Вы тоже вспоминаете сериалы "Клон" или "Великолепный век"? Грохочущие платки с монетками в 100 рядов, несуразные движения бедрами и "ножкой эть"? Все это действительно было когда-то давно. И не имеет ничего общего с современным направлением Ориентал. Давайте обо всем по порядку.
На танцы меня отдали с 4 лет (не на восток). С перерывами я занималась разными направлениями всю жизнь. Но только в качестве хобби.
Далекий 2005-й
Я - вчерашняя 18-летняя студентка, молодой офисный работник. Живу в маленьком провинциальном городке, где не так-то много развлечений. Хожу в местный Дом Культуры на кружок (да, именно кружок) восточных танцев для взрослых. Там у всех эти звенящие пояса 🤦♀️
Я так и не смогла понять суть этих танцев. Что-то бедрами, что-то плечиками.. Ну, сбросили стресс после офисной недели, и то хорошо. К преподавателю я относилась с уважением, но тонкой ментальной связи не случилось. Я переехала в большой город и покинула хобби без тени сомнения.
10 лет спустя
За плечами уже 2 переезда на ПМЖ, 2 серьезных профессиональных выгорания и год бально-спортивной программы в ближайшем ДК. Я снова работаю в офисе. И опять мне хочется танцев и творчества, аж скулы сводит. Иду на пробное занятие к самому рекламируемому тренеру. Не вдохновляюсь, пробую снова.
Наконец оказываюсь у талантливой выпускницы своего будущего тренера в группе трайбл. После года трайбла решаюсь примкнуть к группе начинающих на восточное направление. И тут понеслась)...
Тренировочный зал должен вдохновлять
Я занимаюсь не просто в каком-то арендном помещении "без окон, без дверей". Мой зал - это сцена местного Театра Танца. На полу - качественный паркет, Вдоль стены - хорошие зеркала. Высоченные потолки с шикарной люстрой, много воздуха и творческой атмосферы. На этом паркете репетируют и выступают профессиональные артисты. На этой же сцене выступаю и я.
На отчетных концертах у нас шикарный свет и звук, дым, крутой задник на сцене, профессиональный ведущий от Театра. И атомосфера, атмосфера!...
Зал должен вдохновлять. Мой зал меня очень воодушевлял. Я искренне полюбила это место. Смущали тесные раздевалки, давно не видевшие ремонта. Но я все прощала, ведь танцевать было комфортно. После такого зала я поняла, что никогда не вернусь в арендный цокольный этаж.
Личность тренера
Это, пожалуй, главное. Мне несказанно повезло попасть к заслуженной артистке (не скажу каких регионов). Мой тренер была не просто молода и талантлива. Она посвятила танцам всю жизнь; имела профильное высшее образование; происходила из семьи, где были педагоги; сама построила свою танцевальную карьеру в театре. У нее еще много достижений, всех не перечислить. Суть вы поняли.
Степень ее погружения в тонкости ориентала просто зашкаливала. Она все время училась (хотя, казалось бы...), посещала мастер-классы. А однажды мы смотрели фрагмент старого-престарого фильма, где был показан очень аутентичный фольклор. Она не только развивалась сама, но и щедро раздавала свои знания ученицам.
Космическая связь случилась. Это был именно тот тренер, у которого хотелось учится. Из технических моментов отмечу, что у нее своя методика преподавания. Мне было достаточно комфортно заниматься внутри этой системы.
Направления восточных танцев
Как новичок, я учила ракс. В группе с более продвинутыми ученицами я выучила постановку таблы, несколько шоу, один фьюжн (микс ориентала и ча-ча-ча), александрийский танец и более сложный ракс.
Моя карьера вынуждала меня пропускать некоторые постановки. Я не расстраивалась, мне нужен был баланс. Мимо меня прошла постановка халиджи, одно эффектное шоу и тараб. Саиди и шааби мы разбирали на занятиях, в постановках я не участвовала.
Не могу выделить ни один из стилей, как любимый. Каждый раз было очень интересно погружаться в новую атмосферу. Новый стиль - это свой посыл, свой смысл у каждого движения и взгляда, свое настроение, своя боль. И свой незабываемый костюм)
Костюмы
Плохая новость - их приходилось оплачивать со своего кармана. Хорошая - тренер так организовывала процесс, что стоимость ткани и пошива была подъемной, дизайн (придумывала тренер) - великолепным. Танцевать было относительно удобно. Смотрелось это очень эффектно. Некоторым девушкам в группе иногда не нравилось. А я люблю каждый свой костюм.
По костюмам в моем клубе была очень высокая планка. Клуб давал отчетный концерт дважды в год на сцене профессионального театра. У артистов театра костюмы просто шедевральные. Ученики просто не могли ронять планку. Мой тренер, как и все артисты-преподаватели, прекрасно разбиралась в костюмах, обуви, имела отличный вкус, насмотренность и профессиональное чутье.
Я была в восторге от того, как выглядел в итоге танец. Это было дорого-богато, эффектно и красиво, в плане костюма.
