Всем bonjour!Я читала книгу Кена Кизи "Над кукушкиным гнездом", ожидав большего, испытала скорее разочарование, дочитывала произведение с трудом, оно показалось мне затянутым и не слишком интересным. Много больше мне понравился роман автора "Порою блажь великая" (советую почитать). С фильмом все оказалось еще сложней. Неоднократно делала попытки посмотреть его, но где-то через полчаса-час - непременно засыпала. Почему так? Не знаю, наверное, я просто хотела спать . Это кино входит в двадцатку лучших фильмов всех времен и народов по версиям всего, чего только можно, поэтому, забив на "тык" я решила непременно его посмотреть. Признаюсь, сделать это с одного захода - снова не получилось. Блин, но че я могу поделать, если фильм обладает снотворным эффектом? В любом случае, я очень рада, что обозрела эту картину, ее шедевральность полностью признаю.Общая информация.Год выпуска - 1975.
Режиссер - Милош Форман.
Жанр - драма.
Длительность - 133 минуты.
Главные роли: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Дэнни ДеВито, Уилл Сэмпсон, Уильям Редфилд, Брэд Дуриф, Сидни Лэссик, Кристофер Ллойд.
О сюжете.Рэндл Макмёрфи - бунтарь, свободолюбец, дерзкий чувак и преступник.
Очередной срок... чтоб как-то избежать его, Макмёрфи симулирует безумие...
Для освидетельствования его направляют в психиатрическую клинику... а почему бы и нет?
Он совсем не против "отдохнуть" за казенный счет.
Абсолютно точно зная, что не психопат, Рэндл воспринимает помещение в клинику как очередную забаву, приключение.
Отделение, куда определили Макмёрфи, насчитывает 18 человек, здесь есть как реальные овощи и слабоумные, так и вполне себе нормальные субъекты.
Основными действующими лицами выступают семь человек: Вождь, Мартини, Чесвик, Хардинг, Билли Биббит, Макс, Банчини (они же, "кучка нормальных"), остальные больные идут фоном.
Жесточайший распорядок и дисциплина, вот с чем сталкивается наш герой с первых же минут нахождения в клинике. Разработана и внедрена данная "система" старшей медсестрой - Милдред Рэтчед, "она в этом фильме главный актер, она сценарист в нем, она режиссер".
Абсолютная авторитарность и контроль - вот ее принципы. Никто и ничто не может пошатнуть эту систему. Никто и ничто ни разу и не пыталось этого сделать. Никогда.
Режим дня в отделении расписан по минутам, единственной радостью и отдушиной для пациентов является возможность перекинуться в картишки, но, безусловно, только в отведенное время, и только с разрешения сестры Милдред.
Еженедельные групповые собрания с целью обсудить "психологические проблемы" каждого больного, сестра считает важнейшим и нужнейшим этапом терапии, это, по ее мнению, прямой путь к выздоровлению.
Никто, кроме мисс Рэтчед ВООБЩЕ не понимает: для чего нужны, эти собрания? Да и какое облегчение можно получить, когда безжалостно и хладнокровно "ковыряются" в кровоточащей ране?
Понимая бессмысленность этого мероприятия, тем не менее, ни один человек вслух не высказывает этого, ибо старшая сестра - это власть, сила, кабала.
Сознательно ли сестра Рэдчед хочет причинить боль своим пациентам или действительно считает, что глупыми и ненужными разговорами может им помочь? Один из многих вопросов фильма, над которым стоит задуматься.
Безусловно, видя подобную "вакханалию", бунтарский дух Макмёрфи призывает к протесту, ему хочется делать все назло. И он делает.
Настоящим шоком для героя становится новость о том, что практически все "заключенные" находятся в лечебнице добровольно, соответственно терпят унижение и тиранию... сознательно, по собственной воле? Как? Зачем?
Наивно полагая, что срок его пребывания в больнице будет недолгим, Макмёрфи плюет на все правила, установленные сестрой, он не чувствует себя частью системы, он против, он - свободный человек. К пофигизму он призывает и всех остальных.
"Розовые" очки с Рэндела снимает один из санитаров отделения, сообщая герою о том, что он будет находится в клинике столько времени, сколько посчитает нужным руководство больницы, и сестра Рэтчед, в том числе. Какие эмоции вызывает эта новость в душе Макмёрфи?
