Думаю, каждому родителю, хоть немного заинтересованному в "родительской" литературе, известна фамилия Никитиных. Это семья новаторов в 70-е года, а их развивающие игры получили обширное распространение не только в СССР, но и в других странах. И поныне производители продолжают использовать идеи Никитиных, предлагая нам, родителям, одни из самых лучших игр на развитие логического мышления (и многого другого).
Для меня прочтение книг Никитиных 3 года назад и, в особенности, "Мы, наши дети и внуки" стало глотком свежего воздуха. Несмотря на давность написания, она хранит в себе большинство и на сей день актуальных вещей. Именно из неё я взяла идею приобретения спорткомплекса, и сама вырезала и раскрашивала квадраты из картона. Игра, к сожалению, оказалась недолговечной и не очень приятной внешне и тактильно.
Когда сыну было 2,11 г., я получила на обзор 2 развивающие игры Никитиных от фирмы Ступеньки творчества - Сложи узор и Сложи квадрат 1-ый уровень.
Обе игры "зашли", особенно - Сложи квадрат. В 3,1 г. сын наконец осилил последние квадраты первого уровня, но так полюбил их, что продолжал складывать снова и снова, совершенствуясь в скорости сборки. Однозначно стало понятно, что нужно покупать 2-ой уровень! После Ступенек творчества смотреть ни на какую другую фирму даже не хотелось:
- во-первых, качество. Идеальная шлифовка и прокраска деревянных деталей. Все линии квадратов чёткие.
- во-вторых, стильный и "тёплый" внешний вид. Квадраты от Ступенек творчества отличает необычное "детское" оформление как для мальчиков, так и для девочек. В первом уровне - машинка и цветок, во втором - пароход и божья коровка, в третьем - самолёт и бабочка. Детям очень нравится, что нужно доставать детальки не из "бездушной" рамки
- в-третьих, правильность исполнения игры. Все производители, квадраты которых я видела, продают и предлагают в дальнейшем хранить их в квадратных рамках. ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!
Гораздо полезнее для развития ребёнка
не знакомить его с уже готовым вариантом решения задачи, а предлагать складывать с нуля. И ещё один важный момент -
не нужно складывать квадраты в рамках, ведь заметно сложнее и, следовательно, эффективнее для развития собирать их на свободной поверхности. Стоит взять от игры по максимуму, не правда ли
Я позже ещё вернусь к этому, пока же хочу отметить, что квадраты Ступенек творчества полностью соответствуют этим правилам. Да и как может быть иначе, ведь это семейное дело)
Заказ я оформила примерно в середине декабря, пришёл он через СДЕК за несколько дней, так что всё оставшееся время я боролась с желанием заочно вручить игры детям Но всё-таки дотерпела до Нового года, и вечером 31 декабря мы с мужем преподнесли детям эти чУдные увесистые подарочки - Дроби и Сложи квадрат 2-ой уровень. Надо ли говорить, что сразу же начался мозговой штурм))
Внешний вид
До заказа я ненавязчиво поинтересовалась у сына (в большей степени игра предназначалась ему, так как дочка не очень любит логические задачки), какой вариант исполнения ему нравится больше - пароход или божья коровка (а что, это такое унисекс-насекомое, которое любят все дети по-моему)). Но сын по-мальчишечьи предсказуемо выбрал корабль.
Вы только посмотрите, как выполнена крышка игры! Тут и якорь, и иллюминаторы, и спасательный круг. Всё красочное и при этом деревянное!
Да, игра Сложи квадрат выполнена из дерева, за исключением картонных доннышек у рамок.
Всего рамок 12 + 13-ая крышка. Игра весьма толстая и увесистая.
В отличие от 1-го уровня, здесь нет квадратов из 2-х и 3-х частей. Н
ачинаем сразу с 4-ёх, а самый "разрезанный" квадрат состоит из 7 деталей! Но не надо пугаться, он вполне лёгкий, так как все детали - прямоугольники.
А вот
наиболее сложным мне показался квадрат-солнышко (так мы его окрестили из-за схожести с солнечными лучами). Это единственный квадрат, заставивший меня немного поскрипеть мозгами. Ни сын (3,3 г.), ни дочь (5,5 л.) его пока сложить не могут.
Нюанс
Каждая рамка имеет свой цвет. Мне импонирует то, что производитель предлагает ребёнку для знакомства столько оттенков, но есть и пожелание лично от нашей семьи. Несмотря на то, что я заказала мальчиковый вариант игры, здесь 4 "девчачьих" оттенка!
Немного "воды" на эту тему:Я не из тех, кто плодит стереотипы, заставляя ребёнка чётко соответствовать гендерной принадлежности. Так, года в полтора-два его заинтересовала кукольная коляска, а ещё был период интереса к куклам особенно к их раздеванию и отламыванию конечностей. В год мой ребёнок спокойно рассекал в розовых сапожках сестры, пока не купили ему свои и до сих пор любит кататься по дому на бело-розовом толокаре, ещё давно подаренному старшей дочке (посчитала бредом менять каталку из-за цвета). При этом я не раз наблюдала картины на улице, когда у мальчика вырывают коляску/пупса из рук со словами:"это для девочек". Несмотря на отсутствие подобных ограничений сын растёт характерным мальчишкой, со страстной любовью к всевозможной технике. А, видимо насмотревшись на сестру и её подруг, все оттенки розового считает девчачьими и относится к ним презрительно.
