Перечитав за последнее время подряд несколько романов заставивших задуматься, решила впасть совсем уж в детство и перечитать книгу Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". А знаете почему? Просто во время чтения книг про подростков, поднимающих очень важные и актуальные для них и родителей темы, я вспомнила этого самого Витю Малеева и его проблемы. И то решение, что помогло ему измениться. Про талант автора сумевшего рассказать об этом без нравоучений и занудства, про силу воли самого мальчика Витю, про дружбу, и про то, как повлиял этот рассказ на меня в детстве.
Сама повесть была написана ещё в 1951 г. Читаю её со своими детьми и даже не верится в то, что ей уже почти 70 лет. Ведь кроме наличия гаджетов и возможности дистанционно общаться, практически ничего не изменилось.
Раскрашивали в детстве с сестрой.
Моя книжка живёт у нас с 1978 г.
И сколько я помню себя, столько и её на книжной полке. Сперва родительской, потом, когда подрос старший сын книжка перекочевала ко мне. Да так и осталась. Дочка тоже читала её несколько лет назад в качестве внеклассного чтения, но честно признаюсь, я в то время пропадала с работой и даже если обсуждала сюжет, то в упор этого не помню. Сижу и думаю, под каким бы предлогом уговорить её перечитать?
Для чего перечитывать? Просто история школьника Вити Малеева не утратила своей актуальности и семьдесят и сорок с лишним лет спустя.
Аннотация от меня.
Школьник Витя Малеев не очень старателен в учёбе, он предпочитает гулять с друзьями, играть в футбол и не хочет сделать над собой даже малейшего усилия для того, что бы исправить оценки. И друг у него такой же. Костя в классе новенький, но отношение к жизни у него такое же как и у Вити. Но нельзя сказать что мальчикам все равно, им и стыдно и неприятно, когда приходиться выслушивать критику от учителей, родителей, одноклассников. Просто... ведь можно начать трудиться над собой завтра, а сегодня ещё разок сыграть в футбол! Но все меняется, когда младшая сестра Вити просит помочь решить ей задачу по математике.
Эти мальчишки из середины прошлого века такие же, какими были мои одноклассники тридцать лет назад и такие же, как одноклассники моих детей сегодня. (Да и сын у меня был в школе порядочным раздолбаем, слова не мои, а учителей ?)
Детям кажется, что жизнь впереди и они все успеют: и свой интерес соблюсти и оценки исправить. Вот только дни летят как то быстро. И для того, чтобы просто пересилить своё "нехочу", "устал", или "чуть позже" надо или получить от мамы с папой волшебный пинок, или иметь стимул. У Вити таким стимулом стало нежелание позориться перед младшей сестренкой. Как же он может признаться малявке, что неспособен решить задачу за прошлый год? И тогда мальчик ставит перед собой цель. И подходит к её воплощению очень граммотно. Не буду раскрывать секреты и спойлерить, но скажу что и сама в детстве и потом, давая полезные советы по организации времени своим детям я вспоминала эту повесть. И даже многие привычки по планированию пошли у меня именно от неё.
И кстати способ нарисовать, если не понятно я тоже подчерпнула отсюда ?
Из-за чего же эта книжка интересна до сих пор? Наверное ярким и образным языком автора. А ещё отсутствием занудства и прямого поучительства. Рассказ ведётся от лица школьника и так, как мог бы рассказывать именно ребёнок этого возраста. Из-за этого истории случающиеся с ребятами и выглядят очень даже правдоподобно.
О чем ещё эта повесть?
* О дружбе между двумя. Когда принимаешь человека таким, какой он есть, со всеми недостатками и причудами. Поддерживаешь его в этих причудах, защищаешь перед другими даже если сам понимаешь его не правоту.
* О дружбе общественной. Наше общество состоит из множества отдельных личностей, каждая из которых имеет свой характер, достоинства, недостатки и причуды. И школа дает не только конкретные знания, но и навыки общения в коллективе. Опять же, имея двух детей смело могу сказать, что тут очень много зависит от учителя. Особенно от учителя начальных классов. Хотя я не права, не меньше зависит и от того учителя, который примет потом этих малышей. Очень ярко иллюстрирует это учительница Вити и Кости Ольга Николаевна.
Она не только учит класс математике, она и защищает их перед директором и подсказывает как организовать помощь отстающим, или заболевшим и пропустившим из-за этого уроки.
* О НАСТОЯЩЕЙ дружбе. Которая не только принимает друга таким, какой он есть, но и влияет, помогает стать лучше. Настоящий друг не тот, кто покроет шалость перед другими, но объяснит потом в чем ты не прав и поможет исправить ситуацию.
Настоящий друг не станет скрывать правду, а поможет другу исправиться.
* О дисциплине. Дисциплине тоже нужно учиться. И лучше всего делать это с детства. Упорство в труде и учебе, правильное планирование дел (недаром нас всех в школе заставляли писать режим дня, вот только многие ли его соблюдали? ?) это все помогает в будущем справляться со сложными ситуациями.
