Сборник "Новые мифы мегаполиса" я купила только потому, что уже читала "Мифы мегаполиса" и надеялась на достойное продолжение. Книгу, помнится, начала прямо на улице, пока шла домой из магазина ))) С тех пор прошло 7 лет... о покупке не жалею. Далее - подробности )))
В разных сборниках, читанных мной, бывает неодинаковое соотношение удачных и неудачных... а, вернее, приглянувшихся и не приглянувшихся историй. Но чтобы их так ровно было "фифти-фифти" - такое со мной в первый раз. Причём получается чётко "как зебра" по оглавлению. Первую не люблю, вторую люблю, третью не люблю, четвёртую люблю, и так далее до десятой. Потом последовательность немного сбивается. В итоге, мне понравились 10 рассказов из 18.
Начинаю с самых любимых! А люблю я, когда герои произведений вызывают у меня сочувствие и понимание. Например, как в рассказе Светланы Прокопчик "Овчарки тоже люди". Главная героиня с её привязанностью к бракованному по породе щенку мне вот как родная! За неё и её питомца я переживала больше, чем за всех остальных персонажей сборника вместе взятых.
Люблю научную фантастику - чем необычнее, тем круче! За сельхозавров Александра Громова в рассказе "Фора" поднимаю вверх сразу два больших пальца. Фантазия у автора работает!
Имею некоторую слабость к мирам "дозоров" Сергея Лукьяненко, поэтому его повесть "Пророк и сумрак" тоже восприняла на ура. Хотя этой слабостью я не шибко горжусь ; )
Ещё люблю, когда необычайное соединяется с обыденным. Зачастую из таких комбинаций получаются очень вкусные и интересные "блюда":
- полное неожиданностей "Небо-ТФ" с шокирующим финалом,
- философский "Гастарбайтер" с жизненной моралью,
- мрачно-юмористический "Гость с перфоратором",
- жуткая "Тайная комната" (к школе волшебников отношения не имеет!),
- мрачные "Овсянка" и "Проводник"...
Но самый классный сюрприз сборника - всё равно "Операторы всех стран" Олега Овчинникова. Это продолжение рассказа "Операторы односторонней связи" из первых "Мифов мегаполиса". Первый рассказ был печальным, а это - его оптимистичное и тёплое продолжение.
Теперь про нелюбимые. У их авторов почти всегда повторяются две ошибки. Во-первых, они слишком сильно растягивают произведение. Во-вторых, переходят ту незаметную грань, где просто богатая фантазия превращается в бредовую фантазию. Дам только один пример - Дмитрий Колодан "Под мостом". Он начинается с курящих бомжей... и развивается так, будто это описание галлюцинаций, вызванных куревом! Там даже непонятно, кого жалеть - бомжей, главную героиню или её врагов (а то вдруг они-то и правы). Не люблю такую путаницу. Также мне кажутся слишком бредовыми "Слово погибели №5", "Чёрные тени Страны Советов" (дивовский юмор вообще не понимаю) и "Джер" (он - ещё и про наркотики!).
Но самая мощная аллергия у меня - на проявления цинизма! "Ночь при полной луне", "Зародыш" и "Песочница" отличились презрительным отношением к людям - да не к отдельным особо опустившимся особям, а ко всему человечеству. Какую мысль можно вынести из таких книжек? Все люди плохие, и я в том числе? Эту мысль можно вынести и из некоторых телешоу, а книжки, мне кажется, должны рождать чуть более светлые чувства. Ну, или хотя бы просто развлекать, не пачкая душу. А от этих трёх рассказов лучше подальше держаться.
А в маленькой истории про "Волосов овраг" (авторов двое - супружеская пара???) уместились аж два грубых заимствования. Сочетание Сталкера со славянскими мифами показалось мне несъедобным. Хотя знаю, что другим читателям эта миниатюра может понравиться.
Что в результате? Читайте! Рекомендую! Да, с моей точки зрения, книга должна была получиться наполовину меньше и состоять только из моих любимых рассказов. Но... все читатели разные, значит - что не понравилось мне, то приглянется кому-то другому. В целом книга интересная )))
Также предлагаю прочитать
первые "Мифы мегаполиса"