После передозировки американских сериалов, случившейся при просмотре "Йеллоустоуна", захотелось чего-то менее депрессивного, кровавого и напрочь отбивающего веру в человечество. Посмотрел "Пищеблок", позитива и веры в человечество не прибавилось. Но вот я наткнулся на "Большую секунду"... Рейтинг на "Кинопоиске" на уровне того же "Йеллоустоуна", то есть очень высокий. Только вот никакого экшена не обещают. По описанию - нечто в духе советских лирических комедий, давно ставших киноклассикой. Да неужели? Быть такого не может! Надо срочно глянуть!
Сказано - сделано, точнее, посмотрено. И вот, вкратце, мои впечатления.
Сериал состоит из двух параллельных сюжетных линий: 1) два сценариста (мужчина и женщина, жившие прежде в гражданском браке) работают над телесериалом, 2) персонажи этого сериала проживают свою, придуманную сценаристами жизнь (ну, точнее, небольшой по времени фрагмент жизни, связанный с зарождением их любви друг к другу).
Сразу скажу, первая сюжетная линия мне не понравилась, даже была скорее неприятна. Сценаристы сидят чуть ли не в каком-то бункере и помимо своей работы вечно выясняют друг с другом отношения (почему-то не успели наговориться за то время, что жили вместе). Сценариста-мужчину играет, кстати, режиссёр сериала - Виктор Шамиров.
И меня в каждой серии бесила его манера разговаривать. А именно - манерное растягивание слов. Ну, если начнёте смотреть, поймёте. Буквально уши режет.
Впрочем, мою жену эта сюжетная линия не оттолкнула. Ну, любительницам "Секса в большом городе" диалоги об отношениях между мужчиной и женщиной, вероятно, не могут надоесть, сколько их не произноси. А мне скучно. Я сам такие диалоги могу писать пачками, зачем мне их ещё со стороны слушать?..
А вот вторая сюжетная линия оказалась интереснее, хотя и не блещет оригинальностью. В сериале никаких отсылок нет, но сценаристы явно вдохновились фильмом "Приходи на меня посмотреть", поставленный Олегом Янковским в 2000 году. Ну, а может не фильмом, а пьесой Надежды Птушкиной «Пока она умирала» (в разных театрах пьеса шла под разными названиями: «Лучше быть счастливым позже…», «Рождественские грёзы» и т. д. - больше двадцати вариантов!), по мотивам которой фильм и был снят. Вот они, советские культурные корни, которые отмечали некоторые критики!
Но бог с ней, с оригинальностью - этим современное российское кино вообще не отличается. Главное, что история получилась интересной и смотрибельной.
Молодой, но уже успевший лишиться юношеских иллюзий о славе и признании композитор Ростислав изгнан женой из дома и пытается найти своё место в жизни.
Сделать это, прямо скажем, непросто. А тут ещё с ним приключается нелепая история, начавшаяся со случайной связи с женщиной, с которой он познакомился в интернете. Далее рассказывать не буду, дабы не нарушать интригу.
Актёры этой сюжетной линии играют вполне прилично. Любопытно, что там с этими персонажами будет дальше. И, в общем, расставаться с ними не хочется. При этом главные герои этой истории сами по себе далеки от какого-то героизма и пафоса. Самые обычные люди, в самом обычном провинциальном городе. Но, похоже, мы до того измучены всякой чернухой, порнухой, маньяками, расследованиями, интригами и убийствами, что посмотреть в кои-то веки на обычных нормальных людей становится редкостным удовольствием. Не отсюда ли и высокий рейтинг?
В общем, рекомендую ли я сериал к просмотру?
В целом да. Именно потому, что по нынешним временам он необычен и как-то успокаивающе воздействует на нашу хронически перевозбуждённую нервную систему.
Чего не хватило до более высокой оценки? Ну, как я уже сказал, взаимоотношения двух сценаристов довольно скучны. Мне не показались симпатичными ни тот, ни другой. И вообще я не понял, какого чёрта они ходят на свою унылую работу, когда можно было бы работать дома, или в кафе, или парке, да вообще, где угодно. Но это так, к слову.
Ещё мне не понравилось, когда в одной из серий проскользнул мат из уст сценариста. Ничто не предвещало, и не требовало этого. Так что ностальгия по советскому кино остаётся. За попытку снять что-то в этом роде спасибо, но нельзя сказать, что она удалась на славу.
А ещё у меня создалось впечатление, что тема секса как-то уж чересчур назойливо влезает в каждую серию. Ну ладно ещё в сюжетной линии с персонажами - они молоды и устраивают свою судьбу. Им сам бог велел. А вот когда эта тема занимает так много времени в разговорах, прямо скажем, уже отнюдь не молодых сценаристов, то поневоле начинает казаться, что это как-то нарочито и не естественно. Мне почему-то кажется, что у них нашлись бы иные темы для общения... Но, повторюсь, если для второй сюжетной линии прототипом, весьма вероятно, послужила пьеса Н. Птушкиной или фильм О. Янковского, то для первой - "Секс в большом городе" и т. п. И в этом сопоставлении наша советско-российская драматургия оказывается интереснее и богаче, делая сериал заметным на фоне огромного количества других современных российских кинопроектов.