* Об ответственности и любви к животным. Учит любить их не просто как мягкое и пушистое чудо, а тому что мы несем за них ответственность.
* О детстве. Время когда жизнь бьёт ключем, когда все вокруг интересно и хочется разорваться, чтобы все успеть.
Школьные утренники, бедлам на переменах, цирковые представления, футбол и танцы, дрессировка хомячков и собачек, чтение книг и походы в кино. И настоящие, верные друзья.
Есть множество книг написанных в прошлом веке, о которых помнят лишь единицы, но рассказы и повести Н. Носова к ним не относятся. Ведь в них написано о каждом из нас, не важно в каком веке и году он родился. Можно просто прочитать и посмеяться, а можно и научиться чему-то на таких смешных ошибках наших ровесников.
Я рекомендую повесть "Витя Малеев в школе и дома" не только новому поколения школьников, но и их родителям. И может быть даже тем, кто вырос из школьного возраста, но ещё не дорос до родительского, ведь тут вы найдёте не просто интересную историю, но и много полезного.
P. S. Моя книжка довольно старая, с иллюстрациям Г. Валька. Но если вы заинтересуетесь этой историей, то стоит поискать издание с рисунками В. Чижикова.
Эти мальчишки из середины прошлого века такие же, какими были мои одноклассники тридцать лет назад и такие же, как одноклассники моих детей сегодня
Воланд булгаковский был прав - люди не изменились) Хоть многие и любят порассуждать на тему «а вот раньше такого не было», по факту, все поколения одни и те же фазы проходят)) И ведут себя одинаково практически)
Вообще удивительно, что мне незнакома эта книга - люблю Носова, зачитывалась им в детстве, да и сейчас перечитываю охотно. И тоже не перестаю удивляться актуальности - к примеру «Незнайка на Луне» будто бы сейчас написан, а не в шестидесятых. Почитаю обязательно про Витю Малеева
Как я люблю старыми страничками пошуршать)) Мы часто слушаем Малеева перед сном с младшим. Аудиокнигой, когда читать я уже не в состоянии в конце дня Согласна с Вашим восприятием сюжета, книга отличная на все времена
У меня есть эта книга, какое-то время выходила серия детских книг и я тихонечко ее покупала. Но к стыду своему даже не читала, все как-то некогда было. Надо исправляться.
Нам новую версию пришлось купить для внеклассного чтения: для обсуждения всем задавали определённые страницы. Но в итоге я именно её сдала в библиотеку и осталась обниматься с пахнущей плесенью почти моей ровестницей ?
Дочка эту книгу иж библиотеки принесла пару недель назад. И вот я уже две недели не могу заставить ее продолжить чтение. Уж очень начало описательное, а она такое не любит. Ей нравятся Хроники Нарнии, все кэроловские Алисы и все в таком же духе. И, главное ж я знаю, что дальше будет интереснее, но переубедить мелкую восьмилетнюю упрямицу не удается.
У нас тоже эта повесть была во внеклассном чтении в третьем классе. И не запомнилась, как выяснилось совсем. Прочитав черновик отзыва, 14летняя Дашель посмеялась над словами "Сижу и думаю, под каким бы предлогом уговорить её перечитать?", села и перечитала. Говорит, интересно. Не знаю, поможет ли ей прочитанное в жизни, если не забуду, то напишу потом.
Батюшки, какое ретро ещё пользуется спросом! А если серьёзно, наверное Николай Носов уже занял своё почётное место среди русскоязычных детских писателей. Времена меняются, а очень недетские "детские" вопросы остаются, а Носов сумел на них очень здорово ответить. И мышка с книжкой очаровательная!
Обожаю Носова, особенно книги из серии про Незнайку. "Незнайка на Луне" - это же прямо основы экономики и социологии в понятной для деток форме Жду не дождусь, когда мои дети подрастут, и уже сможем с ними читать Носова
Классно когда сохраняются книги, тем более которые интересны и актуальны!
Жаль только, что было много перезздов и не всегда в промежутке хранение для книг было достойное. Хотя стоит отдать должное моим родителям, уезжая с Севера они оставили там почти всю мебель, но забрали ВСЮ библиотеку!
Сейчас вместе с детьми читаем Носова "Незнайка". Автор, которого очень легко и интересно читать в любом возрасте. Следующая книга будет про Витю Малеева, сасибо за отзыв)
До чего же Носова люблю! Как по мне, он самый лучший детский писатель. Помню, еще совсем маленькой смеялась над "Мишкиной кашей". А в первом классе мне подарили "Незнайку на Луне", и она стала моей любимой книжкой. Кстати, тоже с иллюстрациями Валька, они классные. "Незнайку" чуть ли не наизусть помню, детям ее читала тоже. Его просто цитировать можно на все случаи жизни)