В понедельник, в преддверии 100-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на Первом канале начался премьерный показ 8-серийного сериала «Троцкий». Я хотела посмотреть, поскольку исторические сериалы люблю, но не терпеть не могу отсебятину, этакий режиссерский полет мысли, которым можно оправдать любой бред. Именно поэтому я не назову вам много качественных исторических фильмов, а вот бредовых историй с претензией на историзм – вагон и маленькая тележка.
Продюсерами сериала «Троцкий» являются Константин Эрнст и Александр Цекало. Они очень пафосно рекламировали свое детище, а из создателей фильма прозвучали фразы, которые меня напрягла и заставили сомневаться, а стоит ли тратить время?
Продюсеры сериала Константин Эрнст и Александр Цекало, начиная с гала-скрининга в зале Люмьер Каннского дворца фестивалей, где был недавно представлен проект, во всеуслышание говорят, что их Троцкий - это рок-звезда. А еще он – "исполнительный продюсер революции".
И еще одна цитата К. Эрнеста:
Мы решили выбрать в качестве героя не Владимира Ленина, а исполнительного продюсера революции — Льва Давидовича Троцкого. Во-первых, как известно, во время переворота Владимир Ильич сидел на конспиративной квартире и только потом подтянулся в Смольный. Во-вторых, сама фигура Троцкого вполне рок-н-ролльная. Это и дало нам повод сделать сериал.
— Троцкий активно позиционировался и как поп-герой, — продолжил Константин Эрнст.
Эк их, однако, разобрало. А слог, слог-то какой! Это что они еще задумали? Однако смотреть начала, с каждым эпизодом удивляясь все сильнее. Эрнст и Цекало внесли большую сумятицу в ряды зрителей, говоря, что фильм основан на исторических малоизвестных фактах, мемуарах, письмах. Тогда в честь чего мы видим явные расхождения с историей? Столыпин, немало сделавший для России, здесь изображен монстром, Николай II, оказывается, знал про Кровавое воскресенье, да и вот еще что, стесняюсь спросить, из каких таких «малоизвестных» исторических фактов они узнали о забавной потасовке Ленина и Бронштейна на крыше, в которой они оба выглядели клоунами?
Я в ужасе от «рок-н-ролльной» трактовки образа Троцкого. Это личность очень страшная, кровавая, надо ли искать в нем человека, искать мотивы, оправдывающие жуткие поступки. Только вдумайтесь, он с легкостью готов пожертвовать своими детьми от первого (и последнего, замечу, с Седовой он официально брак так и не удосужился зарегистрировать), но заботливо предлагает Наталье не участвовать в опасном шествии. Надо же, какая избирательность в нежности.
В роли Троцкого снялся Константин Хабенский. Роль, на мой взгляд, он провалил попросту потому, что не рожден быть оратором. А главный талант Троцкого, увлекающего за собой массы, был именно в ораторстве, а не сексуальности, храбрости или в чем-то еще. Когда Хабенский повышает голос, то он начинает дребезжать и подскрипывать. Таким голосом увлечь не возможно. Пение Лещенко ему еще простили за обаяние, но отсутствие ораторского искусства вряд ли. Внешне похож, внутренняя составляющая отсутствует, хотя для «рок-н-ролльного» вождя сойдет.
Единственный актер, который мне понравился, это отец Бронштейна – Сергей Сосновский. И вот такому быдлу, которое чуть не растерзали отца и дочерей, Троцкий хотел дать оружие в руки.
Это очень показательный момент, ярко характеризующий вождя революции, нарисованного здесь сексуально озабоченным типом, сравнивающим революцию с женщиной, дожидающейся настоящего мужчину. И это отвратительно.
