Здравствуйте! Недавно читала отзывы об «Эффективной начальной школе» и меня бомбануло))
Этим отзывом я хочу немного снизить градус пафосности рассказов тех, кто поступил и теперь рассказывает, что будущий школьник и кому должен, чтобы справиться с программой 1-3 (читать, писать, считать), каким умным, сильным, сообразительным и выносливым он обязан быть...
На своём примере я хочу показать, что никому и ничего будущий первоклашка не должен. Родители - да, но не ребёнок.
Немного предыстории (можно не читать):
Я сама пошла в школу с 6 лет, потому что читать научилась в 4 и родители решили не сдерживать мое развитие. Увидела ли я какие-то преимущества более раннего поступления в школу? Ни одного.
Раннее окончание школы и поступление в ВУЗ в 16, а не в 17 лет, тоже не дало никаких плюшек.
Кроме того, мама меня научила читать по буквам, а в школе были совершенно другие требования к чтению - по слогам. И вот, огребали мы вместе. И мама, и я. Мама - словесно, за то, что учителю пришлось меня переучивать. Я, тараторящая 100 слов в минуту в 1 классе, получала четверки за неправильную технику чтения, когда как те, которые по слогам читали еле-еле, спокойно получали законные пятерки, т.к. у них обучение проходило по всем правилам.
✔️ РАННЯЯ ПОДГОТОВКА
Поэтому после рождения ребёнка моей принципиальной позицией было никуда не торопиться. Я не занималась с ребёнком никакими развивашками, причиняющими хоть какое-то неудобство. Модные в то время карточки Домана (которые, кажется, были, у всех вокруг) считала забавой исключительно для родителей. Все делала только по желанию ребёнка. Вижу, что не тяготеет к изучению букв - и не надо. Не даётся рисование и раскрашивание - да и черт с ним. Никаких хитростей, шантажа и подкупа. Все это будет позже. А детство пусть будет полноценным детством. Интересуется камушками и рыбками - помогаю углубить знания: собираем коллекцию камней, покупаем красочные энциклопедии о подводных жителях. Думаю, смысл понятен)
Единственной проблемой было то, что и многие школы сейчас придерживаются позиции, что в 1 класс ребёнок должен прийти читающим. Но и на это я забила. Прорвёмся! Ну не собиралась я насиловать ребёнка, который не проявлял никакой заинтересованности к книжкам. Всему своё время))
✔️ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Мы выбрали обычную школу. Ничто не предвещало. Как раз там проводился набор на подготовительные занятия к школе. С октября по февраль, если мне не изменяет память.
И вот это дело я считаю очень важным и нужным. Пусть даже эту школу вы и не выберете в итоге. В любом случае будет полезно. Именно там ребёнок получает представление о том, что будет происходить на уроках и для него 1 сентября не станет откровением и стрессом.
Занятия у нас вели 3 учителя начальных классов, к которым шёл набор. В процессе занятий и стал очевиден выбор учителя - ребёнок хотел идти к ней и ни к кому больше.
✔️ ПОСТУПЛЕНИЕ В ЭФФЕКТИВНУЮ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ 1-3. НЕ ОЧЕНЬ ОБНАДЕЖИВАЮЩЕЕ НАЧАЛО.
Итак, с учителем ребёнок определился. И тут оказалось, что ей поручено в этом году вести класс по экспериментальной программе 1-3 (Эффективная начальная школа).
Это значит, что дети начальную школу осваивают не за 4 года, а за 3.
Когда я училась, именно так и было. Из 3 класса перескакивали в 5, и когда ввели 11-летнее обучение вместо 10, я недоумевала, что там можно делать в этой школе лишний год? Оказывается, придумали что-то. Сейчас, по слухам, передумывают обратно, потому что держать учеников в школе лишний год выходит весьма небюджетно.
Всех поступающих в школу детей предварительно в апреле собеседовали. И по результатам собеседования выносили вердикт, куда ребёнок определён, в экспериментальный класс или обычный.
