Опубликовано 22 Июнь, 2021 - 00:51

  • Опыт использования:
    один раз
  • Стоимость:
    7 бел. руб. (около 3 $)

С творчеством Людмилы Улицкой я знакома очень давно. Уж лет 20 как... Считаю ее великолепной рассказчицей. Считала тогда и считаю сейчас. Вот дано ей увлечь читателя с первого слова, с первой буквы своих книг. Они просто вихрем уносят в сюжет, отвлекая от житейский и бытовых реалий. Истории понятные, человеческие, а герои живые, как будто само провидение вдохнуло в них жизнь. Удивительно простые, но точные определения как драгоценные камни, нанизанные на нить повествования. Чтение, как бы банально это ни звучало, всегда "вкусное". И, удивительное дело, за давностью лет я могу запамятовать тонкости сюжетной линии, а послевкусие тут же всплывет в моей памяти. Ее книги, а точнее, манера письма- яркое доказательство того, что современная литература существует и не лишена ярких талантов.

А вот почему я оценила один из последних ее романов на два балла- расскажу в отзыве. И сразу предупреждаю, что я не преследую цели очернить автора, оспорить чьи-то политические убеждения или, упаси Бог, посеять вражду и распри между читателями ее книг. Я лишь делюсь своими субъективными впечатлениями и ощущениями.

 

Автор и ее биография:

Лестница Якова. Людмила Улицкая

Имею я, знаете ли, привычку совать свой нос интересоваться людьми, которые чем-то меня "зацепили", заинтересовали или затронули струны души. Так же произошло и с писательницей Людмилой Ильиничной Улицкой. Помимо того, что она сама приоткрывает завесу своих жизненных перипетий в некоторых автобиографических рассказах, всемирная сеть дает еще больше сведений.

Перескажу своими словами. Автор родилась в 1943 году в интеллигентной московской семье. Отец будучи ученым, занимался вопросами механики, а ее мать, биохимик по профессии, трудилась в НИИ педиатрии. Вполне логично, что и сама Людмила, пойдя по стопам родителей, окончила факультет генетики МГУ. И даже трудилась по специальности в институте общей генетики АН СССР. Этим объясняется частое пересечение сюжетов ее книг с медицинской тематикой ("Казус Кукоцкого", "Сонечка").

С конца 1980-х годов оставила работу по профессии и с головой погрузилась в литературную деятельность. Начинала как сценарист (Еврейский музыкальный театр), а позже стала активно печататься в различных сборниках.

Произведения довольно часто экранизируются. "Казус Кукоцкого" (сериал), "Сквозная линия", "Женщина для всех" и многие другие.

Обладатель множества литературных премий. Среди них- "Русский Букер" и "Большая книга".

Замужем (третий раз), имеет двоих сыновей и внуков. В настоящее время проживает в Италии.

В целом, дама более чем успешная. Самодостаточная и реализовавшая себя на все 300 %.

 

Технические параметры:

Лестница Якова. Людмила Улицкая

Итак, вернемся к книге. "Лестница Якова".

Издательство "АСТ", 2015 год.

Произведение большое, и в плане количества слов, и в смысле габаритов.

Под незамысловатой твердой обложкой скрываются 732 страницы печатного текста.

Лестница Якова. Людмила Улицкая
Бумага тонкая и сероватая, а вот шрифт, хоть и мелкий, но для чтения вполне комфортный.

Лестница Якова. Людмила Улицкая
Страницы прошиты, поэтому опус переживет еще не один десяток чтецов. Хотя, надо ли это?
Лестница Якова. Людмила Улицкая
Лестница Якова. Людмила Улицкая

Возрастной ценз- 16+

Лестница Якова. Людмила Улицкая

 

Место покупки:

Магазин сети "Fix Price". Вот уж за что я ОСОБЕННО люблю эту торговую сеть, так это за возможность "за недорого" окультурить себя интересной литературой. Попадается, конечно, много шелухи, но кто ищет- тот всегда найдет!

 

Цена:

7 бел. руб. (около 3 Cash. Это более чем демократичный ценник за объемную книгу в твердом переплете. Пенять на качество бумаги в этом случае- наглость и свинство. Wink

 

Краткий сюжет без спойлеров:

Лестница Якова. Людмила Улицкая
Роман состоит из двух сменяющихся сюжетных линий. Наше время- театральный художник Нора, и историческая линия- личная переписка ее дедушки с бабушкой, начатая еще до Революции, в начале прошлого века. История семьи, история страны. Знаю, что многих утомляет при чтении именно переписка, но я без сложностей осилила эту часть и даже получила удовольствие. Полагаю, что это вопрос возраста читателя и восприятия повествования через жизненный опыт (какой-никакой).

