Чем меня современные российские жанровые фильмы заводят и напрягают одновременно, так это полнейшей непредсказуемостью результата. Никогда не знаешь, чем в итоге окажется заявленная на афише "криминальная драма" или "захватывающий триллер".
И участие сколь угодно уважаемых актёров, постановка известным режиссёром, заявленный высокий бюджет и пр. - ровным счётом ничего не гарантируют. Может быть, приятно удивят (редко), или разочаруют и повергнут в недоумение (чаще).
Согласитесь, с заокеанской продукцией как-то проще. Если уж фильм заявлен как "боевик с Джейсоном Стетхемом", на афише красуется его небритая физиономия, то это не окажется внезапно "экзистенциальной драмой об одиночестве человека в современном обществе". Даже если это пустышка одноразовая, в ней честно, на весь бюджет будет взорвано столько-то автомобилей, уничтожено несколько летательных аппаратов и многоэтажных зданий, разбито немыслимое количество морд и сломано бесконечное число конечностей.
А что преподнесут отечественные кинематографисты - узнаешь, только потратив 300 рублей на билет (возврату не подлежит). Лотерея. Я много знаю людей, которые принципиально на российские фильмы в кинотеатры не ходят именно по этой причине. Не потому, что денег жалко (на стримингах потом тоже не бесплатно), а именно чтобы не сожалеть о бездарно потраченном времени и нервах.
Российский фильм "Лунатики" разочаровывает. Прежде всего отсутствием жанровой чистоты. Начинаясь как детектив, затем он внезапно сворачивает в сторону социальной драмы, потом нас погружают в психологические дебри, и в итоге выезжают вообще на фантастику.
Я конечно ткнул здесь в несколько галочек с определением жанра, как того требуют правила Irecommend. На самом деле, это и не то, и не другое, и не третье. Явно не триллер, поскольку напряжённое действие практически отсутствует. До драмы не дотягивает. Фантастика? - ну такие себе эпизоды, образца американских фильмов 20-летней давности уровня "ниже среднего".
Плюсом (точнее минусом) и без того перегруженное повествование отягощено бесконечными флэшбеками, ненужной игрой с цветами, дебильным музыкальным оформлением, и.т.д.
Всё это можно было бы перетерпеть и смириться. Ради какой-то высокой цели: необычного визуального воплощения, раскрытия волнующей темы... Ничего этого нет, а значит не стоит и терпеть. Скажу прямо: это проходное кинцо из тех, после просмотра которых выходишь и пожимаешь плечами в недоумении "и зачем это нужно было?" Такие забываются через сутки, и болтаются где-то на задворках онлайн-платформ через полгода после выхода.
Хотя тема бы заявлена мощная, острая, и при должном воплощении могла впечатлить и стать предметом обсуждений. Можно ли человека, сломанного другими и сломавшего себя - "пересобрать" с нуля? Как модель, как механизм? Починить как поломанную игрушку?
В фильме мамаша (Виктория Исакова) внезапно осознаёт, что сын (Степан Белозёров) - не только популярный рэпер (с этим ещё можно смириться родителю), но и наркоман, и вообще конченый человек.
И привычными для себя средствами (она - телевизионный продюсер) пытается его "перезапустить", "переформатировать". Инсценирует похищение, а тем временем фантастическими средствами специалисты пробуют "обнулить" его личность и создать новую.
Я, конечно, понимаю, что без проникновений в голову и копаний в прошлом в поисках психотравм у нас теперь и фильм не фильм. Сценарии пишут люди, которые реальной жизни не видят, на улицу без крайней необходимости не выходят, и живут от одного сеанса психотерапии до другого. Пишут о том, о чём самим ближе. Так проще, ко всему прочему. Моделировать вымышленные реальности сложнее. Патрульные менты в сериалах НТВ уже спешат к своему психотерапевту и рассуждают о гештальтах.
Но тогда хоть воплощайте свои мысленные потоки достойно, а не чтобы хлестало во все стороны как из прохудившегося смесителя. Режиссёру Юрию Морозу вообще не стоило, на мой взгляд, в такой проект влезать. Средней руки профессионал, мастеровитый, давно в кинобизнесе - ну зачем все эти новомодные штучки-дрючки, в которых ни бельмеса не смыслишь? Чтобы выглядеть как дед, который явился на молодёжную вечеринку в драповом пальто и восклицает: "Йоу, рэп, круто, дискета..."?
Актрису Исакову я умышленно ругать здесь не стану, поскольку отношусь к ней с большой теплотой и нежностью. Да и не за что особо. Работу она сделала качественно, не падая ниже своего обычного уровня, на том материале, который ей предоставили. В возрасте за 40 от главных женских ролей в "большом кино" отказываться не принято, могут больше потом и не позвать. Посмотреть на Викторию всегда приятно.
Также с приязнью отмечу актёра Алексея Филимонова в роли следователя, распутывающего заведомо вымышленное и срежиссированное "дело". Этому очень талантливому артисту с ролями вообще не везёт категорически. Либо третьестепенные в удачных проектах, либо значимые - но в провальных.
Из уважения к этим двум исполнителям натяну оценку фильма до "троечки". Хотя смотреть его никому не рекомендую, и уж тем более платно и в кинотеатре.