Начну с того, что плохих теплоходов не бывает, бывает мало коньяка. Это так, проверенная временем информация, для разгона. Ни в коем случае не намек на то, что теплоход "Козьма Минин" - плохой. Просто этой мой четвертый по счету теплоход, шестой по счету круиз, и я довольно искушенный турист - не в том смысле, что путешествую строго в люксах (как раз наоборот), а в том, что мне есть, с чем сравнивать - отношение персонала и арт-команды к туристам на борту, их работу (это разные вещи), оформление палуб и кают, их состояние, ну и, конечно же, питание - куда мы без хлеба насущного: война войной, а обед - по расписанию.
Все фото сделаны автором, имеются оригиналы со всей технической информацией.
Мы ходили во всех направлениях, в южном не доходя лишь до Астрахани и Ростова-на-Дону, а в северном - до Санкт-Петербурга, ну и по Каме можно еще круги понарезать, а так - видели уже все. Поэтому в этот раз выбрали маршрут Казань-Самара, исходя из того, что новые города все-таки будут, да и Самару мы в прошлые разы только в районе речного вокзала и исследовали.
Маршрут
Проживание. У нас была каюта на нижней палубе. Сама нижняя палуба оформлена в светлых тонах, вполне уютная. До сих пор вздрагиваю, вспоминаю трюм на "А. Герцене". Каюта - довольно просторная, пожалуй, самая просторная каюта из всех, в которых мы располагались ранее в трюме. Единственный минус - некуда убрать спасательные жилеты, чтобы освободить место в шкафу - шкаф ведь небольшой, а нас двое. Один жилет убрали на шкаф, второй поставили в угол, рядышком со складным стулом.
В каюте одна розетка (всегда берем с собой удлинитель), радио, двухъярусная кровать с настенными светильниками, складной стул, шкаф с 4-мя плечиками, зеркало, полочка под мыльно-рыльное, раковина (кран расположен низко, вымыть голову в каюте будет сложновато), мусорное ведро, на стене крючки под одежду, на полу - коврик.
Нижнее спальное место - с покрывалом, было заправлено. Верхнее - без покрывала, заправлять пришлось самостоятельно. В каюте два полотенца - одно большое, другое среднее. Учитывая, что это трюм, сохнет все медленно, так что два полотенца - не роскошь, мы всегда берем с собой и еще одно, совсем маленькое. Постельное белье и полотенце в ходе маршрута не меняли. Если не изменяет память, только в пятидневном круизе до Казани на
"Родной Руси" был такой сервис.
Освещение в каюте приличное (учитывая, что в трюме почти всегда, особенно на стоянках), можно читать перед сном. Шум воды за бортом - успокаивает (ну, лично меня). Для тех, кто не любит просыпаться с первыми лучами солнца, имеет смысл взять повязку на глаза.
Уборка. Уборка осуществляется после 9-часов, ключи от каюты нужно отдать проводнику или на ресепшен, запасных ключей нет (ну, так утверждают). Наша проводник (кажется, Татьяна) была девушкой неразговорчивой и неулыбчивой. Но на палубе и в каюте было чисто, поэтому - без претензий. Хотя в последний день она забирала ключи от кают довольно грубо, туристы возмущались, что они вынуждены идти на завтрак и оставлять каюту со своими вещами незапертой. Пожилая семейная пара была очень обижена поведением проводника и пожаловалась на ресепшен, что их буквально выгнали из номера за час до прибытия, начав уборку.
Сам теплоход. Старенький, но уютный.
Похож на другие пермские трехпалубники. Матросики постоянно драили полы на палубах, но зато мы нашли тенёты чуть ли не с пауками на стенах.
На средней и шлюпочной палубе - удобные стулья, столики. Желающие играют в карты и настольные игры, читают, разгадывают кроссворды, вяжут. Мы редко сидели, старались больше ходить. Некоторые загорали - хотя стояла середина августа, погода была теплая и солнечная. Мы не загорали, потому что вредно, и вообще - лето заканчивается, где этот загар демонстрировать. Купальник я надела только один раз, в Нижнекамске (там святой источник).
По моим ощущениям, мест для тихого отдыха внутри теплохода, не считая бара и читального салона, в котором постоянно проводились какие-то мероприятия, не очень много. Зеркал достаточно, но нет таких больших и в таком количестве, как, например, на "Кутузове".
