Опубликовано 15 Январь, 2012 - 15:55

Вообще, фантастика - это малоизвестный для меня жанр, интереса к которому я особенно никогда и не проявляла. Но будучи от природы любознательным человеком, я всегда рада попробовать что-то новое, поэтому, зайдя вчера в библиотеку, решила захватить "Марсианские хроники" Брэдбери.

А теперь перехожу к своим мыслям по поводу содержания этой книги.

Пожалуй, весь смысл, заложенный в основу произведения, частично отражен в следующем диалоге между мужчиной, сбежавшим с уничтожаемой Земли вместе с семьей, и его сыном:
-Что ты там высматриваешь, пап?
-Я искал земную логику, здравый смысл, разумное правление, мир и ответственность.
-И как – увидел?
-Нет. Не нашел. Их больше нет на Земле. И, пожалуй, не будет никогда. Возможно, мы только сами себя обманывали, а их вообще и не было.


Книга представляет собой хронологические записи событий на Марсе, начиная с первой высадки Землян. По началу мало связанные, не имеющие общих героев, постепенно они начинают выстраивать логическую цепочку, где очень четко прослеживается возрастающая степень падения человеческой морали и уважения к чужой культуре. Пока от марсиан исходила угроза, первые космонавты были с ними вежливы и учтивы, но как только планета оказалась пуста, проявилась подлинная сущность человека: лицемерие, наплевательское отношение к чужому труду, подлость, узость взглядов. Дальше - больше, полностью потребительское отношение к планете, которая отнюдь не была им домом, желание перекроить веками сложившиеся устои на свой лад, экспансия по отношению к местному населению, оставшемуся в живых на своей(!) планете.

Хотелось отметить фамилию одного из героев - Стендаль. Не могу с уверенностью сказать, но мне кажется, что выбрана она не случайно. Стендаль - это литературный псевдоним Анри Мари Бейля, автора известного романа "Красное и черное", который относят к реализму. Выдержка из одной статьи о главном герое этого романа: "Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира." А теперь, если взять Стендаля-героя "Марсианских хроник", то можно сразу отметить его отношение к литературе, кроме того, вынужденный жить в эпоху реализма, он готов ради одного единственного раза торжества фантазии над ненавистным законом потратить огромные деньги, приложить усилия для постройки дома и организации смертельного приема всех сильных мира сего, чтобы после всего этого вечера разрушить дом до основания. Заключительные строчки этой главы гласят: "Вертолет взлетел над бурлящим озером, взяв курс на запад." Не одним и тем же ли чувством проникнуты эти две мысли?

Не смотря на всю фантастичность сюжета, я склонна считать, что это не более чем форма, а содержание этой книги весьма реалистично. Человечество уничтожает все, к чему прикасается, начиная от собственной совести, заканчивая планетой. И не такая уж это и фантастика. Взгляните вокруг: везде полная безответственность по отношению к природе, другим людям, к жизни вообще. Всем нам еще со школы известно, что любое научное изобретение, в первую очередь, проверяется на предмет пригодности для военных нужд. Нет, я не хочу говорить, что нужно выбросить оружие, подать друг другу руки, простить долги и жить единым коллективом. Это невозможно, слишком сложен мир, и конфликты в нем неизбежны. Но с каждым годом риск воплощения финала "Марсианских хроник" возрастает в геометрической прогрессии. И в некоторой степени виновен в этом каждый из нас.
Достоинства
  • Выразительность
  • Наполненность эмоциями
  • Реалистичность
Keiraрекомендует
Читать все отзывы 35
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 35
Смотрите также