Опубликовано 24 Ноябрь, 2014 - 03:37

Здравствуйте, дамы и господа). Продолжаю разбирать свой "университетский архив" (то есть рецензии, написанные в период учебы и изначально предназначенные для озвучивания их на занятиях). На очереди-отзыв на кино "Ассистентка":

Французский кинематограф подарил миру немало интересных и необычных фильмов. Что особенно ценно, французское кино не останавливается на каком-то одном жанре, и разнообразие достойных разноплановых картин («Леон», «1 + 1», «Медведь», «Пятый элемент») – лишнее тому доказательство. Но сегодня я бы хотела остановить свое внимание не на этих известных фильмах, а на другом кино, относящемся к категории «не для всех»- французском триллере «Ассистентка».

«Ассистентка» (в оригинале - «Переворачивающая страницы») – картина режиссера Денни Деркура 2006 года, демонстрировавшаяся на Каннском кинофестивале в категории «Особый взгляд». Один этот факт уже наталкивает потенциального зрителя на мысль «а фильм-то, наверно, стоящий, не помешало бы посмотреть». Но я, признаться честно, выбрала этот фильм не из-за столь благосклонной оценки критиков, а из-за самой темы кинокартины – вопросов мести и прощения, памяти и моральной жестокости.

Сюжет фильма весьма прост : талантливая 10-летняя девочка Мелани проваливается на экзаменах в консерваторию (подробнее об этом эпизоде будет сказано чуть позднее). Затаив обиду, разочаровавшись в себе и своих способностях, главная героиня прекращает играть на пианино и оставляет мечты о великом музыкальном будущем. Мечта-то исчезла, но обида на невежливую даму из комиссии (известную пианистку Ариану Фушекур) осталась и жила с Мелани целых 10 лет. И вот, спустя столь долгое время, героини предоставляется шанс отомстить обидчице и в буквальном смысле разрушить ее жизнь.

Пожалуй, главным и самым необычным в этом фильме является не столько тема обид и их последствий, сколь то, как она преподнесена зрителю. Нет ни крови, ни истеричных криков, ни пафосных речей. Все действия фильма - отражение реальной жизни ( и такое действительно могло произойти с каждым из нас). Сюжет движется неторопливо и плавно, а Мелани с непередаваемым спокойствием и даже неким изяществом расчетливо осуществляет свой коварный план ( вот она мило улыбается Ариане, вот она играет с ее сыном, а затем уже уверенно не является на ответственный концерт, где должна была переворачивать ноты, в то же время не сомневаясь, что ее простят – и ведь прощают же!). Завоевав доверие и любовь всей семьи мадам Фушекур, Мелани медленно и жестоко начинает эту семью разрушать. Но жестоко лишь в плане морали, тонких сплетений человеческих отношений, но никак не в духе маньяка Фредди Крюгера и компании, что очень радует – сколько можно смотреть на неубиваемых неуловимых мстителей?! Хрупкая молодая девушка, обладающая силой интеллектуальной, а не физической, является персонажем куда более интересным.

И, пожалуй, я бы даже продолжила свой отзыв в том же благожелательном и одобрительном ключе, но не пояснить ясно прослеживающуюся в моих словах иронию на тему «мечта исчезла, но обида осталась» я не могу. Действительно, фильм был бы весьма хорош, если бы не явная глупость в самом начале. А глупость эта- то самое прослушивание. Нелогичность. Нелепость. Судите сами: девочка играет на пианино, ее вот-вот должны зачислить в консерваторию, идут ответственные экзамены (за Мелани сидело еще с пару десятков абитуриентов), а тут - раааз!- открывается дверь и в приемную аудиторию как ни в чем не бывало заходит какая-то восторженная поклонница творчества Арианы Фушекур и подходит к своему кумиру за автографом. Честное слово, разве такое бывает? Я почему-то думала, что на экзаменах, тем более таких серьезных, проходной двор не устраивают…может, во Франции это в порядке вещей? Сомневаюсь. Но идем дальше. Ариана мило отказывает женщине в автографе, прося ее подождать за дверью. А что делает Мелани? Увидев, что глава комиссии отвлеклась буквально на минуту, героиня тут же замыкается, обижается («как же так, мой гений посмели прервать?») и в итоге доигрывает партию с ошибками, что называется, криво-косо. А теперь возникает вопрос-И ИЗ-ЗА ЭТОГО СТОИЛО УСТРАИВАТЬ ВЕСЬ СЫР-БОР? Из-за того, что женщина из приемной комиссии отвлеклась на невоспитанную фанатку? Нет, в моей голове это никак не укладывается, и, думаю, многие люди, посмотревшие это творение, со мной бы согласились. И всем фильм неплох, но вот это поистине глупое начало может убить весь дальнейший настрой на просмотр нелегкой судьбы униженной и оскорбленной Мелани и крайне «высокомерной и эгоистичной» Арианы. И ведь остальные действия Мелани были вполне логичны, расчетливы и даже виртуозны, но вот ЭТО САМОЕ НАЧАЛО…. Тут уже возникает множество вопросов в адекватности главной героини и даже определенная доля жалости к ее «врагине».

