Опубликовано 3 Январь, 2022 - 13:41

  • Опыт использования:
    один раз

"Матрица" была и остается одним из моих любимых фильмов, который после самого первого знакомства с ним произвел сильнейшее впечатление, и надолго остался чуть ли не личным "кодексом" миллениала, ставящего выше других ценностей личную уникальность, свободу выбора, готовность в нужный момент активно действовать и отстройку от мнения "большинства" и "толпы".

Трейлер премьеры четвертого фильма был масштабным и многообещающим - однако последовавшие первые отзывы оказались не такими восторженными, поэтому на премьеру я шла без завышенных ожиданий, рассчитывая "просто поностальгировать" и не рассчитывая получить тот же эмоциональный эффект, как после трех предыдущих частей. В конце концов, трилогия - это завершенное произведение, в нем все уже было сказано, и вряд ли четвертая часть смогла бы "дотянуться" до предыдущих и показать что-то кардинально новое.

Действие, атмосфера и первые впечатления

Учитывая, что четвертая Матрица начинается практически точь-в-точь так же, как первая часть - происходит определенный эффект "погружения" в "те самые" первые ощущения от фильма - однако сюжет с самого же начала "сворачивает в другую сторону", как бы намекая нам, что то, что мы видим - это не "те самые" события в начале, а как бы альтернативная их версия.

Впрочем, в чистом виде "альтернативой" это тоже не является - Вачовски достаточно быстро дает объяснение демонстрируемому на экране, так что у зрителя не остается шанса на двойную трактовку ("бинарность?.." нет, нет, этого нам хватило в предыдущих частях - в этой Лана высказывается абсолютно недвусмысленно - и именно это и не понравилось большинству возмущавшихся после просмотра в первые дни в кинотеатрах). В каком-то смысле это приглушило "шарм" самой идеи Матрицы, когда у тебя взрывается мозг от размышлений о том, что вокруг тебя реально, а что нет - но, с другой стороны, у Вачовски и не стояло задачи повторить высказывание предыдущих частей, ведь, по сути, все это было уже сказано. В этой части ее задача - пойти дальше, и взглянуть на всю ситуацию "со стороны", переосмыслить в целом философский феномен трилогии, прямо задать зрителям определенные вопросы, ну и показать еще одну часть полюбившейся истории - куда уж без этого? В итоге получается в достаточной степени многослойное произведение, так же буквально "напичканное" смыслами, как и предыдущие части - за тем лишь исключением, что смыслы эти подаются совершенно неприкрыто, зачастую настолько прямо, что это становится иронией режиссера над самой же собой, над ожиданиями зрителей, и над индустрией в целом. Большинство это оттолкнуло от фильма, так как они увидели в этом "попрание оригинала", однако, если вспомнить, что изначально Матрица - это философское высказывание с элементами развлекательного кино, то ругать четвертую часть становится совершенно не за что.

На всем протяжении фильма зритель как бы постоянно "дрейфует" между откровенным стебом, отсылками к предыдущим частям с их переосмыслением, основной сюжетной линией, ностальгичными моментами с возрожденными заново (во всех смыслах) персонажами, приемами, ситуациями и сеттингами, легкой философской линией (куда же без этого. А у вас не возникло при просмотре сбивающего с толку ощущения, что все, что с вами прямо в данный происходит - это только в вашей собственной голове?..) и небольшим количеством экшена, который, в отличие от предыдущих частей, не преподносится явно как главный элемент истории.

Кстати, чувство ностальгии во время просмотра действительно есть - и оно действительно сильное благодаря, конечно же, актерам, не забытым и прямо-таки с любовной тщательностью воссозданным художественным приемам из предыдущих частей, фирменному стилю Вачовски, и периодически "возрождаемой" атмосфере "тоски по свободе" и острому чувству надежды на лучший исход, которые были в предыдущих фильмах. Все это передается так же мощно, как и раньше, за тем лишь исключением, что режиссер в этот раз не ударяется на 100% в рефлексию и хоть и качественный, но прямолинейный пафос предыдущих частей - а как бы "снимает напряжение" зрителя регулярной иронией и юмором. Она как бы говорит: "Ну, хээй, мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить, переосмыслить, поставить, наконец, финальную точку - и идти уже, в конце концов, вперед каждый своей собственной дорогой, каждый со своим личным пониманием. Давайте не так серьезно, ребята!.."