 

Горечь и восхищение:

Восхищалась, восхищаюсь и всегда буду восхищаться писательским талантом Улицкой. Это ж надо! Как она умудряется из совершенно обыденных слов строить такие легкие и изящные конструкции? Так точно и метко описывать эфемерные вещи и буквально в два-три предложения заключать весь смысл бытия отдельной человеческой жизни. Это даже не талант, это- ДАР!

Лестница Якова. Людмила Улицкая
Странное дело, но у меня тоже все самые неприятные события в жизни происходят, как правило, в конце года. Каждый раз пытаюсь нарушить эту "традицию", но она упорно напоминает о себе. Интересно, это только у меня так?...

А вот всего-навсего одно предложение, но как точно оно формулирует социальную сущность эмиграции. Это пламенный привет тем, кто до сих пор наивно верит в то, что "везде хорошо, где нас нет". Wink

Лестница Якова. Людмила Улицкая
А вот как раскрыта сущность долгого, временами счастливого, но все-таки мучительного романа главной героини с женатым мужчиной. Эти многолетние "качели" порядком выматывали и опустошали всех героев любовного треугольника. Но и разрушить геометрическую фигуру они были бессильны.
Лестница Якова. Людмила Улицкая
Уверена, что мало кто из современных писателей (пожалуй, что только Токарева и Рубина) способны так тонко, точно, изящно, но без розовых соплей проникнуть в душу к своим героям.
Лестница Якова. Людмила Улицкая

Проникнуть, вывернуть ее перед читателям, препарировать и с ювелирной точностью вернуть в тело. Насколько совершенна писательница в познании человеческой психологии.

Лестница Якова. Людмила Улицкая

Чтение книг- это роскошь. (Особенно бумажных!). Это возможность прожить не только свою, но и много других жизней. А чтение прозы Улицкой- это чистое наслаждение и именины души. Просто (не путать с "примитивно"!), емко и немногословно. Метко! Причем, сразу в душу. Очень изящный слог. А местами даже с чувством юмора. Вот юмор, правда, все чаще какой-то злой. И вот почему.

Людмила Ильинична еще с молодости отличалась вольностью мысли и нетерпимостью к любым проявлениям насилия и обязаловки. Ее право. А последние лет двадцать ее так захватила волна воинствующего либерализма, что она, похоже, уже теряет берега. Что, впрочем, не мешает ей издавать свои книги и экранизировать фильмы в стране, которую она, мягко говоря, не любит и не уважает, среди людей, которых она искренне и отчаянно презирает.

Усиленно педалируемая ею тема еврейства меня совершенно не раздражает и даже интересна. В конце концов, автор сама является этнической еврейкой. Но еврейская тема в контексте "русские перед нами в неоплатном долгу", честно говоря, уже порядком надоела. Но что поделать...русофобия нынче хорошо оплачивается. И эта книга, увы, не стала исключением...

Не будем далеко ходить, а просто присмотримся к премии "Большая книга". Откуда, так сказать, растут уши. Один из учредителей, к слову, "Альфа-Банк". Ага. Тот самый, лицом которого с недавнего времени назначен Моргенштерн, прастигосспади.

Лауреатами в разные годы становились Дмитрий Быков (кто-нибудь, интересно, может назвать с ходу хоть одно его произведение?), Дина Рубина, Александр Солженицын, Светлана Алексиевич (начавшая писательскую карьеру с биографии Дзержинского и Премии Ленинского Комсомола, а на днях получившая Большой крест 1-й степени за заслуги перед Германией (и это, на минуточку, написав книгу "У войны не женское лицо"... Wink , Виктория Токарева и Гузель Яхина (воздержусь от комментариев ее писательских способностей, просто посмотрите рейтинг "Зулейхи" на этом сайте. Далеко ходить не надо). Поверьте, я совершенно не ёрничаю, а просто обрисовываю общую специфику премии.

Лестница Якова. Людмила Улицкая
Справедливости ради замечу, что время от времени упоминались Юрий Поляков (острая социальна проза, рекомендую!), Даниил Гранин и Захар Прилепин. Но исключительно эпизодически!

Вот как описывает Улицкая в "Лестнице Якова" американских молодых людей, волею судеб работающих одно время с ее дедом.

Лестница Якова. Людмила Улицкая
А вот с каким восхищением бабушка главной героини делится впечатлениями о крымских татарах, отдыхая с сыном в Крыму. (Снова привет от Зулейхи?)
Лестница Якова. Людмила Улицкая
С какой нежностью, восторгом и даже некоторой "поэтичностью" она подмечает не только физическую, но и духовную красоту людей. Ее право, как говорится. Она автор, и ей решать какие чувства и эмоции должны переживать герои книги.
Лестница Якова. Людмила Улицкая

Но меня очень неприятно задевает когда "русские" удостаиваются такого вот описания:

Лестница Якова. Людмила Улицкая

Улавливаете разницу? Это фактически переложение стереотипа про вечно пьяных, неопрятных русских с балалайкой в шапке-ушанке. Нравится? Мне- нет.