По итогам собеседования сын попал в обычный класс, но это был не вариант, так как никакие другие учителя его не устраивали. Да и для мальчика закончить школу на год раньше и иметь в запасе год перед армией - это круто, такой шанс не хотелось упустить.
Поэтому самый красноречивый и умеющий убеждать член нашей семьи (это не я) отправился на личную встречу с учителем и очень просил взять ребёнка, мол, не пожалеете 😁
В общем, так оно и оказалось, вряд ли учитель пожалела, потому что в напряженных условиях учебы отличников в классе оказалось всего 2. Один из них - тот самый, «не подающий никаких надежд» по мнению одного из доблестных педагогов))
Так что, совет всем родителям, не слушайте никаких заслуженных учителей. Не ориентируйтесь на тесты. Ни черта они не понимают в дошколятах и их способностях)) Если я не стремилась научить ребёнка читать к школе, то откуда им взяться, этим знаниям? Никто, кроме родителей, не знает лучше своего ребёнка, его возможности и готовность к такому необычному обучению. Вот.
✔️ ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОГРАММА 1-3 «ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа эта пока что экспериментальная и четкой структуры у неё нет, кроме «скелета».
А скелет таков: в первом полугодии дети изучают программу первого класса, а после Нового года они уже второклассники и за полгода осваивают материалы второго класса.
На второй год обучения дети уже являются третьеклассниками и все возвращается в свою колею, тихо и размеренно учатся по обычной программе.
Кстати, за основу взята программа «Школа России», которая считается максимально приближенной к той, по которой учились советские школьники.
НО наш учитель действовал на своё усмотрение. К примеру, математика у нас периодами была по программе «Школа 2000» Петерсон, периодами - по программе «Школа России» Моро.
Также и с литературой. Она брала те учебники, которые в данный период обучения казались ей наиболее сильными.
✔️ НАГРУЗКА. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Если по программе 1-4 максимальная нагрузка у первоклашек - 19 часов, то у нас на 2 урока в неделю было больше.
- Каждый день по 4 урока, кроме одного дня, когда их 5.
- В следующем году (3 класс) - 22 часа (2 дня в неделю по 5 уроков);
- На последнем году обучения (4 класс) - 23 часа (3 дня в неделю по 5 уроков)
По программе 1-4 домашней работы и оценок в первом классе не предусмотрено, а у нас сразу. Только в 4 классе (удивительный подход) нам перестали давать задания на выходные.
Уроки в первый год мы с ребенком делали до 10 часов вечера - стабильно. НО. 4-6 раз в неделю он ходил на секции. Те, кто ничем не занимался, или реже, заканчивали раньше
Пример домашней работы в первом классе по прописям, чтобы оценить масштаб трагедии))
✔️ ПРОЕКТЫ
Я уже писала, что меня, учившуюся в 90-х всего 10 лет, достаточно долго занимал вопрос, что там, в этой школе, можно делать ещё год? Оказывается, вот что!
Помимо внедрения некоторых дисциплин типа информатики с первого года обучения, английского и православия, добрую часть времени у параллельных классов (тех, которые учатся по программе 1-4) занимают проекты.
Мы с этим столкнулись всего раз (по плану учителя) - предстояло делать макеты жилища насекомых. С тех пор мем про «макет Саратова в натуральную величину из грибов и шишек» совершенно не кажется смешным, а плакать хочется от того, насколько это жизненно 😁
Защита проекта не состоялась из-за пандемии, но я наслышана от родителей учеников других классов, как это вымораживает и отнимает кучу сил и времени.
Так вот, в «Эффективной Начальной Школе», к счастью, на Проекты у нас не оказалось времени, чему я безмерно рада.
✔️ ПРОПИСИ. ПОЧЕРК
Уже доказанный факт на примере, наверное, всех учеников, что с почерком при ускоренном обучении по программе «Эффективная начальная школа» огромные проблемы.
