Опубликовано 3 Август, 2022 - 20:04

  • Опыт использования:
    месяц или более
  • Стоимость:
    250 рублей

Всех приветствую!

Об игре "The Stanley Parable" (то есть "Притча о Стэнли"), я слышала давненько. Об этой игре говорят, что она требует наличие нестандартного мышления и полного отсутствия логики. А ещё что она может отнять на прохождение как пять минут, так и все 24 (а то и больше) часа. Нечасто встретишь такое, я решила вплотную с игрой ознакомиться. И испытать самые разные чувства.

Главное меню
Игру я приобрела на площадке Epic Games Store - заплатить пришлось что-то около трёхсот рублей. Очень жалею, что мне досталась классическая версия, а не Ultra Delux, где есть более расширенный контент - поэтому, если кто заинтересован, ищите именно этот вариант. Я на момент покупки об игре мало что знала, но непременно бы заплатила за Ultra Delux больше. Там и графика чуть-чуть получше.

Интересно то, что первоначально игра задумывалась как мод к Half-Life, и лишь позже неопытные молодые разработчики решили превратить своё детище в нечто революционно новое. Игра, в целом, на игровую общественность (да и на меня тоже) произвела яркое впечатление - в такое я играю в первый раз. По информации из открытых источников, фрагменты из "Притчи о Стэнли" попали даже в мод для Dota 2 и даже в сериал "Карточный домик":

В мае 2014 для Dota 2 была выпущена модификация, включающая в игру голос Рассказчика. Её разработкой занимались Риден и Пью.
The Stanley Parable фигурировала в третьем сезоне телесериала «Карточный домик». Согласно сюжету писатель и игровой журналист, работающий над биографией президента Фрэнка Андервуда, демонстрирует ему игру и использует её сложную структуру в качестве метафоры текущей политической ситуации.

Системные требования выглядят щадящими, скорее всего, игра пойдёт на любом современном компьютере. Игрок повстречает немало моментов, которые легко принять за баг, но большинство же из них - сюжетных ход. Хотя и с багами я встретилась в музейном уровне, когда решила исследовать все коридоры - в одном из них игра стабильно останавливает картину намертво, и помогает только принудительное закрытие через диспетчер задач.

Минимальные:

  • Операционная система: Windows XP / Vista
  • Процессор: Intel Pentium 4 3.0 Ghz / AMD Athlon 64 X2 Dual Core 3600+
  • Оперативная память: 2 Gb
  • HDD: 3 Gb на жестком диске
  • Видеокарта: Nvidia GeForce 7600 GS / ATI Radeon X800 GT с 256 Mb памяти
  • Звуковая карта: Совместимая с DirectX
  • Версия DirectX: 9
  • Сеть: Broadband Internet Connection
  • А также: Клавиатура, мышь

Рекомендуемые:

  • Операционная система: Windows 7 / 8
  • Процессор: Intel Pentium Dual Core E6600 3.06Ghz / AMD Phenom 8750 Triple-Core
  • Оперативная память: 2 Gb
  • HDD: 3 Gb на жестком диске
  • Видеокарта: Nvidia GeForce GT 545 DDR3 / ATI Radeon HD 5670 с 512 Mb памяти
  • Звуковая карта: Совместимая с DirectX
  • Версия DirectX: 10
  • Сеть: Broadband Internet Connection
  • А также: Клавиатура, мышь

Сюжет игры довольно сложен, чтобы постараться описать его в двух словах. The Stanley Parable, на первый взгляд, знакомит игрока с офисным работником по имени Стэнли. Каждый день Стэнли является на работу, устраивается в своём кабинете поудобнее и приступает к выполнению разного рода поручений. И так день за днём.

Однажды Стэнли замечает нечто странное и даже пугающее: всё здание, где он работает, просто опустело. Компьютеры по-прежнему включены, рабочие телефоны принимают звонки, принтеры не прекращают печатать, но вот живых людей - коллег или руководства - ни в одном из помещений просто нет. Куда же все подевались?

Стэнли начинает изучать помещение за помещением, пока не узнаёт страшную правду!

Путешествие по зданию - от и до - сопровождается мелодичным голосом нарратора, причём это не просто обычный закадровый рассказчик, а вполне себе один из основных героев истории (и геймплейных элементов). В какой-то момент игры (если игрок до него дойдёт) нарратор соображает, что сам Стэнли находится под управлением живого игрока, и тогда нарратор пытается в рамках игры установить с ним контакт.