А вот как исподволь проводятся параллели между событиями в Югославии в 1968 году и ее бомбардировками в 1999 году силами НАТО. Разное время, разные ситуации, совершенно несопоставимые масштабы, но главное же не это... главное- выставить в невыгодном свете Россию, хотя она не имеет никакого отношения (и даже пыталась противостоять) вторжению НАТО в Югославию. Чем кончилось- все знают. Кто не знает- в сети легко найти информацию.

Лестница Якова. Людмила Улицкая

И еще интересный момент. Как тонко и цинично Россию выставляют непредсказуемой агрессивной страной, развязывающей войны и вооруженные конфликты просто для развлечения. Будь мне 20 лет, а не 43, я бы, наверно, купилась на такое лукавство. Но мне 43 и я отлично помню события последних тридцать лет. Ох, не Россия трясла пробиркой в ООН, бомбила Югославию и раздавала печенюшки сами знаете где.

Лестница Якова. Людмила Улицкая

Ну а это- излюбленный прием либералов-русофобов, используемый ими в последнее время. Приравнивание Сталина к Гитлеру. Госпожу писательницу настолько занесло по этому вопросу, что в одном из своих интервью она открыто озвучила идею бессмысленность и даже вреда (!) сопротивления СССР Германии во время ВОВ. Якобы, поступили бы как французы и избежали многомиллионных жертв. А про план "Барбаросса" писательница не слышала? И это, заметьте, вещает в общественное пространство этническая еврейка! Полагаю, что в этом случае лично ее шанс не то что стать писательницей и с завидной регулярностью выпускать свои опусы, но и вообще родиться, стремительно приближался бы к нулю...

И да, про холокост и тех, кто его остановил- ни слова! Эта часть истории не вписывается в формат книги. А жаль...

Лестница Якова. Людмила Улицкая

Ох, как хотелось бы освежить такую избирательную память госпоже Улицкой и напомнить, что исключительно стараниями Иосифа Виссарионовича в середине прошлого века евреи наконец-то обрели собственное государство.

Зачем все это? Внушить читателю чувство вины и стыда к своей истории и к своей стране? Переформатировать сознание? Допустить пересмотр результатов Второй мировой войны, точку в которой поставил Нюрнбергский процесс (позвольте напомнить!)? Ослабить страну, которая дала Улицкой возможность родиться, получить интересную профессию и реализоваться как писательница.

Что это? Возрастное брюзжание или давно копившаяся обида на все и вся? А может, просто модная нынче и хорошо монетизируемая русофобия?

Такое ощущение, что Людмила Ильинична сама стыдится своего происхождения и все пытается доказать что "Я не такая! С современная и толерантная! Я иду в ногу со всем "цивилизованным миром". Да только получается смешно и унизительно для нее же самой.

 

ВЕРДИКТ:

Книга оставила двоякое и тяжелое послевкусие. С одной стороны- великолепный язык и очень интересная семейная история, а с другой- очевидная попытка обесценить страну с огромной историей и внушить ее гражданам комплекс вины и неполноценности. Лично у меня это вызывает исключительно чувство брезгливости.

Литература, по идее, должна работать на созидание, а тут полное разрушение. Обидно, когда писателю дарован талант великолепного рассказчика, а он так недостойно им распорядился.

Раз писатель имеет право на свое видение сюжета, то и я , как читатель, тоже имею право на свое мнение касательно предложенного сюжета. Ставлю жирную точку. И на этом творчество Улицкой для меня закрыто.

НЕ РЕКОМЕНДУЮ!

 

ЭПИЛОГ:

На этом месте должна была быть эпиграмма Валентина Гафта "Когда ТАКИМ пути открыты,..." продолжение найдете на просторах сети (!).

Лестница Якова. Людмила Улицкая

Спасибо что заглянули!

Приношу извинения, если невольно задела чьи-то чувства. Я лишь выразила свое скромное субъективное мнение относительно прочитанной книги, не более того...

