Опубликовано 4 Июнь, 2014 - 16:36

Прошлым летом прочитала эту повесть -- привлекла тема и удивила ее откровенность для того времени. Книга начинается с разговора попутчиков в поезде о браке и любви.

Почитала я тут отзывы.

Отрывок диалога из начала.

-- Нет-с, позвольте, -сказал адвокат, -я говорю только, что существовали и существуют браки.

-- Существуют. Да только отчего они существуют? Они существовали и существуют у тех людей, которые в браке видят нечто таинственное, таинство, которое обязывает перед богом. У тех они существуют, а у нас их нет. У нас люди женятся, не видя в браке ничего, кроме совокупления, и выходит или обман, или насилие.

Брак -- это для тех брак, кто к этому свято относится.

Трагическая история -- это фон, который был выбран Толстым для выражения своих мыслей и взглядов.

Повесть не сразу напечатали и поэтому она шла по рукам.

Софья Андреевна добилась встречи с государем и просила его быть цензором мужа. В июне 1891 года «Крейцерова соната» появилась в 13-м томе собрания сочинений Толстого. Трехтысячный тираж разошелся мигом, так что тем же летом 13-й том был допечатан тиражом в 20 тысяч экземпляров. А вот отдельные издания «Крейцеровой сонаты» были запрещены вплоть до 1900 года, когда «по высочайшему повелению» запрет был отменен.

Рекомендую почитать статью Сергея Романова "Крейцерова соната в четыре руки". Несколько цитат из нее.

“Сильнее этого Вы ничего не писали, да и мрачнее ничего тоже”, — писал Толстому Н.Страхов.Читатели — от зелёных гимназистов до седовласых стариков — просиживали ночи напролёт над переписыванием повести. Неслыханный успех повести привёл к тому, что через несколько месяцев она стала известна в самых отдалённых уголках России.

Об отношении Софьи Андреевны к повести.

Софья Андреевна восприняла эту повести как выпад против себя и в ответ написала повесть "Чья вина?"

"Мне хотелось показать ту разницу любви, которая живет в мужчине и в женщине. У мужчин на первом плане — любовь материальная; у женщины на первом плане — идеализация, поэзия любви, ласковость, а потом уже пробуждение половое."

То, что интересно, -- это мысли о браке и отношения в обществе к нему, о воспитании. Но в то время -- это было обличение высшей прослойки аристократов и помещиков, жизнь и ошибки героя представлены как продукт неправильного и развращенного воспитания.

То, что не понравилось, помимо трагичного сюжета, -- то, что толстовское: как-то все чересчур и утрировано в мрачную сторону, какая-то теория "как надо". Не понравились какие-то теории изменения общества -- совершенное непонимание женской любви к красоте, к одежде: например, красивая одежда трактуется лишь как средство очарования и соблазнения мужчин. С другой стороны, верно подмечено Толстым, что женщину вопринимают как товар. В то же время в тексте можно углядеть разницу психологии мужчин и женщин: то, что описывается в восприятии мужчины, обобщенно-типично.

В книге показаны неправильные приоритеты и мотивы отношений, в которых люди не общались и не знали друг друга. Страсти, осбственничество и ревность разрушают отношения.

Страшные места в книге я пропускала. Довольно мрачно: главный герой понял все свои ошибки, но теперь на будущее новых поколений писать начисто счастливые истории.

canzoneрекомендует
Читать все отзывы 14
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 14
Смотрите также