Туалеты и душевые. Так как у нас каюта с "частичными удобствами", естественные и гигиенические потребности приходилось удовлетворять в местах общего пользования. В туалете две кабинки, тесные и неудобные - унитазы расположены по диагонали. Теплоход был заполнен по самое не хочу, на палубе были каюты и вовсе без удобств, поэтому в туалете, особенно по утрами вечерам, всегда был аншлаг. Мы поднимались на главную палубу - там туалет проходной, с двух сторон есть вход, три кабинки, более просторные и удобные, и практически всегда свободный.
На "Минине" были душевые на нижней палубе, в количестве двух. Помыться реально, за неделю немного подождать пришлось только однажды. На главной палубе тоже есть душевые, более просторные и удобные.
Питание. На "Минине" можно купить путевку "полупансион" (без завтрака), "стандарт" и "все включено" (включены все экскурсии и завтрак в первый день круиза). Для меня, например, это было новостью - что меня по пакету "стандарт" не накормят завтраком. Стартовали мы из Перми в 08.00, чё не накормить - на всех других теплоходах кормили, даже если отходили из Перми в 10.00.
Вот такая политика компании "Кама-Трэвел". При необходимости можно оплатить горячий завтрак самостоятельно и покушать, 350 руб. Как мне кажется, учитывая стоимость проживания одного дня на теплоходе, можно было и не мелочиться из-за каких-то 350 руб, к тому же, завтрак на эту сумму явно не тянул. По желанию вам соберут сухой паек и выдадут в день отъезда, в дорогу, стоимость точно не помню, в районе 500 руб. Наполнение - так себе, закупиться в супермаркете будет однозначно дешевле.
Питались мы во вторую смену. Никогда не задерживали приемы пищи, всегда открывали двери салона питания вовремя. На столах были модернизированные клеенчатые скатерти, вытирать со столов, разумеется, у персонала времени не было. Иногда приходилось самим смахивать крошки. Часто на столах не было стаканов под воду и графинов с водой, но на других теплоходах их априори не было. Могло не оказаться салфеток, хлеба. Просили, приносили сразу же. Персонал очень вежливый, приятный, оперативный. Столы у нас были на 6 человек. В наличии уксус, подсолнечное масло, горчица, кетчуп.
На теплоходе заказная система питания. Условно "заказная", потому что три обеда и три ужина мы не выбирали, давали общие для всех. Учитывая, что путевка 7 дней... как-то многовато будет. Сравнивая с другими теплоходами, тоже не припоминаю такого. Обычно общим бывает первый прием пищи - в зависимости от времени посадки. И праздничный ужин. И если предполагается сложный и насыщенный в плане экскурсионного обслуживания день.
К качеству приготовленных блюд особых претензий нет. Иногда гарнир был чуть теплый, иногда долго приходилось ждать подачи второго блюда. Названия у блюд были заковыристые - не знаешь, что и выбрать. Но обычно ориентировались на слова "мясо", "рыба" , "котлета" и "бифштекс". Я всегда заказывала мясо - оно надежнее как-то. Овощами на 6-8 часов на насытишься, нужен белок. Мясо было всегда горячим и мягким, даже говядина. Сестра выбирала рыбу, вроде не жаловалась.
Салаты нравились не всегда. Собственно, "салаты" давали всего раза три, в остальные дни это просто было какое-то ассорти из свежих и консервированных овощей, яиц, майонеза и сыра. Относительно свежих овощей и фруктов - лето ведь - не баловали количеством и разнообразием.
Блюда за время круиза не повторяются, поэтому творожная запеканка была только один раз. Вкусная, рекомендую.
Праздничный ужин не поразил воображение, видели и получше. И саму подачу блюд, и меню. Обычный ужин, только со спиртным и клеенку убрали со столов. На фото мясное ассорти - рыбное было богаче, какое-то мясо с картошкой, самое обычное, и мороженое. Даже не в креманке. На других теплоходах давали какие-то кондитерские изделия, пирожные, на "А. Герцене" нам даже лебедей испекли, да и вообще сервировка там была на более высоком уровне. В общем, праздничный ужин был довольно обыденный.
Арт-группа. Арт-группу "Минина" возглавляет ее бессменный руководитель (тут как бы ФИО). ВКонтакте у них есть группа, там можно посмотреть состав на действующую навигацию, бортовки, видео и фото с мероприятий. Состав каждый год меняется, но отбор очень строгий, все ребята Профессионалы. Детский аниматор тоже работала с утра до вечера - детей на борту много, и для них постоянно проводили разные мероприятия. И для детей помладше, и для тинейджеров.