Это было очевидно уже после первых месяцев обучения. В то время как по растянутой программе ученики тщательно выводили буковки по разным методикам и обращали огромное внимание на этот фактор, наши торопыги толком не отрабатывали ничего.
В итоге мне пришлось купить прописи первого и второго класса, и если я вижу, что написание какой-то буквы никуда не годится, то ищу ее и заставляю вспоминать.
В итоге, вся пропись у нас примерно в таких гневных посланиях:
✔️ ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - МАТЕМАТИКА
Математика у нас в классе при ускоренном обучении ни капли не пострадала. По знаниям ребята ничем не уступают тем, кто осваивал этот же материал за 4 года.
Дополнительных материалов приобретать не потребовалось - в учебниках задачи и уравнения даны в необходимых для отработки объемах.
✔️ ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - РУССКИЙ ЯЗЫК
Учебники по русскому мне очень нравятся, подача материала великолепная!
У меня сохранился учебник, по которому училась ещё моя мама. У меня сохранились учебники, по которым училась я.
И современные издания мне нравятся гораздо больше. Единственное, никак не могу привыкнуть, что правила написания теперь называются орфограммами.
С подачей материала все понятно, но упражнений на отработку материала моему ребёнку катастрофически не хватает. Есть дети с врожденной грамотностью, им проще. Мой - не такой.
Кроме того, все усугубляется катастрофической ленью. Например, при выполнении упражнения на переписывание 10 словосочетаний, он тщательно их пересчитывает и после каждого ставит в черновике «зарубку» о выполнении этой сложнейшей задачи))
Из года в год я покупаю множество пособий по русскому.
И вот из них вообще ничего не заходит, кроме этих двух:
(1) тесты
(2) самые нужные правила и упражнения
Тесты хороши тем, что полностью повторяют темы учебника и подходят даже для самых ленивых детей.
По итогам теста очень хорошо видно, где проблемы.
«самые нужные правила и упражнения» я тоже использую только тогда, когда вижу, что какая-то тема нуждается в отработке.
* Кстати, те, кто путает -тся и -ться, что-то упустили в программе второго полугодия 4 класса 
Если бы я вернулась обратно, на 3 года назад, то посоветовала бы себе приобретать только эти 2 вида пособий и не заморачиваться с остальными. Они не пригодились вообще.
✔️ ЧТЕНИЕ
О, это было сложно. Чтение воспринималось как каторга.
А уж когда учитель на лето задала вот такой вот список книг для внеклассного чтения, да ещё и вести читательский дневник по всему прочитанному, то при виде такой горы начинались *звуки паники*
Опыт по прививанию любви мы позаимствовали у знакомых и выражался он в денежном вознаграждении после прочтения каждых 100 страниц.
Сначала шло тяжело. Все усилия и моя настойчивость дали плоды только к 4 классу. Как-то само собой так получилось, что попалась интересная книга, и с этого момента он запросто может прочитать 100-150 страниц в день. Денег уже за свои страдания не просит, чтение воспринимается как удовольствие - не успеваем книги покупать.
Кстати, на грамотности эта начитанность пока никак не сказалась))
✔️ ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Помимо почерка, однозначно страдает еще и английский язык. Практика показала, что стандартный курс из 4 учебников Spotlight без потерь в трехлетнюю программу воткнуть ну никак не получится. Нам давали в расписании дополнительный час английского (по заявкам родителей). И даже это не помогло. В данный момент, насокращав все, что можно, за предыдущие годы, мы все равно находимся в самом начале учебника за 4 класс.
Я английский знаю и ребёнка подтяну к тому уровню, который нужен будет на момент окончания начальной школы. Но смогут ли так другие - вопрос.
В нашем классе уже сейчас самый популярный репетитор, нанимаемый родителями, это репетитор английского. И это только начальная школа!
✔️ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ: ВПР, МЦКО, ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
В моем детстве были только три страшных слова: контрольная, сочинение и экзамен.