Складывается впечатление, что нарратор - создатель своей собственность игры "The Stanley Parable". В одной из игровых развилок есть забавная ситуация, когда нарратор пытается предложить Стэнли сначала некоторые свои недоработанные игры (причём предлагает в них сыграть часа четыре), а потом кидает Стэнли в некоторые хорошо знакомые проекты. Среди них даже есть - ого! - сам Portal. Жаль, что в него сыграть дали мало, лишний повод вспомнить эту замечательную игру.

Minecraft
Тут даже музыка и звуки те же, что и в Portal
С Portal "The Stanley Parable" сравнивать любят особенно сильно; обе игры на некоторых уровнях будто друг друга копируют; что там что там молчаливого главного героя будут сопровождать комментарии "высшего разума", только в случае Портал это будет искусственный интеллект, а в случае Притчи о Стэнли - невидимый нарратор. Оба комментатора обладают неплохим чувством юмора, обожают сарказм и иронию.

Portal
Сам сюжет игры трудно отнести к какому-то определённому жанру. Это и драма, и комедия, и триллер, и даже ужасы; хотя запоминается игра как что-то по-своему смешное. Разработчики высмеивают устоявшиеся стереотипы: например, работа Стэнли заключается в нажатии какой-то определённой кнопки на компьютере (намекая таким образом на стереотип, что офисный работник - это пустое место и бесполезен), начальство у Стэнли прям по классике очень алчное и злобное (в кабинете начальника можно отыскать ванную комнату, где во всю стену будет расписана любовь к деньгам).

Управление в игре несложное; предстоит играть с видом от первого лица, где есть мизерный набор активных клавиш. Передвигается Стэнли быстро, без покачиваний камеры; для ходьбы потребуется классическая раскладка клавиатуры WSAD, а для взаимодействия с предметами пригодится лишь левая клавиша мыши.

Геймплей в игре предполагает путешествия из одного помещения в другое и взаимодействие с различными предметами с целью выйти на концовку - а их в игре около двадцати! Как только игра начинается (а это всегда происходит со сцены, когда Стэнли поднимается из-за компьютера и видит, что вокруг никого), тут же вступает в свои права нарратор. Он, красиво выражаясь, начинает описывать начало игры. Вот Стэнли вышел из своего кабинета и озирается по сторонам: почему коллег нет? И всё дальнейшее его повествование будет больше похоже на какое-то руководство к действию. Нарратор скажет, например, что Стэнли решает проверить конференц-зал, и на первых этапах это воспринимается как подсказка. Значит, надо идти именно туда!

Но затем начинает напрашиваться мысль, что тебя водят за нос. Встаёт закономерный вопрос: а что, если делать всё наоборот? Такой вопрос почти наверняка возникнет на этапе, где будут две распахнутые двери, и нарратор скажет, что Стэнли из них двух выбирает ту, что слева. Что же будет, если пойти в ту, что справа?

Нарратор заставляет идти именно сюда, но что если есть другая дверь?
Собственно, на этом геймплей и строится: слушаться нарратора или нет; быть с ним другом или противником. И почти всякий раз это будет приводить к разным концовкам - счастливым и не очень. Сам нарратор будто бы всегда на шаг впереди: любому отклонению от курса он тут же пытается дать логичное объяснение; в пресловутой развилке, где каждый раз надо проходить именно через левую дверь, нарратор, в случае если игрок таки выберет правую, согласится, что Стэнли, скорее всего, очень хочет для начала полюбоваться комнатой отдыха, но дальше можно будет проехать на лифте и оказаться там, где надо. Задача нарратора простая: подвести Стэнли к тому сценарию, который сам нарратор и составил.

Игра намекает, что в ней нет правил. Она предлагает идти на риски; она предлагает делать выборы, но не гарантирует хороших последствий. Если вдруг оказывается, что игра возвращает игрока в самое начало сюжета, это лишь означает, что идущие перед этим игровые действия привели к концовке. Таковой может быть смерть самого Стэнли. Или незапланированный нарратором маршрут, который Стэнли преждевременно привёл к страшной тайне, тем самым заспойлерив ему же весь финал. Нарратор в такие моменты вздыхает и говорит, что просто возьмёт и перезапустит игру. Некоторые концовки выдают игроку тупо серый экран, и перезапускать надо всё своими руками, выходя в главное меню и включая игру заново.