Бортовки - всегда живой вокал. Всегда танцы - на берегу или на борту. С туристами занимались, так что часто проводили флеш-мобы.
Вечерние программы - театрализованные представления. Сценарии оригинальные, актерская игра на уровне, опять же - жонглирование, фокусы, вокальные и танцевальные номера. Всегда полный зал, места занимали обычно сразу после ужина, многие стояли. Никаких веселых конкурсов с нетрезвыми туристами. С употреблением алкоголя - отдельные мероприятия с отдельным ведущим. Мы не ходили.
После вечерней программы - дискотека, один раз с живым вокалом.
Каких-то командных интеллектуальных игр, как на "Кутузове", например, здесь не было. Жаль. Радиовикторина была один раз, чисто случайно - отменили стоянку в Ширяево, типа компенсации. Так же, как и мастер-класс по вальсу.
Какие еще развлечения для взрослых - караоке, суставная гимнастика, гимнастика утренняя, гимнастика на растяжку, мастер-классы по различным танцам. Учителем по танцам был совершенно обворожительный молодой человек. И вообще, все молодые люди и девушки - красивые, талантливые, артистичные, трудолюбивые, ответственные. Работа арт-группы - на "5+".
В ходе различных мероприятий вас могут поймать в объектив и выложить эти фото или видео в группе, имейте в виду.
За активность можно получать камабонусы, которые затем по действующему прейскуранты обмениваются в баре или сувенирном киоске. На других теплоходах обычно сразу дают какие-то сувениры на память, мы с сестрой обычно гору домой привозим и потом раздариваем. Здесь удалось заработать четыре жалкие камабонуса. Как-то не очень щедро их раздавали.
Экскурсионное обслуживание. Так как во многих городах мы уже были, и с экскурсиями, и самостоятельно, то в этот раз планировали просто погулять. Но оказалось, что практически в каждом городе есть на выбор три варианта экскурсии. Поэтому в Казани нам выпала возможность посетить остров-град Свияжск.
На "Минине" очередной новостью для меня стало то, что оплаченная экскурсия обмену и возврату не подлежит. То есть, если ты вдруг занемог, или еще какие-то обстоятельства непредвиденные, то заплаченные деньги просто пропадут. Если ты не загонишь свой талончик самостоятельно. На других теплоходах, была однажды такая ситуация, нам деньги вернули без проблем.
Автобусы хорошие, сбор групп - оперативно, без накладок, к теплоходу возвращали вовремя или высаживали в городе, где просили, если стоянка была долгая.
Самыми запоминающимися экскурсиями для меня оказались экскурсии в Тетюшах и Сарапуле - просто местные гиды всегда рассказывают о своих небольших провинциальных городах с большой любовью и теплотой, поэтому проникаешься. Так же в музеях устраивают различные интерактивные представления, чаем на травах из настоящего самовара угощают.
Экскурсии дорогие, и не все стоят своих денег. В некоторых городах можно взять такси, заплатив за него 500 рублей, и водитель и по городу вас повозит, и его истории расскажет. некоторые туристы, несмотря на то, что они на теплоходе в первый раз, так и делали. Поэтому - варианты могут быть разные, можно самостоятельно, из дома, планировать свои маршруты по городам.
Высадка. Высадка была с опозданием, проходила через другой теплоход. Впечатление об отдыхе это подпортило, так как у нас поезд домой отправлялся ровно через 70 минут после высадки, и билеты на него были куплены заранее. Слава богу, умертвив определенное количество нервных клеток, мы все-таки успели на вокзал, но - ...
В круизы из Перми отправляются жители разных регионов, надо как-то это учитывать. Сколько путешествую, обычно всегда даже раньше времени теплоход причаливает к берегу. В общем, осадочек остался.
На "Минине" было много туристов-новичков, всем все нравилось, их энтузиазм бил из всех щелей. Мне нравилось не все, но это просто опыт, который сын ошибок трудных. В общем, теплоход хороший. Но, если только для вас не имеют решающее значение бортовки с живым вокалом и театрализованные представления - отдых на "Минине" ничем не отличается от отдыха на других теплоходов. А пару неприятных моментов, лично для себя, я отметила.
Мои волосы - история, эволюция, диалектика - с августа 2019 года не закрашиваю седину