Теперь же для детей началки этих страшных слов намного больше: ВПР, МЦКО, КИМ, разные диагностики...
Порой бывает так, что контрольные у нас проводятся чаще, чем сами уроки.
Думаю, многим родителям интересно, какие примерно работы будут в каждом классе, поэтому покажу частично.
Входная контрольная работа по литературному чтению. 2 класс (проводилась в первых числах декабря на первом году обучения для поступления во 2 класс).
То, что сохранилось:
*Все это можно уже найти в архивах на официальных сайтах при желании.
Математика, 3 класс:
Русский язык, 3 класс:
Русский язык, 4 класс. ВПР и МЦКО:
4 класс, Диагностика читательской грамотности:
✔️ ОЛИМПИАДЫ
Проводятся часто, их много. И по большей части цель проведения олимпиад для меня непонятна, так как все это делается дома с родителями с компьютера/планшета.
Получается, это просто конкурс на то, чьи родители умнее и у кого больше времени.
Вот, например, одна страничка из олимпиады «Наше Наследие», которая ещё идёт. Можете увеличить и поупражняться:
✔️ КАК СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ В КЛАССЕ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Программа «Эффективная начальная школа» новая, мы будем одними из первых выпускников. И одно дело - просто быть учениками в такого рода экспериментальном классе. А вот быть отличниками - совсем другое. На них обращено пристальное внимание как самих учителей, так и родителей других учеников.
И самый распространённый вопрос мне, как маме отличника - это «Ну и как это? Как это у него получается?»
А ответ простой. Это не у него получается. Это у меня получается. Я уверена, у меня получилось бы с любым другим ребёнком из класса, независимо от изначальной подготовки (был опыт подтягивания «необучаемых», по мнению родителей, детей). Если бы я с самого начала не занималась с ним «от и до», если бы не контролировала пробелы в знаниях и оставляла их на откуп учителя, то не заложилось бы базовых знаний, на которых теперь очень легко выезжать.
В свою очередь, если бы я не была «содержанкой», если бы приходилось отвлекаться ещё и на работу, у меня бы ни черта не вышло. Первые 2 года урокам и объяснению домашки я отдавала себя всю, времени не оставалось вообще.
Зато сейчас, в 4 классе, жесть закончена. Все уроки делаются без моего участия за пару - тройку часов.
Ну и на последок, покажу своё любимое БЫЛО-СТАЛО.
Конец второго класса, «сочинение».
Начало 4 класса, контрольное сочинение в школе, написанное без черновика:
Разница между ними - год.
✔️ ИТОГ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
«Просто так в трехлетний класс не запишут» - МИФ. Все решаемо, было бы желание.
«Болеть нельзя» - ЧАСТИЧНО. На самом первом родительском собрании учитель нам сказал: в этом формате обучения болеть нельзя. Ни родителям, не детям. Проверьтесь, вылечите все свои хронические болячки, тогда вы потянете. И это частично оказалось правдой. Сколько детей ушло на первом году обучения только из-за того, что проболели больше недели и не смогли угнаться за пройденным материалом, ууууууу... Именно по этой причине пришлось отказаться от занятий в бассейне (чтобы не рисковать). НО уже со второго года обучения пропуски занятий в школе по болезни не так фатальны. Все, кто дотянул до 3 класса, спокойно учатся.
«Неподготовленный ребёнок не осилит темп» - и снова ерунда. Я бы сказала, что «неподготовленный родитель не осилит». А если ребёнок без каких-либо речевых и иных проблем, то ничего невозможного нет.
Страдают Английский, почерк и свободное время) - ПРАВДА
Если в первом и последнем я не вижу проблем (сама начала изучать английский в 5 классе, и вроде это не мешает жить), то почерк - это реально обидно.
Жалею ли я о повышенной нагрузке в первые два года обучения? Ни капли. Сейчас, когда нагрузка не такая интенсивная, я вижу как ребёнок порой мается от безделья, и жалею, что так мало задают)
Спасибо за внимание!