Одним из главных минусов хочу назвать чрезмерную сложность некоторых концовок. Сложные они не потому, что до них очень сложно догадаться (вот как раз этого полезно в Притче о Стэнли не делать! Мыслите нестандартно и отключайте законы логики), сложные они потому, что на них выйти можно, либо заранее зная, что делать, либо днями и ночами просиживая за игрой и пробуя разные комбинации действий. Например, какие-то концовки просят, чтобы игрок перезапустил игру несколько раз, потом на первом уровне потыкал в определённый компьютер, ещё после с десяток раз подёргал какую-нибудь дверь. И понадобится приличное время, чтобы испробовать всевозможные наборы действий, включая и полный выход из игры. Некоторые концовки есть лишь в издании Ultra Deluxe.

Отмечу забавные внутриигровые достижения. Их немного, но если кто-то заполучил их все - то моё уважение. Одно достижение просит от игрока, чтобы он вышел из игры и в следующий раз зашёл лишь спустя пять лет реального времени. Кто-то поступает проще: меняет на компьютере год, но у меня в этом случае игра просто не запустилась: EGS сообщил, что запуск невозможен, так как установлен неправильный год. Другое достижение просит провести за игрой во второй день недели (во вторник) двадцать четыре часа!

Нарратор реагирует на попытку получить ачивку
Графика сейчас кажется устаревшей и, может, никого не сможет впечатлить. Придётся провести время в офисных и складских помещениях, на лестничных пролётах и в пустынных коридорах. Во многом наблюдается однотипность: одни и те же компьютеры, одна и та же мебель, одна и та же посуда, одни и те же картины, но это не так критично. Мне лично графика вполне пришлась по вкусу, выглядело всё хоть и простовато, но глаз сильно не резало. Игру делали на движке Source - на нём же делали такие игры, как Half Life 2 и Portal.

Игру сопровождает музыка - нечастая, но её довольно приятно слушать; основная тема звучит очень иронично, словно от увиденного тебе предстоит плакать сквозь смех. Я играла с оригинальным дубляжом, но с русскими субтитрами. Человек, который тут стал нарратором, до своего участия в игре намеревался озвучивать аудиокниги. Мне понравилось его слушать - нарратор проявляет эмоции, и его вполне можно принять за живого человека.

Итог таков, что это действительно очень необычная, очень запоминающаяся и очень своеобразная игра, где надо мыслить максимально нестандартно. Впечатления испортили лишь немногочисленные баги; трудность в получении некоторых концовок (одно дело, когда надо обшарить каждый угол в поисках тайного прохода или механизма или когда ты пытаешься нарушить установленные правила, и другое, когда ради концовки игрок должен несколько раз игру перезапустить) и трудность в получении некоторых достижений (хоть это и не главное, но не могу себе представить, как я весь вторник буду двадцать четыре часа играть). Потому лишь четыре звезды, но игра явно стоит внимания. Потому порекомендую к прохождению, а описанные мною минусы - лишь моё мнение. Кому-то они могут показаться незначительными.

Минусы:

  • трудность в получении некоторых концовок - или надо знать заранее, что делать, или выделить целый день, чтобы в игре тыкать во всё подряд и много раз подряд выходить из игры;
  • есть тяжёлые для получения достижения (сделать в игре перерыв в пять реальных лет или непрерывно играть целые вторниковые сутки);
  • некоторые концовки есть только в Ultra Delux издании.

Плюсы:

  • отсылки к некоторым известным играм;
  • приятный голос нарратора, хорошая работа актёров озвучки;
  • основной сюжет короткий, но сама игра может в разных концовках показать разные ответвления;
  • ирония и сарказм;
  • нарратор пытается быть на шаг впереди;
  • выбор - и больше всего пугают его последствия: насколько всё сложится успешно?
  • концовок - целое множество (около двадцати);
  • приятно оформлена - глаза не режет;
  • игра ломает четвёртую стену.
Достоинства
  • Много концовок
  • Оригинально
  • Отсылки к другим играм
  • Приятное оформление
  • Приятный голос нарратора
  • Юмор
Недостатки
  • Тяжело на некоторые концовки выйти
  • Тяжело получить все достижения
olya_konstрекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Вчера буквально узнала об этой игре из предыдущих отзывов здесь на сайте. Но нет, не мой жанр, наверное.
05.08.2022
Любопытная игруха) Какие игры реалистичные пошли сейчас, удивляюсь)
05.08.2022
Смотрел прохождение на нее
06.08.2022
Звучит очень интересно:) Так много вариантов концовок встречаю впервые )
07.08.2022
Игра намекает, что в ней нет правил. Она предлагает идти на риски; она предлагает делать выборы, но не гарантирует хороших последствий.
Всё как в настоящей жизни!
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также