Немного математики по костюмам
Все цены указаны в доковидные времена, именно тогда я и закупила все основное.
Ранее групповой костюм обходился примерно в 5 тысяч: 2-2,5 тыс. руб. на ткань и фурнитуру (закупали оптом), около 2 тыс. - пошив. Иногда нужно было докупить мелочи для декора и пришить их самостоятельно.
Для шоу я покупала:
- вейлы (около 1000 руб. на Алиэксперсс),
- мелайю (тоже на Алике, цену точно не помню, около 1000 руб),
- 2 шали (покупала отрез упругого шифона и шила сама).
Еще у группы было шоу с крыльями, но я его не танцевала, поэтому крылья не покупала. По той же причине не купила и трость.
Я шила групповые костюмы и купила один костюм для ракса, для сольного выхода.
Также у меня в арсенале были расходники:
- босоножки для латины (простые, порядка 4 тыс.; пафосные стоили от 12 тыс. и выше),
- бежевые колготки в самую мелкую сеточку;
- защита передней части стопы для танцев босиком (копейки на Алике).
Для соревнований была еще запасная пара латинских туфель. Я купила их очень дешево на Алиэкспесс (около 800 руб.), они были низкого качества, гораздо хуже, чем туфли из профессионального магазина. Я возила их только в качестве запаски.
Для тренировок были обычные лосины (найк, очень прочные, остались со времен силового фитнеса), простая майка, высокие шерстяные гетры и чешки. Гетры у меня остались с бальных танцев, а за 6 лет востока я на тренировках сносила всего 2 пары чешек. Все это тоже можно найти на Али или маркетплейсах.
Выступления
Важная часть мотивации для учениц и для меня лично. Мы не просто танцевали в зале. У группы было 2 отчетных концерта в год, участие в собственном конкурсе и выезды на другие соревнования. Вот, кстати, кубки клуба:
Это все по желанию и по возможности. Но у меня в группе на соревнованиях выступали почти все. Тогда у меня небыло детей и я спокойно выступала.
Сцена была для меня не в новинку. Но было очень волнительно, иногда сложно и утомительно. Но всегда кайфово.
Когда фестиваль (он же - конкурс) устраивал мой родной клуб, все было шикарно. Хорошая организация, профессиональная сцена, "домашняя" обстановка. Есть где развесить костюмы, переодеться:
На эти соревнования приезжали девушки из соседних стран. Так соревнования становились международными)
Выездные соревнования проходили в старых Домах Культуры, санаториях, спортзалах. В такой обстановке магия танца сильно теряется. Восточницы на баскетбольной площадке вообще смотрелись странно. Часто было холодно, переодевались где попало, негде спрятать ценные вещи.
Отдам должное тренеру - она предлагала нам только самые интересные соревнования. Где более-менее нормальная организация и хорошая сцена.
Мои выступления
Я так прониклась, что у меня даже был сольный номер (он на фото выше). Ставила тренер на базе уже знакомой постановки. Очень красивая лиричная песня была мне близка. Одной танцевать ещё страшнее, чем в группе)
Я возила сольник на конкурс всего 2 раза, больше не захотела. Один раз выступила на соревнованиях, которые делал мой клуб. Они часто оказывались международными - приезжали выступать танцовщицы из соседнего государства. Это было до 2022 года.
У меня был опыт выступлений в малой группе, но это было не в востоке. По-своему сложно и ответственно. Чаще всего моя группа попадала в категорию формейшн по количеству участниц. Мне нравился такой формат - не так страшно, много поддержки от коллег по паркету, можно включать элементы взаимодействия.
В продакшн (это самая многочисленная группа) я не попала, но за несколько лет до моего прихода в коллектив был номер-продакшн. Я рада, что не участвовала. Без опыта это сложно физически, очень тесно. Часто сцены не предполагают такого количества людей. У меня в группе и 17 человек иногда с трудом расходились.
Математика соревнований
Платить на соревнованиях нужно за все:
- отдельно за каждый выход на паркет. Региональные фестивали пару лет назад стоили в среднем 500 руб., дешевле с членством в танцевальной организации (ОРТО и им подобные). Не путать с членством в своем клубе.
- за проезд к месту соревнований. Я не отъезжала далее 200 км. Обычно мы скидывались на автобус. Кто хотел, ехал своими авто. Я не вожу, чаще ездила автобусом. Если честно, так даже веселее)
- за проживание, если оно потребуется. Это номер в гостинице на 4-5 человек. Веселье гарантировано)
Подготовка индивидуальной программы - очень затратное дело:
1. Постановка и отработка номера с тренером - это почасовая оплата работы по договоренности. Все вместе может выйти 10-20 тыс. руб. и дороже. Все зависит от компетенций тренера, уровня сложности постановки и количества занятий по отработке. Мне повезло, я вложилась в минимум: выучила базу и одно занятие мы с тренером потратили на доработку. Позже я поняла, что не хватало все-таки пары занятий по отработке техники.