Достоинства
  • Богатый язык автора
Недостатки
  • Депрессивная
  • Оголтелая русофобия
  • Политический подтекст
Zhu-zha_1907не рекомендует
Читать все отзывы 10
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Неприятности у меня случаются в разное время года, не только к концу года.
Книга у меня до сих пор лежит в закладках, так до нее руки и не дошли. Я что-то у Улицкой начала читать, не закончила, я люблю быстро развивающие, захватывающие сюжеты. С политическим подтекстом книги вообще не люблю.
23.06.2021
Когда была моложе, то либо по неопытности не замечала "второе дно" в ее книгах, либо автор еще не была такой "обиженной" на свое прошлое. А сейчас уже просто, как говорится, ни в какие ворота...
22.06.2021
Улицкую не читал. Сейчас читаю социологию и историю. А там ТАКОЕ написано! Но мне интересно, кто мы.
Человек не может быть талантливым 24 часа. У многих гениев есть взлеты и провалы. Не буду приводить примеры. Надо читать избранное.
23.06.2021
В принципе, да. Нужно читать разное, вырабатывать, так сказать, вкус. Я вот погуляю-почитаю, и всегда возвращаюсь к Булгакову...
23.06.2021
Это - владение словом. Редкий дар.
22.06.2021
Терпеть не могу, когда начинают политику приплетать в литературе.
Любой таксист расскажет о политике подобное
23.06.2021
Таксист хоть без "реверансов", а тут так мягко, исподволь...
22.06.2021
Это возможность прожить не только свою, но и много других жизней
Как точно. Всегда после новой книги чувствую, что во мне ещё одна жизнь, одна история, судьбы, места. Они дают нам возможность проживать и чувствовать тысячи вселенных.

Но почему же "чтение это роскошь"? Это доступный и сознательный выбор человека... Во всяком случае, в странах, где подавляющему большинству открыто хотя бы общее образование. Есть библиотеки...

Улицкую читала избирательно. Согласна со сравнением языка с Токаревой, но так часто их строки задевают то, что хочется от себя самой спрятать.. не всегда это поднимать хочется.
23.06.2021
Wink Я имела в виду роскошь- это найти время, держать в руках бумажную книгу, погрузиться в сюжет и долго-вкусно смаковать прочитанное. Жизнь такая стремительная, что не всегда на это есть время. Стараюсь находить.
23.06.2021
Это да) почитать долго с полным погружением - отдельное и нечастое удовольствие, в современном ритме особенно. Но все-таки хоть немного найти его можно, во всяком случае часто те, кто жалуется на отсутствие времени, находят время "повисеть" в телефоне, в сети. Так что вопрос выбора и организации.
22.06.2021
Миллион лет не читала бумажных книг, я все закачиваю на эл.книгу.
Улицкую читаю, но не проникаюсь.
23.06.2021
А я вот так и не привыкла к электронным. Какие-то они "бездушные". Не мое...
22.06.2021
Я слушала Улицкую несколько лет назад. Сейчас же модно поносить советский период истории нашей страны. Что у меня вызывает некоторый когнитивный диссонакс, потому что я детстве я много читала, и в основном - литературу советских авторов. Я считала, что в России до революции жизни не было (нормальной), и в странах с капиталистическим режимом - тоже жизни нет. Имеется в виду - для простых людей - таких, как я.
Потом - перестройка, начались публикации произведений, развенчивающих не только "культ личности", но и сам советский режим. У меня опять произошел "сдвиг по фазе".
А потом я подсела на ролики Пучкова и Жукова, и хотя с не согласна с ними по всем вопросам, у меня картина мира все-таки несколько прояснилась. Все слишком неоднозначно в этом мире и в этой жизни, чтобы давать какую-то личностную оценку. Писатели часто этим грешат.
И теперь это навешивание ярлыков я за версту вижу. Необъективную оценку. К сожалению, книги Катишонок, которые в целом мне очень понравились, так же наполнены этим смыслом - очернить все, что происходило в советское время.
23.06.2021
Думаю, везде было и хорошее и плохое. Мы одного возраста и детство, думаю, было примерно одинаковым. И юность в лихие 90-е. И сейчас... Все разное, и мы сами меняемся. Сейчас мир открыт (с поправкой на пандемию) и не вижу ничего страшного если люди меняют страну проживания. Но если меняют и начинают поливать грязью родину, то это все-таки очень дурно попахивает.
Катишонок читала, но современная Улицкая здорово ее переплюнула в ненависти к прошлому. Вот, вроде, и жизнь у женщины не самая тяжелая была, и интересная, и насыщенная, но откуда столько .... злости?
23.06.2021
Я не читала раньше Ваши отзывы на книги. Возможно, пропустила, или уже не помню, так как долго не была на сайте.
Вы открылись для меня с другой стороны. Мне кажется, писать отзывы на книги - прям ваше. Так тонко, чувственно, интеллигентно, с аллюзиями и экскурсами в прошлое. По-моему, Вы сами - писательница не хуже Улицкой.
23.06.2021
Эта часть истории не вписывается в формат книги. А жаль

Это не впишется в мой формат выбора чтива. 🤝, благодарю.
06.01.2022
Улицкую не читала. Но соглашусь с комментарием выше, Вы сами писательница не хуже Улицкой, этот отзыв подтверждение.
Другие отзывы
Читать все отзывы 10
Смотрите также