Пожалуй, я сделала сильный «возмущенный» акцент на сюжете, забыв при этом упомянуть актерскую игру и режиссерскую работу. Но говорить об актерах, на самом деле, долго не нужно - сыграли здорово, типажи подобраны хорошо. Претензий к исполнителям лично у меня нет, все было достойно. Отдельно стоит упомянуть режиссера Денни Деркура, режиссера-артхаусника. В его копилке не так много работ , но вот что интересно: помимо кинематографа, Деркур является …музыкантом ( теперь понятно, откуда идея «Ассистентки»), более того – профессором альта Страссбургской консерватории. Это, конечно, удивительно, но тогда тем более у меня возникает вопрос - неужели приемные экзамены во французские консерватории проходят именно ТАК (читаем выше)? А может , режиссер вовсе перенес свой личный опыт на экран, памятую о некой обиженной студентке? Увы, но это я вряд ли когда-нибудь узнаю.

А фильму - вычитая несколько баллов из-за начала - я бы поставила твердые 7 баллов из 10 возможных (а по местным критериям-4 звездочки)).

Brilliant25рекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Smile Здорово! Как будто сама фильм посмотрела. Спасибо за подробнейший отзыв, думаю,что стОит обратить внимание.
24.11.2014
Суровые фанатки классической музыки, прорвутся даже на экзамен))
25.11.2014
Вера Голубева, спасибо на добром слове Smile
Бобби, ну, фанатка там была совсем не суровая, можно сказать, даже почти интеллигентная (это не бойкие русские женщины, которые в прямом смысле слова выносят двери квартир своих кумиров и бегут километровые марафоны за машинами любимой звезды...хотя, может, и во Франции встречаются такие эмоциональные поклонницы Big smile )
Smile Фанатки везде, по-моему, одинаковые.
27.11.2014
По поводу того, что ГГ так близко к сердцу приняла то, что ''ее гений прервали''- даже не удивилась) Люди иногда из-за таких глупостей обижаются, что тушите свет, называется ''сама сказала-сама обиделась'' и подобные случаи не редкость, особенно среди замкнутых людей, которые все в себе переживают и творческих, которые вообще бывают болезненно мнительны.
А фильм обязательно посмотрю, люблю французский кинематограф и тема заинтересовала.
28.11.2014
JunkieHope, в общем, верно сказали Glasses
02.12.2014
Включила в свой список на просмотр
Другие отзывы
  • 03.11.2014
    6
    Сегодня я расскажу вам о фильме, который привлёк меня своим слоганом: «Месть - это блюдо, которое лучше подавать холодным».   Конечно, я не могла пройти мимо данного фильма. Во-первых, жанры триллер и драма уже сулит нечто необыкновенное, во-вторых, французкое кино уже само по себе удивительное.
  • На мой взгляд, французские фильмы, очень тонкие, изысканные картины, они радуют глаз от начала фильма до последних титров, заставляя задуматься, немногим оно может быть понятно и воспринято...Итак, маленькая, но очень талантливая пианистка Мелани, дочь мясника, пытается поступить в консерваторию, и …
Читать все отзывы 5
Смотрите также