2. Костюм для сольного выхода обычно обходится дороже. Если шить средний костюм - минимум 20 тыс. руб. Верхнего предела не существует. Я покупала б/у костюм для ракса, сэкономила примерно 70% от стоимости нового.
3. Если сольная программа хотя бы из 2-3 танцев, выгодно вступить в танцевальную организацию, оплатить ежегодный членский взнос и иметь хорошую скидку для участия в соревнованиях. Это выгодно, если фестивалить хотя бы 6-7 раз в году. Если ездить только на 1-2 выхода в составе группы трижды в год, то смысла нет.
2 слова о танцевальных организациях
Я оформляла членство, когда у меня появился сольный номер. Плюс я выступала сразу в двух группах - восточной и группе трайбл. Много не сэкономила, максимум 1000 руб. Членство позволяет иметь танцевальный рейтинг. Это для девушек, которые видят в танце свою карьеру. Я пару лет попробовала и больше членство не продлевала.
Завершение
Жизнь расставила все на свои места. Я получила работу, которая хорошо оплачивалась. Еще у меня была дополнительная работа. Я больше физически не могла уделять много времени тренировкам и поездкам.
Я очень скучала за творческим коллективом, планировала вернуться. Но через полгода случилось все и сразу - я узнала о долгожданной беременности, через 2 недели после благой вести грянул ковид, а еще через полгода тренер передала нашу группу в добрые руки одной из многочисленных учениц и уехала работать в дальнее зарубежье.
Сегодня я - молодая работающая мама без помощников. О регулярном хобби пока не может быть и речи. Конечно же я поздравила тренера с новым витком в карьере. Но мне бесконечно жаль переворачивать эту страницу своей жизни. Очень тоскливо осознать, что нельзя вернуться и снова танцевать, как это было в далеком 2015-м.
Смахиваю скупую слезу и объясняю, почему я настоятельно рекомендую выбрать танцы по душе и заниматься ими хотя бы несколько раз в месяц:
- классная альтернатива кардио;
- вас заставят контролировать осанку;
- социализация в коллективе единомышленников;
- умственная нагрузка в плане ориентации в пространстве, запоминания связок, координации работы мышц;
- изучение новой культуры, погружение быт и в незнакомые вехи истории других регионов;
- практика выступлений на сцене - прокачка уверенности, победа страха, умение владеть телом, когда на тебя смотрит много людей;
- соревновательная практика - навыки конкуренции, развитие танцевальных навыков, насмотренность и кайф от духа борьбы.
Многие ученицы моего тренера создали собственные клубы и работают там тренерами, готовят уже своих учениц к соревнованиям.
Что может остановить на пути к танцу:
1. Финансовая сторона. Восток - занятие для среднего социального класса и выше. Если вы тащите ипотеку и кредит на огромную плазму, то костюм за 30к будет серьезной нагрузкой на бюджет. В своей группе я была одной из наименее обеспеченных.
2. Нужно много времени:
- учить связки дома,
- регулярно ходить на тренировки,
- сидеть до поздна на сводных репетициях перед отчетными концертами,
- дополнительно тренить перед соревнованиями,
- тратить выходные на поездку на конкурс.
Когда мы с мужем были только вдвоем, было норм. Как молодая мама, я себя такой активной пока не вижу. А без всей этой соревновательной движухи не так интересно.
3. Предрассудки. "Попой вертишь", "Черти чем занимаешься", "Голая по сцене скачешь" и еще 100500 токсичных выпадов моих возрастных родственников не свернули меня с истинного пути. Хотя капец как обидно было слышать такие вещи от самых близких людей.
Нет, не попой, в первую очередь работают ноги, спина, руки, плечи. Нет, не черти чем, а искусством, таким же, как и бальные и прочие танцы. Нет, не голая, современные восточные костюмы на редкость закрыты. Видно только часть корпуса, которую можно запаковать в боди из бежевой сетки. У меня 3 костюма - это закрытые платья почти в пол (они для фольклора и шоу). А лиф предусмотрен только для ракса.
Вот на этом групповом фото девушки на переднем плане в оранжево-черном как раз в таких закрытых костюмах:
Я выдержала натиск потому, что давно отделилась от родителей. Я точно знала, чего хочу, что мне органично, что доставляет удовольствие. Я очень любила сцену, имела 5-летний опыт работы в другом жанре. Я хорошо понимала задачи артиста и тонкую грань между "дарить хорошее настроение" и "вертеть" частями тела. И еще я без труда распознала профессионального тренера - опытного, активного, заинтересованного, растущего.
4. Увлечение должно пройти через главный фильтр "нравится-не нравится". Должно нравиться, должно хотеться, должно захватывать дух. Только так. Если магии не случилось, возможно, стоит сходить к другому тренеру или попробовать другое направление.
Итоги
Я посоветую сходить на пробное занятие всем, кому позволяет время, финансы и душевные силы. Только так можно понять, стоит ли заниматься танцами и какими именно.