Как ярый поклонник сталинской эпохи- ее моды, архитектуры, музыки и пр- я не могла не поехать посмотреть на одно из знаменитых зданий 30-х годов гараж Госплана.
Так как гараж является памятником архитектуры- я была уверена, что смогу разглядеть его, сделать фотографии гаража, себя на фоне гаража, в общем увидеть и запомнить, пока здание цело.
Кто знает, может быть завтра его надумают "убрать".
Гараж являлся последним проектом известного своими уникальными зданиями архитектора- Константина Мельникова.
Мне очень нравится архитектура 30-х годов.
Моя мечта- жить в сталинском доме тех лет
Например в "Ажурном доме" недалеко от метро Динамо или Беговая.)
Но, к сожалению, квартиры там стоят как крыло самолета, млн под 20. Так что остается только любоваться со стороны.
Все хрущевско-горбачевские и нынешние здания похожи друг на друга, даже если и отличаются в мелочах (как те же башни Москвы-Сити), а тот же гараж Госплана- уникален, он такой один.
Итак, решили мы с мужем прогуляться от метро Авиамоторная до места- Москва, ул. Авиамоторная, 61- чтобы посмотреть гараж.
Идти от метро не близко, медленным темпом около 25-ти минут.
Но погода была хорошая, ни на чем подъезжать не хотелось, плюс- пока идешь до гаража- можно любоваться на сталинские дома, которых много на улице Авиамторной.
Немного подробнее о месте, куда мы идем
На коллаже гараж в 30-е и мое фото состояния в "наше время" (как видите, в гараже был пожар и фасад пострадал) :
К сожалению, гараж лишился трубы, которую мы видим на первом фото.
Гараж был построен в 1936-м году и символично изображает именно автомобиль:
Для архитектуры Мельникова 1930-х годов характерны крупные формы, объёмы, пластичность и прямые линии, что отражено во внешнем виде гаража Госплана. Он соединяет в себе три конструктивные формы: прямоугольник, треугольник и круг.
Уличный фасад основного одноэтажного корпуса заполняет круглое окно с массивным обрамлением и вертикальными линиями. Справа от него была установлена (но не сохранилась) высокая фабричная труба, композиционно собирающая воедино все элементы здания.
На четырёхэтажном корпусе, который занимали администрация и мастерские, вертикалью прорезаны объёмные каннелированные колонны.
Окна на дворовом фасаде, выполненные в виде прямоугольников, наклонены, повторяя направление лестниц внутри постройки. Общий вид гаража напоминает автомобиль: круглое окно с низкой крышей образуют фару и вытянутое крыло, а вертикальные белые линии фасада — решётку радиатора.
А что увидите вы в этом здании?
...Фасад гаража получился символичным.
Кто-то видит в нем половинку от вида автомобиля анфас: каннелюры кажутся решеткой радиатора, окно столовой напоминает фару, а решетки - рефлекторы. Сам Константин Степанович на этот счет никак не высказывался и написал только, что "один "глаз", смещенный с центра к высокому объему административного корпуса с узким прорезом трубы, - и я обрел связь "формалистического" подхода с самой сущностью из мира прекрасного". Впрочем, фара - это и есть "глаз" автомобиля.
Чем еще интересен гараж Госплана?
Гараж Госплана стал последним из зданий, реализованных целиком по замыслу Константина Мельникова - во второй половине тридцатых годов на смену авангарду пришел сталинский ампир, и попавшему под град критики архитектору пришлось перейти на преподавательскую работу. В здании самого гаража с 1955 года и до конца девяностых находился 8-й таксомоторный парк. В 1990 году к 100-летию Мельникова гараж Госплана получил статус объекта культурного наследия, а еще через семь лет Мосгордума разрешила его приватизировать. Сейчас здание занимают различные арендаторы.
Придя к гаражу- я была очень огорчена. За деревьями его было практически не видно, а все "человеческие" входы и выходы были закрыты.
Ух как я возмущалась! Памятники истории и архитектуры- это в какой-то степени народное добро!
Даже на указателе по дороге гараж Госплана был отмечен как памятник.
Вот мы пришли- и как его рассматривать?...
Там засела какая-то частная автомастерская.
А может и еще кто-нибудь.
Гараж прихватизирован и если попроситься на территорию - могут просто не пустить.
А если ты уже "спалился" на том, что хочешь проникнуть- за тобой начнут наблюдать.
Оно мне было не надо. Не люблю рисковать.
Я просто хочу посмотреть гараж и сделать фотографии. Никакого вреда никому не несу.
И решено было пролезть через прутья забора.
Будь я толще буквально на 1-2 см- я бы не протиснулась. Но, ура, получилось )
Итак, на территорию я проникла, стала рассматривать и фоткать гараж.
Вот она, "фара"
Попросила мужа через забор сфоткать меня (он не пролез) :
Из окон на меня начали поглядывать люди, ой как удивительно, человек пришел посмотреть памятник архитектуры.
Гараж находится не в самом лучшем состоянии, если спереди все более менее (гараж покрашен в желто-белый цвет как по паспорту ), то сбоку.... Печаль-беда:
Поразглядывать и фотографировать гараж долго мне не дали.
Вышла девушка, предъявила за проникновение на частную территорию, мол, что я тут делаю (дааа, от моих фоток они там все видать сильно пострадали, да и выгляжу я наверное весьма опасно ) и потребовала выйти через ворота.
Окей, ладно...
Если бы я приехала туда летом- за деревьями вообще бы ничего не увидела.
Очень жаль, что вот такие интересные памятники архитектуры можно прихватизировать и не давать народу любоваться ими, рассматривать, фоткать и пр.
Если надумаете поехать и посмотреть гараж- можете все же попробовать спросить охрану или тех, кто там обитает о возможности пройти на территорию.
Надеюсь, вас пропустят через дверь, пролезать через прутья - приятного мало, возможно даже незаконно.
В общем, вот такое интересное здание есть на востоке Москвы, которое чтобы разглядеть нужно ухитриться.
Надеюсь, вас также как и меня заинтересовал Мельников и его проекты- их в Москве хватает, я рассчитываю увидеть их все
Спасибо за внимание