Вот и в игре он сразу же отверг первые квадраты под номерами 13 и 14, сказав, что они Тате (сестре) и маме)). Начал собирать с 15-го, что кстати, получилось. В первый вечер он сложил 2 или 3 квадрата, пропустив самые лёгкие первые.
Спустя несколько дней мне удалось убедить Фёдора не пренебрегать розовыми и сиреневыми квадратами, ведь их тоже очень интересно складывать Но хотелось бы, чтобы в мальчишечьей игре был... ну максимум один такой оттенок. Ведь сколько красивых оттенков у зелёного! А жёлтого и алого здесь вообще нет. Ещё я была бы не против чёрного, но некоторым мамам это бы наверно не понравилось)
Как играть
Правила игры чёрным по белому написаны в названии - сложи квадрат. Что может быть яснее?) Также в комплекте как с первым, так и со вторым наборами, была методичка для родителей, подсказывающая основные принципы работы с игрой.
В каждой рамке-кораблике ребёнка ожидают несколько геометрических фигур, из которых складывается непосредственно квадрат.
Желательно с первого же дня следовать двум несложным в общем-то правилам:
- Не складывать квадраты в рамках. Из-за этого теряется большой потенциал игры для развития интеллекта.
Фёдор с первого же уровня складывал квадраты на свободной поверхности. Это сложнее, следовательно, ребёнок не так быстро продвинется в успехах. Но в данном случае важен не результат, а дорога к нему
Не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни взглядом! Воздерживайтесь от любых оценочных реплик (как положительных, так и отрицательных) пока малыш выполняет задание. Пусть ребёнок оценивает свою работу и её результат не по вашей реакции и замечаниям. Так у него разовьются самоконтроль и самоанализ.
Игра позволяет каждому подняться до "максимума" своих интеллектуальных возможностей, где развитие идёт наиболее успешно. Дорастая каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребёнок поднимает его всё выше и выше. Это рождает переживание заслуженной радости от преодоления, победы над собой - "Я смог сам!".
Обычно мы следуем этому правилу неукоснительно, и ребёнок уже привык сам решать логические задачки. Но муж однажды, ещё с первым уровнем, подсказал сыну решение одного никак не дающегося ему квадрата. И вот приходит ко мне Фёдор (я была в другой комнате), зовёт меня посмотреть, что он собрал. Я радуюсь: "Собрал этот квадрат! Справился! Молодчина!", а он так расстроенно сообщает, что это папа. Потом несколько раз, когда собирал тот квадрат, удручённо отмечал, что это папа ему подсказал, а не он сам. Больше муж такой ошибки не совершал))
Помимо прямого назначения игра Сложи квадрат имеет и другие развивающие функции:
- изучение оттенков. Имея 2 уровня можно собрать радугу, и не только)
- изучение чисел. Каждый квадрат пронумерован, что как облегчает сборку игры в единое целое, так и способствует дополнительному развитию
- развитие творческого мышления. Я разрешаю детям складывать из не только квадраты, но и разные другие фигуры - машины, ракеты, животных, человечков. Вот, например, дочкина девочка в шляпке:
Игра развивает:
- логическое мышление;
- способность к анализу и синтезу (умение анализировать задачу и находить решение);
- творческие способности (умение решать нестандартные задачи);
- способность визуализировать цель и предвидеть результат;
- глазомер;
- умение достраивать до целого;
- цветовое восприятие;
- умение сосредотачиваться;
- формирует эталон формы квадрата;
- дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.
Возрастная рекомендация
Производитель советует второй уровень с 4-х до 7-ми лет.
Сын в возрасте 3,2-3,3 г. справляется с 7-8-ю квадратами (зависит от настроя).
Другие источники (привет, Вика)) предлагают игру с 2,8 г., разумеется, при условии, что ребёнок уже знаком с первым уровнем.
Давайте подытожу: второй уровень стоит покупать тогда, когда ребёнок справляется с подавляющим большинством квадратов из первого. Но если вдруг Вы решили начать знакомство с игрой лет в 7, то конечно уже сразу надо брать второй)
Отношение детей
Итак, нашим юным сборщикам в процессе вручения было 3,2 г. И 5,5 л. (сейчас сын повзрослел до 3,3, дочка ещё не успела)). Оценивать игру по дочке считаю не правильным, потому что она ей практически не занималась - другой склад ума и другие интересы в следствие. Впрочем, предложенные братом "девчачьи" квадраты сложила, и ещё несколько других.
Сын в первый же новогодний вечер справился с 2-3-мя. Совершенствуется просто на глазах - сегодня
только седьмое, блин уже десятое, а он складывает 7-8 квадратов
А всё потому, что они ему очень нравятся! Он даже спать с собой кораблик ложил))
Первый уровень-машинку, кстати, тоже не забывает. Поочередно достаёт то её, то пароход. Но последний из-за новизны и сложности интереснее. Чувствую, не за горами приобретение самолёта... 3-го уровня в смысле) Подожду, когда будут получаться 10-11 квадратов и закажу. Конечно же, опять Ступеньки творчества)
Заключение
Игра Сложи квадрат от Ступеньки творчества, безусловно то, на что стоит потратиться. Я продолжу покупать развивающие игры Никитиных (в планах рассказать ещё про Дроби и Кубики для всех (правда они не от Ступенек), ведь это здоровский способ занять ребёнка с пользой для мозгов
Рекомендую!