Милдред Рэтчед, в свою очередь, тоже ни сразу понимает: кто такой Макмёрфи и чем грозит его появление? Но, осознав масштаб катастрофы - она становится поистине безжалостной. И начинается война. Бунтарский дух или хладнокровный расчет: кто победит в итоге в этой войне? Это нам и предстоит узнать. Фильм длится более двух часов, и, о боги, это оччееень длинные два часа (не зря же я столько раз засыпала!). Не знаю, почему так происходит, ибо сюжет не стоит на месте, хоть и развивается медленно, постепенно. Первую часть фильма можно назвать прелюдией, прологом, здесь мы только знакомимся со всеми и вся. Вторая часть более динамична, события развиваются стремительно, нарастая как снежный ком, а финальные сцены являются апогеем всей этой мощнейшей истории.
Картина цветная, но с учетом того, что снята она в 1975 году, имеет небольшой "налет черно-белого", что можно поставить только в плюс.
Музыкального сопровождения практически нет, не считая мелодий из радиоприемника, который разрешает включать старшая сестра.
Фильм снят в камерном, "закрытом" стиле, так как основные события происходят в клинике, кстати сказать, самой настоящей, и даже несколько кадров рыбалки и прогулок не могут "раскрасить" эту атмосферу отчуждения.
Психушка показана как утопический, "мёртвый" мир, абсолютно инородная субстанция, отделенная от реального мира. Это создает тяжелую, гнетущую атмосферу. Фильмы на данную тематику редко бывают жизнерадостными, но здесь погружение настолько вязкое, что это ужасает.
Для меня, это идеальное в плане режиссуры, операторской работы и актерской игры кино, тут нет ни одного лишнего кадра или сцены, все составляет собой единый пазл.
Актерская игра великолепна, даже каждый эпизодический персонаж здорово и точно вписался в атмосферу фильма. Отдаю должное Луизе Флетчер, показать чудовище при абсолютно холодном, спокойном выражении лица и безупречных манерах - это надо уметь, и она сумела. Однако, для меня, безоговорочной звездой этого произведения является Джек Николсон, хоть и утрированно, но можно сказать, что здесь мы видим театр одного актера, он сделал это кино, потому что это он, и он гений. К Николсону у меня смешанные чувства, я его люблю, обожаю, ненавижу, боюсь. Не знаю, знакомо ли Вам такое, но у меня есть список актеров, фильмы с которыми я практически всегда считаю триллерами, даже если это комедия, ибо они истинные злодеи. Тройка моих злодеев Гэри Олдман, Рэй Лиотта, Джек Николсон. У Николсона очень своеобразная внешность, на мой вкус: хитрющий лисий взгляд и безумная улыбка-оскал - его визитные карточки, он умеет подать себя и свою внешность, в этом его гений. Как только он прищуривает глаза и улыбается/смеется - у меня пробегают мурашки по телу, я его обожаю, но встретиться с ним в темном переулке - не хотела бы. "Сияние", "Волк", "Иствикские ведьмы" - он монстр, монстр, который восхищает, потому что он один такой.
В этом фильме я верю каждому его движению и жесту.
Читала, что Форман часто давал Николсону импровизировать, и это явно было правильной идеей: безумец, свободолюбец, бунтарь, бабник, пошляк, задирала - огромное количество граней, и все они показаны с потрясающим размахом и мощнейшей энергетикой.
Есть люди, которые считают книгу великолепной, а фильм не очень; есть те, кто любит и первоисточник и экранизацию одинаково сильно; есть те, кому фильм понравился больше, я как раз из таких.
Многие пишут, что между книгой и фильмом большие расхождения, для меня - это не совсем так. Кардинальное различие вижу только в конечном результате для обитателей клиники: по книге получается, что все было не зря, в фильме же - наоборот, и честно - меня это ужасает. Почему режиссер решил изменить сценарий именно относительно этой части - не знаю, но в итоге получилось такая безысходность и драма, что хочется орать.
Также, не совсем понимаю, почему в фильме ни разу не поднимался вопрос о лоботомии. Мне кажется, что если не читал книгу, финальный кадр будет понятен не всем.
Итог: картина собрала все самые престижные награды мира, и все это заслуженно. Такие фильмы нужно смотреть, это наследие мирового кинематографа, его великолепие и мощь.
На этом у меня все, на связи была Наташа.
Всем пока и удачи в жизни!Для миссис TOG:Рейтинг:
КиноПоиск - 8,5.
IMDb - 8,7.
На этом у меня все, на связи была Наташа.
Всем пока и удачи в жизни!Мои отзывы на
фильмы.