019
Спасибо Вам за понимание.
28.09.2019
Бедная девочка. Очень жаль, что такое обращение вообще возможно с ребенком.
28.09.2019
Ноджум, конечно, жаль, как жаль и любую другую девочку, которую родители продали похотливому взрослому мужику. Но ей еще повезло, могла бы и умереть от внутреннего кровотечения и необратимых травм, побоев и непосильного труда. Такого не должно быть в принципе, это противоестественно.
Чужая культура - всегда потемки. И у меня не создалось впечатления, что Вы пытаетесь отгородится. Скорее понятен скепсис в отношении художественной составояюшей
28.09.2019
Знаете, у меня есть друзья цыгане, у которых принято замуж выдавать в 14 лет.
Нормально живут, детей в 15 рожают.
И все в их диаспоре, считают это нормой, в том числе и сами девочки и мальчики. Есть друг, который в 15 лет взял в жены 30 летнию даму, тоже цыганку. И им норм, живут как реальные муж и жена, целуются и обнимаются на публике среди своих. Друзьям "не цыганам", которых немного, тоже представляет ее как жену и отзывается очень любя, как о матери своих будущих детей.
Я лично этого не понимаю, но он мне объяснял это глубокими традициями их народа.

С девочками-цыганками из их табора не общалась, но этот друг рассказывал, что у них в 14 их замуж отдают за мужчин из другого табора. Говорит, что девочки просто мечтают об этом дне свадьбы.

И это и Россия и Беларусь. Так что оглянитесь вокруг, точно такие же истории есть рядом, но они не считают это педофилией у самих этих народов.
28.09.2019
Согласитесь, 14 и 15 это не 8 и 10 лет. Да я и не уверена, что их (я имею ввиду цыган) регистрируют официально в загсе. Идти на нарушение законодательства РФ? Это вряд ли. Скорее всего, просто отмечают свадьбу в таборе. ну а как дело обстоит в Беларуси, не знаю.
28.09.2019
У них не регистрируют ни свадьбу, ни родившихся детей, ни прописку, и ничего вообще. Для государства они начинают существовать только когда преступают закон
Не смотрела ни фильм, не знаю даже историю этой девочки. Но если у них так принято, значит принято. Знаю семью узбеков, живут в Псковской области, на подработках. У них есть дочка, сейчас ей лет 16 наверное. Но жених есть у нее уже давно. Да, для нас это дико, а для них - нормально.
28.09.2019
Извините, не туда ответила, а как удалить коммент не знаю)
Ой, если честно мне все равно что у них там регистрируют, а что нет. Это их дело, дело их страны, менталитета. Меня насильно замуж не выдают, коров/овец/гусей не предлагают, поэтому мне все равно где, как и что происходит. Знаю только за ту семью, там и сыновьям жен подбирали.
Я подумала мне, я вам ответила) Ну ничего)
28.09.2019
И я с вами во многом не согласна. Во-первых, по Исламу, никто не вправе выдавать девушку/девочку насильно замуж. Во-вторых, вы говорите, насильники/педофилы и т.д. и т.п. , я не защищаю таких и не говорю что иметь связь с маленькой девочкой правильно, но опять же.. Вы выставили мусульман так , будто они какие-то звери и вообще не знают что такое цивилизация. Лично я в мусульманской стране конечно не была и не обвиняю вас ни в чём, но опять же , думаю и вы там не были. Не хочу чтобы вы восприняли этот комментарий как-то не так, но и вы поймите , не надо утверждать что мусульмане педофилы и всё такое.
Вот вот, чуть что всех под одни грабли пускают. Есть разные семьи, разные люди. И если так происходит где-то в глуши, то не значит что так же происходит в крупных городах.
28.09.2019
Мне не совсем понятно, к кому относится ваш комментарий, предположу, что ко мне. Мой отзыв посвящен не религии и ее представителям, а конкретному фильму, который я, кстати, к просмотру не советую. При чем тут была я в мусульманских странах или нет?
Все претензии - создателям фильма. Пишу "педофилы", поскольку о педофилии и идет речь в картине. Любой человек, вступивший в связь с ребенком, для меня - педофил. Напоминаю, что судья в фильме признал брак незаконным и мужа-насильника наказал. У них тоже есть свои законы, незнание которых не освобождает от ответственности.
28.09.2019
бывают конечно люди, которые устанавливают свои правила и всё такое, но опять же. Некоторые люди судят со своей колокольни
28.09.2019
А я всегда испытываю странные эмоции при просмотре подобного. Но мне эта тема интересна, хоть я с ней и никак не связана. Всегда поражаюсь, что в 21 веке такое бывает. И хлеще бывает.
Очень интересный отзыв, спасибо Smile
28.09.2019
Я тоже не люблю подобные сказки, но в одном я с вами не согласна: это не их выбор. они просто не знают, что может быть по-другому, или же не могут повлиять на это.
Все это ужасно, конечно
Киноман вы))
Другие отзывы
Читать все отзывы 12
Смотрите также