Евгений Стычкин сыграл Ленина, и подозреваю, что он очень собой доволен. Мне же образ показался на 100 процентов клоунский. Возможно, стоило, как Миронову, посмотреть старые документальные пленки, изучить, как двигался Ленин, понаблюдать за его мимикой, жестами. Вы же историческое кино снимаете, господа. Но нет, к таким мелочам создатели сериала «Троцкий» были явно не расположены.
Я не намерена расписывать свой отзыв, скажу лишь одно – мне категорически не понравилось. Я против того, чтобы о таких людях снимали фильмы, пытались оправдать их поступки – они этого не достойны. Мне неприятна психологическая составляющая фильма – намеренная утрированность, кровь, жестокость, интимные сцены. Понятно, что революционеры не розы нюхали, но то, что они сделали, ввергнув страну в пучину гражданской войны, не подлежит никаким оправданиям.
Р.S Справедливости ради дополняю свой отзыв. Основная цель фильма стала мне понятна. Она вовсе не о том, как произошло становление личности Троцкого. Он как никому не был интересен сто лет, так уже и не будет. Основная идея - все революции в России делаются на деньги Запада. А вы думаете, для чего вспомнили о Парвусе, когда его имя было неизвестно даже многим историкам? Эта тема сейчас очень актуальна в связи с некоторыми событиями.
К тому же я так и не дождалась, что скажут о том, что в случае победы фашистской Германии Троцкому было бы предложено возглавить правительство коллаборационистов. Это исторический факт, почитайте и найдете много информации.
Но все же польза от "Троцкого " есть. Во-первых, это побудило лично меня, как человека любознательного и интересующегося своей историей, поискать источники о людях, сыгравших видную историческую роль, но незаслуженно забытых. Это, прежде всего, Владимир Скалон - генерал царской армии, истинный патриот России. Сыграл его Сергей Безруков, и сыграл блистательно! Роль небольшая, но какая яркая! Уж я на что Безрукова не люблю, но здесь он очень хорош.
Морской офицер Алексей Щастный в исполнении Антона Хабарова. Этот человек - яркий пример, как новоиспеченное советское правительство, находясь на весьма шатких позициях, избавлялось от реальных героев революции, конкурентов, которых народ любил и поддерживал.
Ни у Скалона, ни у Щастного, у этих благородных людей с твердым кодексом чести, не было ни малейшего шанса выжить в государстве, которым правили преступники, давайте уж называть вещи своими именами, оставившие после себя горы трупов. Вот за освещение этих светлых и героических образов я создателям сериала "Троцкий" благодарна.
Ничего я не знала и о Федоре Раскольникове. Между тем, судьба этого человека была трагична, но поучительна, как и у многих людей того времени. Сыграл его Кирилл Зайцев.
Обязательно почитайте и о нем, и о его жене Ларисе Рейснер, революционерке и поэтессе. Я поначалу подумала, что роль Анастасии Меськовой будет эпизодической, но Рейснер появляется еще и в середине фильма. Красавица, роскошная женщина. красная дьяволица, у которой тоже немало скелетов в шкафу, она умерла очень рано.
Это то, на что я хотела обратить ваше внимание. Но в целом мое впечатление о сериале "Троцкий" не изменилось. Троцкий-Хабенский без ораторских способностей - это хохма, карикатурный, мелочный, мстительный Ленин, который, получается, никакой роли в революции и не сыграл - это нонсенс. Но товарищи, это же "рок-н-ролльные" вожди революции, не будем забывать об этом.
Очень хотелось посмотреть на Викторию Полторак в роли Фриды Кало, но ей не удалось перещеголять Салму Хайек. нарядиться с яркие мексиканские наряды это еще не значит передать бешеную харизму этой интереснейшей художницы и очень несчастной женщины, всем сердцем любящей своего мужа Диего Риверу. И о ней тоже почитайте.
Сериал "Троцкий" смотреть советую, хотя бы потому, что, возможно, вы заинтересуетесь истинными героями, прочитаете о людях, на которых могла бы держаться Россия, я имею ввиду Скалона и Щастного.