И, кстати, по поводу игры актеров в новой Матрице тоже есть что сказать - ведь, по большей части, благодаря им новый фильм не скатился во вторичность, а удержал эмоциональную планку предыдущих частей.

Игра актеров

Большинство актеров в "Матрице: Воскрешение" новые и не разу не участвовавли в съемке предыдущих фильмов (еще бы - сколько времени-то прошло??). Однако основной "костяк" актеров и персонажей все-таки на месте: Киану Ривз и Кэрри-Энн Мосс в роли Нео и Тринити, а также "прежние" Морфеус и агент Смит в исполнении новых актеров, плюс эпизодическое появление нескольких актеров в роли прежних героев по ходу фильма для поддержания "преемственности" всей истории.

Спасибо Киану и Кэрри-Энн за по-прежнему великолепную игру, и в нужный момент за "переключение" тона и эмоции главных персонажей в соответствии с задачами истории. В новой Матрице Нео и Тринити показали "обычными людьми" с их слабостями и проблемами - и это также не понравилось тем, кому в принципе не зашла четвертая часть, однако в этом и ценность использованного Вачовски по отношению к персонажам приема - ведь в очередной раз зритель увидит в этих героях отражение себя. Все зависит от возрастной группы, конечно (возраст накладывает свою специфику), и от собственного ощущения себя каждого. Но в этот раз главные герои - не супер-герои. Это в первую очередь обычные люди - которые, да, в конце концов становятся героями, но скорее не потому что кто-то из них "избранный", а потому что... А вот это уже одна из философских и в то же время до мозга костей "человечных" идей фильма, и понять это нужно, самостоятельно увидев сюжетную линию. Выражу лишь в очередной раз благодарность актерам за мастерское создание между ними той особой химии на экране, от которой буквально покрываешься мурашками, и долго остаешься с ощущением прикосновения к чему-то особому, что не всегда встретишь в обычной жизни. Ну, и Лане Вачовски, конечно, за напоминание об обычных "человеческих" истинах в мире повального "реактивного" поведения, когда многие живут "застряв в матрице" по абсолютно осознанному собственному желанию, и нуждаются ни в чем больше, кроме как быть "батарейкой в большой системе", ведь их такое положение вещей полностью устраивает.

Съемка и спецэффекты

Здесь кратко. Картина явно не дотягивает по качеству до предыдущих частей, и хотя в нужные моменты изображение на экране действительно яркое, масштабное и детальное, проработка определенных мелочей очень точная, а цвета соответствуют смыслу момента - но в большинстве все-таки тех головокружительных спецэффектов, по-эстетски проработанных и снятых с разных ракурсов рукопашных поединков, подстегивающих адреналин "красивых" "боевиковых" экшн-сцен здесь практически нет. Они сделаны скорее как "для галочки", просто как "штрих к портрету" фильма, чтобы поддержать сюжет и обозначить основные его моменты.

Но четвертая Матрица - это не "произведение искусства", которое предназначено для того, чтобы его рассматривали. Здесь это также, скорее всего, намеренное решение Ланы, поскольку фильм - это скорее смысловое высказывание и "послесловие", которое было сделано, чтобы обозначить определенные вещи - но не начинать многочасовую дискуссию на счет того, что сказано. Это как встреча компании старых друзей, когда все друг друга тысячу лет знают, и давно не виделись, но рады будут просто встретиться и пообщаться, поэтому приходить на встречу "при полном параде" никакого смысла нет.

Итог

Мне однозначно понравилась четвертая часть Матрицы, и на мой взгляд, она была снята именно так, как это и нужно было сделать. Неожиданно - но "те самые" ощущения как от предыдущих частей удалось снова пережить, хоть и не так ярко, как в самом начале - но вполне реально и ощутимо. Думаю, какого-либо продолжения ждать уже не стоит - просто потому, что в нем не было бы уже никакого смысла, а для меня лично "Матрица: Воскрешение" будет еще одним полноценным фильмом, как дополнение к трилогии, художественно и по смыслу отстраивающимся от нее, но остающимся таким же значимым "смысловым высказыванием", какими были предыдущие три части. И - однозначно пересмотрю.

Достоинства
  • Актеры
  • Главные герои - те же
  • Ирония
  • Киану Ривз
  • Ностальгия
  • Честный
  • Юмор
Недостатки
  • Абсолютно недвусмысленный
  • Сюжетная линия слабовата.
T-honeyaрекомендует
Читать все отзывы 101
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 101
Смотрите также